2018-2-2 09:30 |
1 февраля польский Сенат одобрил пакет поправок к Закону об Институте национальной памяти, принятый 26 января Сеймом. Поправки определяют понятие преступлений украинских националистов против польского народа в 1925–1950 годах и предусматривают уголовную ответственность за отрицание этих преступлений и пропаганду "идеологии бандеризма" (по аналогии с нацизмом), а также за обвинения поляков в преступлениях против евреев в годы Второй мировой, включая употребление слов "польские лагеря смерти" в отношении Аушвица и других нацистских концлагерей.
Поправки по поводу уголовной ответственности (до 3 лет тюрьмы) за обвинения поляков в участии в холокосте 28 января были негативно оценены премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху, так как, очевидно, затруднят исследование и оценку геноцида евреев на оккупированной польской территории в 1939–1945 годах. Однако основное внимание привлекли поправки, касающиеся деятельности украинских националистов.
— Напомню, что этот закон не только ставит задачи Институту национальной памяти, но и предусматривает уголовные санкции против тех, кто оспаривает преступления против поляков на Волыни, а также роль ОУН и УПА в убийстве граждан Второй Польской Республики, — отметил 26 января изданию wPolityce. pl депутат Сейма от правопопулистской партии Kukiz’15 Томаш Ржимковский, один из вносивших в июле 2016 года поправки в Закон об Институте национальной памяти. — Назовём вещи своими именами. Это был геноцид польского народа, совершённый украинскими экстремистами.
В законе говорится про "действия, совершённые украинскими националистами в 1925–1950 годах, связанные с применением насилия, террора или других форм нарушения прав человека против отдельных лиц или групп людей". Даты выбраны не случайно.
В 1925 году на находившихся под властью Польши территориях Западной Украины начали действовать боевики Украинской военной организации (УВО), грабившие банки и убивавшие польских чиновников. Одно из первых убийств совершил 19 октября 1926 года во Львове Роман Шухевич, будущий главнокомандующий Украинской повстанческой армией (УПА)*. В 1929 году в Праге было создано политическое крыло УВО — Организация украинских националистов (ОУН)*, которая после убийства 23 мая 1938 года в Роттердаме её вождя Евгения Коновальца раскололась на две враждующие фракции — Степана Бандеры и Андрея Мельника. Развёрнутая бандеровской ОУН в 1942 году УПА активно действовала на территориях Польши и СССР вплоть до 1950 года, когда был ликвидирован Шухевич и разгромлены основные силы этой террористической организации.
— Мы использовали термин "украинские националисты", потому что он имеет более широкий смысл, — пояснил wPolityce. pl Ржимковский. — Предложенные "Гражданской платформой" поправки предлагали ограничиться только националистами Бандеры. И, например, это не относилось бы к мельниковцам и к той украинской черни, которая участвовала в геноциде в Волыни. Они не были членами политических или полувоенных организаций, это были просто рядовые украинцы, соседи поляков, которые взяли сельскохозяйственные орудия и под влиянием идеологии убили этих соседей.
Внесённый депутатами от Kukiz’15 (эта партия обладает в нижней палате третьей по величине фракцией после правящей партии "Закон и справедливость" и оппозиционной "Гражданской платформы") в Сейм 6 июля 2016 года закон прошёл первое чтение уже в октябре того же года, а затем был положен "в долгий ящик". Следующее рассмотрение закона было назначено на 8 ноября 2016 года, но в этот день оказалось, что представители "Закона и справедливости" убрали его из повестки заседания, дабы не осложнять отношения с восточным соседом ввиду намеченного на 13 декабря 2017 года визита на Украину президента страны от той же партии Анджея Дуды. Это вызвало гнев представителей Kukiz’15, акцентировавших (в том числе в законе) внимание на сотрудничестве бандеровцев с Третьим рейхом.
— Представители украинского государства приезжают и плюют в нашу сторону. Они сравнивают маршала Пилсудского, нашего национального героя, с бандитом Бандерой. Мы сравниваем наших героев из "Армии Крайовой" и "Национальных вооружённых сил" (воевавших в 1939–1945 годах в подполье против нацистов. — Прим. Лайфа) с бандитами из ОУН-УПА. Как долго мы будем терпеть это унижение? — заявил с парламентской трибуны Ржимковский. — Я жду, когда почётный караул дивизии СС "Галичина" поприветствует (в ходе визита на Украину. — Прим. Лайфа) польского министра иностранных дел, польского премьер-министра, польского президента!
И вот наконец 26 января закон был вновь внесён в Сейм и поддержан 279 из 441 его депутатов. За его принятие проголосовали в полном составе фракции правых Kukiz’15 и "Права и справедливости" и центристской "Польской крестьянской партии", а также несколько представителей оппозиционных либеральных партий — два депутата от "Гражданской платформы" и пять от "Современной".
— Надеюсь, что этот законопроект станет импульсом для пробуждения и Украина поймет, что. . . бандеровская и неонацистская Украина абсолютно неприемлема для западного мира. Это вакцина, которая заставляет Украину не интегрироваться с Западной Европой, — говорит Ржимковский.
Последнее заявление — выразительный намёк на то, что Польша будет препятствовать евроинтеграции, ставшей в 2014 году главным предвыборным обещанием нынешней украинской власти. "С Бандерой в Европу вы не войдёте", — как ранее заявил 3 июля 2017 года в интервью изданию wSieci министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский.
Под ударом оказываются государственные украинские инстанции, связанные с переименованием улиц на Украине в честь деятелей УВО и ОУН. Инициировавшего закон об этом главу Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича уже объявили в ноябре 2017 года в Польше персоной нон грата, как и секретаря государственной межведомственной комиссии Украины Святослава Шеремета. Этот список может быть расширен, включая запрет въезда в Шенгенскую зону в целом.
Наконец, уголовное преследование согласно новому закону может быть возбуждено против иностранцев, которые оправдывают Волынскую резню или исповедуют идеи Степана Бандеры. Последнему соответствуют многие украинские политики высшего звена, включая главу Верховной рады Андрея Парубия (заявившего в 2008 году, будучи депутатом от партии "Наша Украина — Народная самооборона", что "законодательное признание УПА — это главнейшее задание для парламента этого созыва") или нынешнего вице-премьера Вячеслава Кириленко, ранее, например 1 января 2014 года, принявшего участие в факельном шествии в день рождения Бандеры в Киеве. Далее ордер на арест может быть передан в Интерпол, что ставит крест на визитах многих украинских политиков на Запад.
* Организации запрещены в России Верховным судом РФ. .
Подробнее читайте на life.ru ...