2018-2-15 08:30 |
Исследовательский центр Европарламента выпустил исследование о состоянии прав человека на Украине. В разделе, который касается состояния прав человека, отмечается, что, несмотря на то что определённые сдвиги в вопросе прав человека и политических свобод в 2014–2015 годах фиксировались, в 2016–2017 годах ситуация оставалась "статичной", а сама страна оставалась в зоне "относительной свободы".
Другим трудным и противоречивым вопросом для Украины остаётся ратификация Римского статута, который признаёт юрисдикцию Международного уголовного суда над Украиной. Киев подписал Римский статут ещё в 2000 году, однако так до сих пор его не ратифицировал, чего требуют разного рода организации гражданского общества в стране, документирующие преступления.
Также у Венецианской комиссии и Совета Европы вызывает сомнение статья 7-я Закона об образовании Украины, которая фактически ликвидирует среднее и высшее образование на языках национальных меньшинств и дискриминирует общины венгров, румын, поляков и болгар. В докладе указывается на тот факт, что "темп демократических реформ" существенно тормозится инерцией государственной бюрократии, а участие гражданского общества в совместном с ЕС процессе диалога по правам человека формально и сводится лишь к предварительным консультациям.
Также государство преследует отдельных гражданских активистов и стремится существенно ограничить деятельность антикоррупционных НКО — так, в частности, приводятся примеры поправок в статью 3-ю Закона о предотвращении коррупции, а также законопроект № 6674, внесённый администрацией президента Порошенко, которые предполагают более строгий контроль за деятельностью НКО, полное раскрытие субподрядчиков, источников финансирования, предоставление отчётов о работе сотрудников НКО, а также раскрытие их в случае поздней подачи отчётности (чего раньше в украинской практике никогда не было).
В исследовании Европарламента отмечается также и то, что "власти Украины систематически используют военные действия как оправдание нарушения прав человека вне зоны АТО", причём отдельной большой проблемой, по мнению аналитиков Европейского парламента, являются нарушения прав временно перемещённых лиц и тех граждан Украины, что проживают в так называемой серой зоне на линии соприкосновения между Вооружёнными силами Украины и ополчением Донбасса и Луганска. В докладе констатируется, что у жителей почти 72 населённых пунктов нет фактически доступа к элементарным благам, отсутствует отопление и канализация, электричество поступает с перебоями, они находятся под постоянной угрозой артиллерийских обстрелов с той или иной стороны конфликта. Также в качестве одной из системных проблем в вопросе соблюдения прав человека на юго-востоке страны назван вопрос выплаты пенсий тем гражданам, что проживают на неподконтрольных официальному Киеву территориях, — люди вынуждены регистрироваться по новому месту жительства, и их отсутствие там служит основанием для отказа в выплате пенсий.
Примечательно, что обращено внимание в докладе и на такой острый вопрос украинской внутренней политики, как нереформируемость и тотальная неподконтрольность СБУ, которая, как отмечается, "является наименее затронутой реформами в правоохранительном секторе структурой" и к тому же пользуется "практически неограниченным иммунитетом от расследований её злоупотреблений". В этом контексте упоминаются даже так называемые добровольческие батальоны, которые также названы в качестве источника существенных нарушений прав человека, — в этой части аналитики Европарламента ссылаются на соответствующие материалы наблюдателей ОБСЕ.
Следует отметить, что в докладе также затрагивается крайне чувствительный для украино-европейских отношений момент, касающийся политического покровительства украинских властей со стороны официального Брюсселя. Так, в частности, отмечается, что ЕС, по сути, закрывал глаза на действия Киева, которые не вписывались в общую концепцию соблюдения прав человека. В качестве примеров такого "молчаливого согласия" властей Евросоюза с репрессивной политикой Украины в докладе приведены случаи с запретом вещания ряда российских телеканалов, а также запрет Коммунистической партии Украины за "продвижение сепаратизма".
Примечательно, что в качестве мер, предлагаемых Европарламентом для исправления ситуации, помимо общего мониторинга, а также допуска более плотного сотрудничества с международными правозащитными организациями, предлагается сделать акцент на судебной и электоральной реформах, а также на реформе правоохранительного сектора (и в первую очередь СБУ). Подобного рода предложения демонстрируют, с одной стороны, возрастающее раздражение европейских кураторов Киева, недовольных тем, что конкретные исполнители на Украине, погрязшие в коррупции и неэффективности, могут в действительности спровоцировать очередной взрыв народного недовольства и поставить под угрозу политику Запада на Украине в целом.
При этом и ЕС, и США стараются повлиять на Киев не столько на политическом уровне (где особые усилия не нужны, так как вся нынешняя украинская политическая элита находится в положении вассалов той или иной степени вовлечённости), сколько на уровне попыток продавить конкретные управленческие и законодательные решения. Финансовые вливания многочисленных западных доноров Киева не приносят практически никаких ощутимых и конкретных результатов. Украина по-прежнему остаётся крайне коррумпированным и неэффективным государством, управление которым осуществляется рядом олигархических кланов.
Запад, а также Соединённые Штаты на правах непосредственных кураторов своих киевских подопечных продавливают ускоренную приватизацию, либерализацию рынка сельскохозяйственных земель, а также пакет законодательных и судебных реформ. Но эти реформы, за редким исключением, практически далеки от реализации, чего не скажешь о прекрасно чувствующих себя на Украине грантовых программах многочисленных госфондов стран ЕС и США, распределяющих финансирование на проведение очередных "структурных реформ".
Соединённые Штаты практически в открытую выделяют средства на различного рода программы поддержки Украины фирмам, тесно сотрудничающим долгие годы с американским правительством. Деньги по условно "украинской проблематике", скорее всего, даже не покинут счета в США. Так, в частности, по данным американского правительственного портала, Агентство по международному развитию США через Госдеп перечислило крупной международной консалтинговой корпорации Deloitte 3,2 миллиона долларов на цели технического содействия реформированию корпоративной структуры "Нафтогаза".
При этом всё та же Deloitte практически одномоментно с контрактом на реформирование "Нафтогаза" получила (также по линии USAID) ещё два контракта — на 3,85 и 1,1 млн долларов для некоего "технического содействия" Правительству Украины, что, учитывая характер и время выдачи, позволяет сделать вывод о том, что эти средства также предназначены для грядущей реструктуризации "Нафтогаза". .
Подробнее читайте на life.ru ...