2016-10-28 14:36 |
Роскосмос больше не намерен терпеть убытки от блокировки своих счетов во Франции в связи с исками бывших акционеров ЮКОСа. Накануне было объявлено о решении приостановить поставки ракетоносителей Союз французской компании Arianespace.
В Роскосмосе такое решение резюмировали просто: Нет денег, нет товара. Эксперты оценили этот шаг неоднозначно, но большинство уверены: приостановка поставок ударит по европейским космическим проектам. О том, что госкорпорация «Роскосмос» замораживает сотрудничество с французской стороной, сообщил ТАСС со ссылкой на Agence France-Presse, сразу озвучив и позицию отечественных производителей космических ракет: «В настоящее время мы не получаем деньги, которые Arianespace должна за нашу работу. . . Таким образом, мы ничего не поставим».
Следует отметить, что космический концерн Arianespacе в сложившейся ситуации оказался между молотом и наковальней. Согласно информации французских СМИ, акционеры ЮКОСа через суд добились ареста 300 млн евро средств, которые компания должна была перечислить Роскосмосу.
Ранее французская Фемида уже признавала, что российский космический концерн не имеет непосредственного отношения к действиям России как государства, а, следовательно, под действие решения Арбитражного суда в Гааге, постановившего Москве выплатить 50 млрд держателям акций ЮКОСа, не подпадает. Однако бывшие держатели акций ЮКОСа, «сменяя друг друга по очереди», просто снова инициировали арест через суд.
Известно, что гендиректор госконцерна «Роскосмос» Игорь Комаров направил правительству Франции письмо с требованием выплатить оговоренные по контракту Arianespacе средства, в противном случае он намерен подать соответствующий иск в Арбитражный суд.
В разговоре с газетой ВЗГЛЯД член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Юрий Караш неодобрительно высказался о столь жестком решении Роскосмоса.
«Возможно, с фактической точки зрения российская госкорпорация и права, но со стратегической не думаю. Сотрудничество с Европой это взаимовыгодный обмен космическими технологиями, свернем его и с чем останемся? С МКС проектом, который только по оптимистическим прогнозам рассчитан до 2024 года, но не факт, что не будет прекращен раньше? С Китаем, который четко нацелен на развитие собственной национальной космонавтики и равноправного сотрудничества с которым у нас не получится, поскольку он воспринимает нас исключительно как обслуживающий персонал? Мне кажется, от прекращения партнерства с Европой, в частности с Францией, космическая отрасль России пострадает больше, во всяком случае, в нынешнем ее состоянии, когда сокращается бюджетное финансирование ряда космических программ».
С такой точкой зрения не согласен коллега Караша член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. Эксперт убежден, что прекращение поставок российских «Союзов» во Францию, в первую очередь, ударит по реализации программы создания европейской навигационной системы Galileo, спутники которой и выводят на орбиту российские ракетоносители.
«Это касается запусков с космодрома Куру, куда Россия поставляет ракеты «Союз-СТ». При этом главной компанией по продвижению «Союза-СТ» является французская компания Arianespace. Конечно, есть вариант их вывода на европейской ракете Arian, но она изготавливается в течение нескольких лет. Пути решения этой проблемы лежат в юридической плоскости, у нас есть контрагент во Франции, пускай разбираются», передает его слова РИА «Новости».
Аналогичное мнение в разговоре с газетой ВЗГЛЯД выразил и академик Российской академии Космонавтики им. Циолковского, главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин:
«Во-первых, корпорация «Роскосмос» только высказала намерение приостановить поставку ракет, но это еще не окончательный разрыв, возможно, проблему еще можно будет уладить. Во-вторых, если же это произойдет, то, конечно, Россия понесет определенные финансовые убытки, хотя и так не может получить положенные ей деньги, но французская сторона окажется в гораздо большем проигрыше. Дело в том, что у Европы есть собственные мощные ракеты Arian 5, есть ракетоносители малой мощности VEGA, выполняющие различные задачи. А вот собственных ракетоносителей среднего класса у них нет. Когда принималось решение о необходимости таких ракет, то решили воспользоваться возможностями России, наших ракет «Союз-2», под которые и был специально построен ракетодром. Определены и свои задачи, в первую очередь по запуску спутников для создания собственной автономной европейской системы Galileo, аналогичной американской GPRS и российской ГЛОНАСС.
Если сейчас Европа останется без российских «Союзов», то этот проект не получит своего развития, по сути, будет свернут. А аналогичных ракет у Европы просто нет», заключил он.
В свою очередь, научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев высказал газете ВЗГЛЯД убежденность, что к столь чувствительным потерям европейская сторона не готова, поэтому попытается решить ситуацию с арестом счетов Роскосмоса на собственном уровне:
«Мы должны четко понимать, что когда ведем речь о Франции, то говорим о Европейском космическом агентстве. А там не готовы сворачивать серьезные программы в угоду геополитической конъюнктуре. Поэтому, уверен, что стороны найдут приемлемые решения, проще говоря, договорятся».
Как сообщала ранее газета ВЗГЛЯД, в конце июня 2015 года Роскосмос подписал контракт с Arianespace и британской Oneweb на 21 коммерческий запуск 672 спутников на ракетах-носителях «Союз» с аэродрома Куру (Французская Гвиана) и Байконура.
В феврале того же года сообщалось, что российская космическая госкорпорация должна поставить до 2019 года для запусков с космодрома Куру тринадцать ракет: семь из них по договору от 2014 года, шесть по дополнительному соглашению начала 2015 года.
Теги:
космос, Роскосмос, Россия в космосе
.Подробнее читайте на vz.ru ...