2021-5-12 17:28 |
После трагических событий в Казани снова встал вопрос о том, как избежать повторения подобных ситуаций
Почему в учебных заведениях происходят массовые преступления и какие меры на самом деле способны их предотвратить Metro поинтересовалось у врача-психотеравпевта Дмитрия Ковпака.
- Это трагедия, которую конечно легко предсказывать постфактум, и сложно задолго. Причины сможет назвать судебно-психиатрическая экспертиза. Гадать и придумывать по отрывочным данным В - это спекуляции. Не стоит на себя брать функции специалистов в диагностике, формулируя формальные знаки и признаки. В каждом случае много факторов и их персональная динамика. Да, система психиатрической экспертизы при выдаче права на приобретение оружия сейчас хромает. Но, во всем мире, как в случае с Эриком Харрисом и Диланом Клеболдом из школы Колубайн или Чо Сын Хи из Виргинского политехнического университета, Адамом Ланца в США, Эриком Пеко Аувиненом из Финляндии, Андреасом Боейвиком из Норвегии, Дмитрием Виноградовым из Москвы или случаем в Крыму периодически возникают не укладывающиеся в голове чудовищные преступления и крайняя жестокость. И это не только и не столько проблема 21 века и интернета, сколько проблема диагностики и, главное, системной помощи людям в тяжёлых состояниях и ситуациях, людям, переполненным гневом и безысходностью, агрессией направленной на других и себя. Системной работы диагностики, профилактики и превенции психических и психоэмоциональных проблем в школах, колледжах и ВУЗах. Интернет и масс-медиа это лишь повод и иногда эффект последней капли, но не первопричина. Что в данном случае послужило причиной и поводами предстоит разбираться судебно-психиатрической экспертизе.
Вооружать школьную охрану бессмысленно
Как отметил эксперт, в исследовании, проведенном учеными в феврале 2021 года, были изучены 133 попытки и совершения массовой стрельбы в школах с 1980 по 2019 год и, с учетом других факторов, таких как размер школы, количество стрелков, количество и тип огнестрельного оружия, ученые обнаружили, что уровень смертности для жертв был в три раза больше в школах с ВООРУЖЕННОЙ охраной на месте происшествия.
Вооружать школьную охрану - это не решиние проблемы, считает эксперт.
depositpfotos
Фото:
- Исследования показали, что наличие офицерского оружия увеличивает агрессию - это известно как "эффект оружия". Он может усугубляться еще и тем фактом, что многие школьные стрелки склонны к самоубийству и могут рассматривать шутинг как намеренную провокацию правоохранителей на применение их оружия. Этот вариант известен как "самоубийство посредством полицейского". Профессор Денсли (британско-американский социолог и профессор уголовного правосудия в Метрополитенском государственном университете . Наиболее известен как соучредитель проекта "Насилие" и соавтор книги "Проект насилия: как остановить эпидемию массовых убийств" - прим.ред.) говорит: "Даже если многие законодатели хотели бы видеть больше оружия в школах за счет вооружения учителей, мы считаем, что это не решение. Эта логика противоречит нашему исследованию, которое показывает, что теплая и гостеприимная школьная среда, в которой все учащиеся чувствуют себя в безопасности и получают поддержку, является основой, на которой строится хорошая школьная безопасность. На наш взгляд, консультанты, социальные работники, сети поддержки сверстников и небольшие классы - это то, что школам сейчас больше всего нужно для предотвращения насилия. Они могут подчеркнуть прочные и доверительные отношения между учениками и взрослыми и научить их сочувствию и альтернативам насилию как средству разрешения споров.
Персонал школы и учащиеся нуждаются в обучении тому, как выявлять учащегося, находящегося в кризисной ситуации, и как формулировать сообщение о том, что они видят и слышат скрытые свидетельства насильственных намерений. Педагогам нужны новые инструменты, которые помогут идентифицировать учащихся до того, как они станут угрозой. Это означает недопустимость неправомерного наказания учеников, находящихся в кризисной ситуации, исключением из школы или уголовным обвинением – то есть теми мерами, которые могут усугубить кризис и увеличить претензии к учебному заведению".
Поможет только системный подход
- Наивно верить в то, что ужесточение есть средство против жестокости, - продолжает Дмитрий Ковпак, - В Что насилие может прервать насилие, или, тем более, отучить от него. В превенции школьной стрельбы вообще не должно быть угроз и насилия, репрессий и наказаний. Это дело педагогики, психологии и культуры, в редких случаях психиатрии. Это трудно, долго и затратно. Конечно не так заметно для обывателя, который любит демонстрацию из резких и наглядных "мер" властей – на такой запрос власти, собственно, и отвечают формальной, но эффектной поркой невиновных и награждением непричастных. А в таких сложных и тонких вещах как психика и проблемное поведение работает только системный и последователный подход.
Данные показывают, что школьные стрелки, как правило, являются нынешними или бывшими учениками школы.
depositpfotos
Фото:
Преступники устраивают стрельбу в своих школах
- Избежать повторения подобных трагедий сложно. Но системно можно. Данные показывают, что школьные стрелки, как правило, являются нынешними или бывшими учениками школы. Они почти всегда находятся в каком-то кризисе перед нападением, на что указывает заметное изменение поведения в сравнении с обычным. Часто это проявляется в суицидальных мыслях. Школьные стрелки также часто сообщают о своих планах насилия заранее, в основном своим сверстникам, часто через социальные сети. Обычно они добывают свое ружье в семье и у друзей, не способных его надежно хранить.
Необходимо менять всю систему
- Такие преступления – всегда многофакторный риск. Но однозначно то, что всех, кто работает в школах, нужно кардинально переучивать. В области законодательства надо точно усиливать нормы, пресекающие насилие в семье. Необходимо грамотно и планомерно развивать инклюзию. Развивать в школах принципы демократии. Уделять особое внимание гуманитарным дисциплинам – литературе, истории, обществоведению, искусствоведению, иностранным языкам. Нужна гуманитаризация точных наук (зачем мы изучаем химию и биологию – чтобы познать ЧЕЛОВЕКА). Точные и естественные науки крайне нужны. Но любая агрессия – это, в первую очередь, катастрофический дефицит soft skills (вВ переводе сВ английского – "гибкие навыки" - прим.ред.) А эти навыки – продукт гуманитарный. Из мониторингов и контрольно-измерительных стратегий максимально убирать соревновательность и внедрять командность. Не тот лучше, кто выше прыгнул, а тот лучше, кто шустрее подсобил в достижении общей цели. Необходимо развивать многокомпонентное тьюторство в школе (вместо вооруженной охраны). Необходимы уроки коммуникации – бесконечное и профессиональное обучение дипломатии, СЛОВЕСНОМУ выражению гнева, протеста, несогласия, навыкам дискуссии и самоадвокации. Без всего этого школа не будет безопасным местом.
Хроническое унижение и размещение человека в страте неудачников вызывает желание проявить себя "высокоинтеллектуально" - ведь спланированное и совершенное преступление в этой извращенной логике доказывает наличие высокого интеллекта, которое отвергалось в условиях текущей учебной жизни.
В
Подробнее читайте на metronews.ru ...