2016-4-4 19:50 |
Армения, поддерживающая, но не признающая Нагорный Карабах, может де-юре признать республику в случае продолжения конфликта. Об этом заявил президент Армении Серж Саргсян, уроженец Карабаха и активный участник большой войны начала 1990-х.
Однако, скорее всего, эти слова являются лишь частью политической риторики, и на это есть свои причины. «Если военные действия будут продолжены и получат более широкий масштаб, Республика Армения признает независимость Нагорно-Карабахской республики», заявил в понедельник президент Армении Серж Саргсян, выступая на встрече с послами стран членов ОБСЕ в Ереване. Ранее в понедельник вице-спикер парламента Армении Эдуард Шармазанов также заявил, что законодательная власть страны может обсудить вопрос признания независимости непризнанной НКР.
Нагорно-Карабахская республика (или Республика Арцах), провозгласившая свою независимость 2 сентября 1991 года, к настоящему моменту не получила признания ни от одного из государств членов ООН. Признание было получено лишь от двух частично признанных государств Южной Осетии и Абхазии, и одного непризнанного Приднестровья. Армения, которая фактически поддерживает Нагорный Карабах, тем не менее де-юре не признает НКР. Официальный Ереван придерживался мнения, что этот шаг может навредить переговорному процессу, который ведется с 1992 года в рамках Минской контактной группы.
Президент Армении упомянул в одном заявлении обещание (или угрозу) рассмотреть вопрос о признании независимости НКР и заявление о начале военной помощи самопровозглашенной республике. «Республика Армения как сторона соглашения о прекращении огня 1994 года продолжит полноценно выполнять свои обязательства по обеспечению безопасности населения Нагорного Карабаха. Более того, я поручил МИДу начать работы по заключению договора о военной взаимопомощи с Карабахом», цитирует Саргсяна президентская пресс-служба.
Важно отметить, что биография президента Армении тесно связана с Карабахом, карабахским конфликтом и его «заморозкой». Саргсян уроженец Степанакерта, нынешней столицы НКР; в 19791988 годах работал в степанакертском горкоме комсомола, а с началом войны и вплоть до 1993 года возглавлял комитет сил самообороны НКР. В бытность Саргсяна министром обороны Армении, 5 мая 1994 года, был подписан Бишкекский протокол соглашение о прекращении огня, подписанное Арменией и НКР с одной стороны и Азербайджаном с другой.
Бишкекский протокол стал основанием для того хрупкого состояния статус-кво, которое поддерживалось на протяжении последних двух десятилетий, периодически нарушаясь вспышками насилия. Сейчас на наших глазах разворачивается едва ли не самый масштабный из таких конфликтов.
Серьезность нынешним событиям придает то, что, с точки зрения Еревана, в конфликт на стороне Азербайджана вовлечена третья сила, претендующая на роль региональной сверхдержавы. В понедельник Серж Саргсян обвинил Турцию в разжигании карабахского конфликта. Поддержка Баку Анкарой создает новый очаг напряженности в Нагорном Карабахе, передает его слова РИА «Новости».
В этот же день президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подчеркнул, что Анкара поддерживает Азербайджан в конфликте с Арменией вокруг Нагорного Карабаха и заявил, что однажды территория «вернется в состав Азербайджана». «Если не ошибаюсь, единственный лидер, который в последние дни обратился только к одной столице и во всем поддержал соответствующую сторону, был президент Турции Эрдоган», констатировал глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. По его словам, позиция Турции противоречит политике ответственных мировых держав и «подливает масла в огонь».
Впрочем, и признание Арменией независимости НКР вряд ли будет одобрено мировым сообществом.
«В самом-самом крайнем случае»
Признание Нагорного Карабаха вызвало бы сильное внешнеполитическое давление на Армению, полагает директор Центра стратегической конъюнктуры, политолог Иван Коновалов. В первую очередь со стороны стран Запада, возможно, были бы применены экономические санкции, отметил эксперт в комментарии газете ВЗГЛЯД.
«Армения всегда и во всем поддерживала Нагорный Карабах. В то же время Ереван всегда избегал резких политических шагов. Это вызвало бы серьезное внешнеполитическое давление экономического и дипломатического плана, в первую очередь со стороны ЕС и США, отметил Коновалов. У Армении нет таких возможностей, как у России, чтобы противостоять по всем фронтам. Тем более она окружена практически со всех сторон, кроме Ирана и Грузии, недружественными странами».
Одним словом, у Армении сложное положение, и поэтому она не шла на резкие политические шаги, сказал собеседник. «Однако если ситуация будет развиваться в сторону дестабилизации и развязывания новой войны, то Ереван может пойти на признание Нагорного Карабаха. Пока это всего лишь заявления, с азербайджанской стороны также звучат резкие заявления. Реального желания прекратить боевые действия пока не видно. Армения пойдет на признание Карабаха в самом-самом крайнем случае», подытожил политолог.
«Может отпугнуть инвесторов»
Политолог, редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований (РИСИ) Аждар Куртов отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД, что руководство Армении не видело и не видит явных политических выгод в признании независимости самопровозглашенной НКР.
«Армения неоднократно пыталась поставить вопрос о признании независимости Нагорного Карабаха. Даже парламент страны обсуждал это. Ереван, просчитывая ситуацию, приходит к выводу, что этот шаг вряд ли будет поддержан какой-либо стороной. Они пытались добиться признания НКР от другого государства, но у них не получилось», сказал политолог.
Эксперт отметил основные причины, исходя из которых Армения до сих пор не признала Нагорный Карабах. «Армения бедная страна, и она заинтересована в зарубежных инвестициях. Резкие политические шаги, каковым, безусловно, является признание НКР, могут испугать инвесторов. То есть руководство Армении не видит очевидной выгоды в признании НКР. Если же Ереван все-таки признает НКР, то ситуация может обостриться. Однако это даст возможность армянской армии впрямую выступить на стороне НКР», отметил политолог.
«Политическое руководство Армении вынуждено обращаться к международному сообществу, предпринимать какие-то шаги, чтобы избежать разрастания войны, подобной той, которая была в 1990-х годах. Любой человек в здравом уме понимает, что военные потенциалы Азербайджана и Нагорного Карабаха несопоставимы. И полагать, что агрессором в этой ситуации является НКР, из области фантазии», сказал Куртов.
«Адекватный удар» и «укрепительные работы»
Тем временем сообщения, поступающие из зоны конфликта, свидетельствуют о том, что о его остановке пока не может быть и речи. Армянская сторона заявляет, что нанесет «адекватный удар», если азербайджанская армия не прекратит обстрелы в Карабахе, сообщил в понедельник пресс-секретарь минобороны Армении Арцрун Ованнисян.
Его азербайджанский коллега Вагиф Дяргахлы в свою очередь заявил: министр обороны Азербайджана Закир Гасанов отдаст приказ начать мощные артиллерийские удары по армянским позициям в Ханкенди (азербайджанское название Степанакерта) и другим районам Нагорного Карабаха, если армянская сторона не прекратит обстрелы азербайджанских населенных пунктов.
Стороны продолжают сообщать о потерях противника. «С десятками потерь азербайджанские военные были отброшены. Кроме того, уничтожено еще пять танков Т-90», сообщил пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян армянскому государственному информагентству «Арменпресс». Ранее Степанакерт и Ереван сообщали об уничтожении 25 азербайджанских танков.
Как сообщает «Интерфакс», в то же время минобороны Азербайджана утверждает: за последние часы вооруженные силы республики уничтожили 170 военнослужащих Армении и вывели из строя 12 единиц бронетехники. Согласно сообщению, на «перешедших под контроль» Вооруженных сил Азербайджана стратегических высотах «выполняются меры по инженерно-саперным укрепительным работам, визуальной разведке территории и корректировке огня».
Теги:
непризнанные государства, Армения, Азербайджан, Карабах, Серж Саргсян, Нагорный Карабах, конфликт
Закладки:
.
Подробнее читайте на vz.ru ...