2018-9-10 00:30 |
Завершился единый день голосования, в ходе которого прошли выборы глав 26 субъектов Федерации, 17 законодательных собраний и 12 представительных органов власти административных центров регионов. В целом они прошли предсказуемо — за исключением некоторых регионов Дальнего Востока и Сибири, о которых речь пойдёт ниже, на свои посты были избраны действующие главы регионов.
Так, по предварительным данным, главой Чукотского автономного округа переизбран Роман Копин, набравший 57,83% голосов избирателей (здесь и далее подсчёт голосов на момент публикации). Копин возглавляет Чукотку с 2008 года и неоднократно переизбирался на пост главы региона. Врио губернатора Магаданской области Сергей Носов побеждает с куда более значительным отрывом: он набрал порядка 81,61% голосов избирателей. Большую поддержку оказали избиратели также и главе Республике Саха (Якутия) Айсену Николаеву, который набрал 76,19%.
К числу рекордсменов по уровню поддержки на выборах можно отнести и новоизбранного главу Кемеровской области Сергея Цивилёва, который получил 83,91% голосов. Этот результат крайне значим, поскольку после трагедии в ТЦ "Зимняя вишня" и последовавшей затем отставке многолетнего руководителя Кузбасса Амана Тулеева многие эксперты сомневались в способности Цивилёва удержать ситуацию под контролем и найти общий язык с местной элитой — как видим, это ему удалось.
Если заканчивать обзор избранных губернаторов в СФО, то очень хорошие результаты получили главы Тюменской и Омской областей Александр Моор и Александр Бурков, которые набрали 71% и 82,51% соответственно. При этом врио главы Алтайского края и Новосибирской области Виктор Томенко и Андрей Травников также одержали победу уже в первом туре, хотя и с более скромными результатами: на Алтае Томенко набрал 53,45%, а Травников смог заручиться поддержкой 64,61% голосов жителей Новосибирской области. Следует отметить, что и Томенко, и Травникову достались крайне непростые регионы, в которых был (и во многом остаётся) высокий уровень конфликтности элиты, ориентированной на прежнее региональное руководство. Тем не менее они смогли выстроить эффективную коммуникацию с избирателем и заручиться поддержкой избирателя. Безусловно, нельзя не упомянуть губернатора Красноярского края Александра Усса, набравшего порядка 61%, — в его победе мало кто сомневался, Усс старожил красноярской политики, почти 20 лет возглавлявший региональное законодательное собрание.
В европейской части России и в Поволжье все губернаторы, поддержанные президентом (причём вне зависимости от партийной принадлежности), победили в своих регионах. Начать, пожалуй, стоит с результата мэра Москвы Сергея Собянина, который, по предварительным данным, обнародованным ЦИК в конце единого дня голосования, набирает порядка 70% при явке по Москве в районе 28–30%. Этот результат (по явке) находится в таких же границах значений, что и на выборах глав крупных зарубежных мировых мегаполисов. Кандидат от КПРФ Вадим Кумин ничего Собянину противопоставить не смог и набирает лишь около 11%, то есть почти в семь раз меньше действующего мэра. Успех Собянина был закономерен и обусловлен прежде всего гигантской программой благоустройства и улучшения качестве городской среды в Москве, что признавали даже его критики.
Дмитрий Азаров в Самарской области набрал 77,54%, а Глеб Никитин в Нижегородской области — 71,53%. Главы Ивановской, Воронежской, Орловской и Псковской областей показали хороший результат: по предварительным данным, у всех новоизбранных губернаторов уровень поддержки держится в районе 70% и выше.
В Подмосковье результат Андрея Воробьёва (также по предварительным и пока ещё неполным данным) превышает 63% — что само по себе довольно неплохо, особенно если учитывать, с какими общественными и экологическими проблемами пришлось столкнуться команде Воробьёва.
И вот теперь необходимо рассмотреть вопрос о территориях, где действующие губернаторы не смогли победить в первом туре и теперь предстоит ещё один раунд политической борьбы. Во-первых, речь идёт о губернаторе Хабаровской области Вячеславе Шпорте, который смог набрать лишь 35,57%, заняв при этом второе место и проиграв выдвиженцу от ЛДПР Сергею Фургалу, который хоть ненамного, но всё же опередил действующего главу региона и получил 35,84%. Результат вдвойне удивителен, если вспомнить о том, что ещё пять лет назад Шпорт уверенно выиграл у того же Фургала, набрав почти 64%, в то время как его оппонент получил порядка 19%. Хабаровская область при этом не сказать чтобы была в каком-то специфически бедственном положении среди регионов Дальнего Востока, в регионе развивалась промышленность, росли мощности по переработке той же древесины, развивалась трансграничная торговля с Китаем, а также проекты в сфере логистики, портового хозяйства и т. д.
Однако росла и закредитованность края: долг вырос с нескольких миллиардов рублей в 2009 году до 41 миллиарда рублей на начало 2018 года, значительно отставала в развитии социальная инфраструктура, в регионе продолжался отток населения в европейскую часть страны, падала рождаемость — и ситуация с "дальневосточным гектаром" не могла исправить проблему, к тому же, как отмечают эксперты, сильно подточила рейтинг Шпорта его информационная и медийная закрытость.
В Приморье врио губернатора Андрей Тарасенко балансирует на грани 47% и в первом туре победу также не одерживает. Приморье вообще всегда было особым регионом, с крайне запутанными внутриэлитными конфликтами. Видимо, Тарасенко не хватило времени и усилий команды для налаживания нормальной электоральной работы — достаточно вспомнить, что на должность руководителя избирательного штаба Тарасенко был приглашён бывший глава МЧС Пучков, к которому после отставки с его поста возникло много вопросов.
Интересна ситуация и в Хакасии, где действующий глава республики Виктор Зимин набирает 38,39% голосов, в то время как его конкурент от КПРФ Коновалов — 42,14%. Хакасия представляет практически идеальный вариант "забытой Богом территории", которая долгие годы находится в режиме экономической стагнации и отсутствия драйверов роста. Зимин управляет регионом начиная с 2009 года, и каких-то особых экономических прорывов за время его полномочий жители республики не ощутили. Зимин также постоянно оказывался в хвосте рейтингов, составляемых различными отечественными политологическими центрами. Таким образом, второй тур в Хакасии является наиболее характерным барометром усталости жителей субъекта и сигналом федеральному центру о крайне неблагополучной ситуации в регионе.
Крайне неудачно выступила и губернатор Владимирской области Светлана Орлова, которая также не преодолела планку в 50% и в настоящий момент опустилась до 39%. Те, кто следил за избирательной кампанией Орловой, отмечали неумение губернатора поддерживать адекватный уровень политической конкуренции в регионе, избыток скандалов, а также общую социально-экономическую деградацию области. Все эти факторы привели к тому, что доверие к главе области сильно просело, что фиксировалось социологами ещё как минимум за неделю до выборов. Орловой, безусловно, предстоит тяжёлая борьба во втором туре с неизвестным исходом.
Вместе с тем необходимо отметить, что, судя по предварительным данным ЦИК, "Единой России" по большей части удалось сохранить большинство в основной массе региональных законодательных собраний. Только в трёх регионах вперёд вырвалась КПРФ: в Ульяновской области коммунисты набрали порядка 45% голосов, в Иркутской — 33,68%, в Хакасии — 31,5%.
Нужно помнить при этом, что в региональных парламентах, как правило, действует смешанная система формирования депутатского корпуса и единороссы, как показывает опыт, в большинстве случаев побеждают в одномандатных округах — так что итоговый расклад может поменяться. А во-вторых — коммунисты даже при массированной информационной кампании по пенсионной реформе смогли мобилизоваться лишь в 3–4 регионах, проиграв остальные из 17 заксов, где у "Единой России" будет большинство. В нынешней ситуации роста социального недовольства партия власти выступила куда лучше, чем ей многие предрекали.
Результаты региональных губернаторских кампаний (а самое главное — уроки поражений действующих глав в первом туре) позволяют выделить несколько тенденций. Во-первых, география протестного голосования, причём как на губернаторских выборах, так и за депутатов заксобраний, отчётливо демонстрирует растущую социальную и политическую обособленность регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока от европейской части страны.
Очевидно, что на этих территориях, несмотря на все рапорты местных начальников, имеются глубинные экономические проблемы такого масштаба, что перестаёт действовать даже административный ресурс. Это очень опасное явление, и федеральному центру нужно срочно что-то с этим делать. Выборы показали, что губернаторы не могут и не должны слепо рассчитывать на то, что поддержка федерального центра даст им индульгенцию от всех электоральных проблем — это теперь так не работает, нужно и самим досконально знать территорию и понимать проблемы жителей, а не ходить по паркетным коридорам в Москве.
А во-вторых, необходимо отметить, что практически все молодые губернаторы так называемого технократического призыва смогли с честью пройти испытания выборами, в то время как провалили их как раз в основном старые кадры, с биографией и политическими принципами из 90-х, а то и из советского времени. Это важный момент, указывающий на то, что курс на обновление региональных руководителей нужно продолжать, новые управленцы в среднем успешнее и вменяемее старых кадров, которые к тому же ещё и погрязли в разного рода местных схемах и коррупционных методах работы. .
Подробнее читайте на life.ru ...
Источник: life.ru | Рейтинг новостей: 130 |