2016-5-27 12:48 |
На саммите Большой семерки в Японии сделали заявление, которое в Москве назвали абсурдным, но неудивительным: санкции остаются в силе. При этом лидеры G7 возложили на Россию особую ответственность за разрешение двух острейших конфликтов сирийского и украинского.
Эксперты отмечают: саммиты G7 стараниями США становятся все более похожими на советские партсъезды. Сигналы «Большой семерки» о важности продления антироссийских санкций абсурдны, хотя и неудивительны, заявил в пятницу замглавы МИД России Сергей Рябков, комментируя итоговую декларацию саммита G7, завершившегося в Японии.
Напомним, в заключительном документе лидеры стран «семерки» высказались за то, чтобы оставить в силе санкции в отношении России. «Страны G7 договорились о необходимости продления санкций в отношении России в июне», чуть ранее проинформировал представитель одной из держав членов этого «элитного клуба», премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.
Выступая «на полях» саммита, канцлер Германии Ангела Меркель также заметила, что еще рано говорить об отмене санкций. При этом заметим, что накануне глава германского МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер был вынужден констатировать: «Мы считаем, что в ЕС усилилось сопротивление продлению санкций против России». Министр добавил, что «договориться об общей позиции в этом вопросе по сравнению с прошлым годом будет сложнее».
«Ставят телегу впереди лошади»
Говоря об абсурдности «очередных сигналов по санкционной тематике», замминистра иностранных дел России Сергей Рябков пояснил: страны G7 игнорируют очевидные вещи, а именно необходимость выполнения минских соглашений Киевом (а не только и не столько Москвой, к которой Запад предъявляет исключительные требования).
Рябков добавил, что «требования о выводе иностранных войск из Донбасса (которыми США и их союзники обуславливают снятие санкций прим. ВЗГЛЯД) не имеют никакого отношения к реальности, потому что никаких иностранных войск на территории Донбасса по определению нет».
Запад либо предъявляет невыполнимые требования, либо «забегает вперед». «Второе требование, которое к нам предъявляют, в части восстановления Киевом контроля за всеми участками границы с Россией, записано в минские соглашения как заключительный этап их выполнения», цитирует Рябкова ТАСС.
«То есть в очередной раз «Группа семи» ставит телегу впереди лошади, игнорируя очевидные вещи, которые нужно адресовать украинским властям, потому что именно они не выполняют минские соглашения в ключевых аспектах», резюмировал замруководителя МИД.
«Как на партийных съездах»
США не позволили включить в итоговое заявление саммита G7 призыв ко всем сторонам полностью выполнять минские соглашения, констатирует председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Посему, констатирует сенатор, заявление на украинскую тему, увязавшее продление санкций против России с действиями Москвы по реализации минских соглашений, нельзя расценить иначе как «одностороннее и безответственное».
Вашингтон считает, что с украинской темой «допустимо продолжать играть в геополитические игры», отметил российский сенатор.
«Истинная цена «семерки». . . замкнутый клуб по интересам после устранения из этого формата России, высказывавшей альтернативную точку зрения по ряду вопросов, более не способный генерировать «добавленную стоимость» в международных отношениях. . . Американцам их партнеры нужны, только если они соглашаются во всем. Как на партийных съездах в советские времена», написал Косачев в своем блоге в Facebook.
Схожий образ пришел на ум автору материала в парижской Le Monde, посвященного итогам саммита: встречи лидеров G7 все больше похожи на неофициальный междусобойчик, чем на площадку для разрешения серьезных мировых проблем.
В товарищах согласья нет
«Лидеры семи ведущих промышленно развитых стран говорили о возможностях роста мировой экономики, но, казалось, их мнение по поводу рисков и того, как можно отвечать на них, не совпадают», констатирует The Wall Street Journal, комментируя итоги саммита. Как отмечает ТАСС, цитируя американское издание, «cтраны в ходе саммита могли бы достичь соглашения о реализации скоординированных финансовых мер», однако «в последние месяцы, в том числе на встрече министров финансов «семерки», Токио и Вашингтон ведут ожесточенные споры относительно характера таких мер, например, относительно необходимости применять специальные инструменты для удержания роста иены».
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ на саммите описал довольно «мрачную картину развития мировой экономики, предупредив об опасности экономического кризиса». Абэ в связи с этим призвал к принятию странами «семерки» согласованных финансовых мер роста экономики», однако это предложение «вызвало сопротивление со стороны Германии», констатирует WSJ.
«Вполне логично, что лидеры «семерки», говоря о возможностях роста мировой экономики, разошлись в оценке рисков и того, как можно отвечать на них», заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.
Он напомнил, что мировая финансовая система находится в глубоком кризисе. Сейчас, по мнению собеседника, мы находимся в состоянии, предшествующем ситуации, схожей с ситуацией 2008 года. «Естественно, возникает вопрос, кто будет платить за обвал или эти издержки возможно перевести на кого-то другого. И здесь договориться невозможно», подчеркнул Коктыш.
Можно сказать, что экономическая часть наиболее пустая, может быть, потому что единой картины нет, заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД декан факультета мировой политики и экономики ВШЭ Сергей Караганов. «Если бы это был более экспертный текст, он звучал бы гораздо более тревожно, но лидеры «семерки» хотели успокоить сами себя тем, что все не так плохо», резюмировал эксперт.
«Семерка» это «инструмент для решения экономических проблем, в свою очередь отмечает Кирилл Коктыш. Она всегда плохо справлялась с проблемами политическими». И нынешний саммит продемонстрировал «отсутствие особых прорывов».
Без России не обойтись
«Хотя здесь собраны великие державы, на долю которых приходится около 40% всей мировой торговли, G7 располагает очень ограниченными возможностями», констатирует Le Monde, упоминая Россию, «которая присоединилась к группе в 1997 году и была исключена с 2014 года» в качестве санкции за «аннексию» Крыма.
«Эти встречи дают возможность для обмена мнениями, но не для принятия решений», констатировал в беседе с Le Mondе высокопоставленный французский дипломат.
На прошлой неделе пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что у Москвы нет планов возвращаться к формату G8. Ранее Москва заявила, что больше не нуждается в формате G8.
Глава МИД Сергей Лавров выразил уверенность, что «Большая семерка» не влияет на международную политику.
Заметим, что участники «междусобойчика» G7, собравшегося в японском национальном парке Исэ-Сима на берегу Тихого океана, не только грозили санкциями. На Россию возлагали особую ответственность в разрешении двух, пожалуй, самых острых конфликтов на сегодняшний день.
Хозяин площадки, премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил: «Россия должна играть конструктивную роль в решении мировых конфликтов, в том числе в Сирии. . . Необходимо поддерживать диалог с президентом России Владимиром Путиным для решения сирийского кризиса». Напомним, в начале мая премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетил Сочи, где встретился с российским президентом Владимиром Путиным. Газета ВЗГЛЯД подробно рассказывала об итогах его визита. Как заявили перед этим в МИД России, диалог Москвы и Токио был прерван под давлением США, сейчас он восстанавливается.
«В итоговом документе «семерки» нет никаких обвинений России, что существенно», подчеркивает Сергей Караганов. «С другой стороны, учитывая позицию США и Франции, декларация носит антиасадовский характер, но нет никакой ссылки на смену режима», заметил эксперт.
В декларации есть и «довольно примечательные изменения: там говорится о необходимости существования в арабском мире разных взглядов, систем, ценностей и ничего не говорится о привычной для подобного рода документов необходимости демократии». «Налицо косвенный отказ от навязывавшегося раньше единого пути. Это значит, что наши западные коллеги понемногу учатся принимать реальный мир», подчеркнул эксперт.
«Москву решили сделать виноватой»
В случае с конфликтом в Донбассе ответственность, которую хотели бы возложить на Москву страны G7, выглядела даже чрезмерной.
«Рассчитываем, что Россия будет придерживаться взятых на себя обязательств и с этой же целью окажет влияние на сепаратистов», говорится в итоговой декларации саммита. Кроме того, G7 призвала обеспечить одно из условий «Минска-2» проведение местных выборов в Донбассе, что точно зависит не от Москвы, а скорее от Киева, который явно не спешит выполнить это требование. На прошлой неделе замглавы Центральной избирательной комиссии Украины Андрей Магера заявил, что выборы в Донецкой и Луганской народных республиках в ближайшие два года провести не удастся, и назвал это «оптимистическим сценарием» (таким образом глава ЦИКа «опроверг» президента Петра Порошенко, который допустил проведение выборов в Донбассе в этом году).
«На Москву по минским соглашениям возложен только один, причем последний пункт передача контроля над границей Киеву, а все предыдущие пункты лежат на Киеве и ДНР с ЛНР», напоминает политолог Кирилл Коктыш. «Но ответственность почему-то возлагается, опять же, только на одну Москву, притом что она не может влиять на те пункты, которые идут в минских соглашениях. То есть в данном случае ничего нового «семерка» не принесла», подчеркнул эксперт.
«Москву решили сделать виноватой в том, что она контролировать не может и за что ответственность по определению нести не может», констатирует Коктыш. Таким образом, на саммите «восторжествовала линия США», отмечает эксперт.
«Но при этом Япония в этих рамках выторговывает для себя возможность вести отдельный диалог и не упускать своих перспектив, которые у нее по ходу возникают», добавляет собеседник.
«Содержится весьма жесткая критика украинского режима»
По мнению Сергея Караганова, по Украине, на первый взгляд, ни одного нового слова. Однако в тексте «содержится весьма жесткая критика украинского режима, необычная для такого рода текстов», подчеркнул Караганов и пояснил, что оговаривается необходимость определенных действий для генеральной прокуратуры Украины. Это упоминание «вызывает некоторое изумление». «Вопрос, во-первых, мелкий, и, во-вторых, понятно, что это какая-то коррупционная история для Украины», отметил собеседник.
Караганов напомнил, что увязывание антироссийских санкций с минскими соглашениями «абсолютно старая позиция, она будет держаться до тех пор, пока Запад не почувствует, что дело у него плохо, может расколоться, и тогда признает, что вроде как выполнили или хотя бы частично выполнили», указал Караганов. Он добавил, что «семерка» также призывает провести выборы в Донбассе, на чем настаивала Россия.
Заявление о том, что Россия должна играть конструктивную роль в решении мировых конфликтов, в контексте документа выглядит «скорее позитивным, нежели негативным», резюмирует собеседник. «Дипломаты, видимо, крутили-крутили, совершенно очевидно, что кто-то хотел это сделать критическим, а потом кто-то «закруглил» формулировки», заметил Караганов.
Теги:
санкции, Япония, Россия и Запад, саммит, Украина, Сирия, Донбасс, G7
Закладки:
.
Подробнее читайте на vz.ru ...