2023-10-11 11:17 |
Поддерживающая среда на «7х7»
“Надо что-нибудь скинуть, а то будет нехорошо”
На работе у Анны первый сбор денег для войны был добровольным. Она отказалась перечислять средства, возражений со стороны начальства не было. Но потом человек, отвечающий за сбор, подошел к Анне со словами “Надо что-нибудь скинуть, а то будет нехорошо”. Он не уточнил, что именно может произойти. Тогда ей и пришлось перевести несколько рублей.
Девушка говорит, что ей не угрожали. Но она чувствовала тревогу:
- Я постоянно думала, что из-за одного моего действия может случиться все что угодно. Вдруг кто-то поймет, что я “не таких политических взглядов”? Я начала себя накручивать: если я не скину деньги, то меня могут выжить из коллектива, лишить чего-то и так далее. Что-то будет, но неизвестно, что именно.
Неизвестность лишает человека способности адекватно оценивать происходящее и может сильно повлиять на его решения, говорит психолог Мария (специалистка попросила не называть ее настоящее имя). Из-за неизвестности люди переоценивают или недооценивают степени опасности. Одни путаются и перестраховываются, другие - становятся излишне смелыми и откровенными.
Психолог отметила, что молчание основано на страхе. Этот страх обоснован: с одной стороны, власти не могут посадить в тюрьму всех людей с антивоенной позицией, с другой - неизвестно, как долго просуществует текущий режим.
- Очень важно обеспечить собственную безопасность. Поэтому нужно, в первую очередь, позаботиться о себе и обозначить ту грань, которая позволит сохранить себя и не разрушиться в условиях этой двойственности, - считает Мария.
Ситуация со сбором для военных повторилась в коллективе Анны летом 2023 года. По словам девушки, инициатором стал начальник организации. Услышав объявление, она спросила: “Что будет, если не отправлять деньги?”
- Я сразу отказалась, но переживала об этом. Одно дело, когда говорят: “Если хочешь поддержать - можешь перечислить”. Другое - когда подходят к каждому сотруднику и спрашивают [переводил ли он], а затем отмечают в списке. Мне показалось, что таким образом на меня хотели надавить, - рассказала девушка.
Она боялась, что ее вызовут на беседу к начальству или лишат премии, которая составляет большую часть зарплаты. Формально на ее работе премию должны начислять за высокие достижения, но фактически выплачивают всем и всегда:
- Мне просто могли бы сказать, что в этом месяце достижений нет, и лишить меня денег. Никто бы не подкопался. Но в итоге все обошлось: я ничего не отправляла, и с меня ничего не спрашивали.
Мария подчеркнула, что простого “не хочу” без пояснения позиции иногда должно быть достаточно, чтобы избежать нежелательного действия.
- Обозначьте для себя, на что вы точно не пойдете. Например, не будете плести маскировочные сети или не будете перечислять деньги. Точно определите грань и не переступайте через нее. Отказ всегда можно объяснить множеством причин, - объяснила специалистка.
Она добавила, что нельзя быть хорошим сразу для всех. Отказываясь от перечисления денег, человек соглашается, что в этой ситуации он “плохой” с точки зрения коллег.
- В любом случае точно посередине не сядешь. Главное - быть честным с собой, - считает Мария.
“Если в коллективе есть оппозиционеры, нужно проводить с ними беседы”
- [После перечисления средств] мне было очень неприятно. Я против войны, но не поддерживаю ни одну из сторон. Я думала о том, что моими десятью рублями спонсирую смерть с обеих сторон, и даже эта сумма может на что-то повлиять. Я рассуждала: таких, как я, тоже скинувших по десять рублей, может быть очень много, тогда и сумма будет намного больше. Я до слез гнобила себя за этот поступок, — рассказала Анна о состоянии, которое переживала из-за перевода.
Психолог пояснила: человек с антивоенной позицией уже испытывает серьезную душевную боль, находясь на территории страны-агрессора. Когда он вынужден предать свои принципы, его преследуют колоссальное чувство вины, беспомощности, бессилия и безнадежности. Первая реакция в такой ситуации - что-то сделать, но тогда человек может поставить под удар себя и своих близких.
- Все эти чувства изматывающие и разрушающие, внутреннее напряжение очень высокое. Могут включаться разные защитные механизмы. Например, уход от реальности, внутренняя эмиграция — когда человек не может “выехать” вне, он уходит во внутренний мир и отключается от действительности. Некоторые склонны прибегать к помощи алкоголя. Это уход из внутреннего конфликта и серьезная проблема, - сказала Мария.
На работе Анна постоянно сталкивается с пропагандистскими мероприятиями, которые обычно отказывается посещать. Недавно для ее коллектива начальство ввело “исторические лекции”. На две из них девушке пришлось сходить.
- Я не говорю открыто о своей антивоенной позиции, потому что большая часть моих коллег поддерживает войну. Недавно нам сказали, что если в коллективе есть оппозиционеры, то нужно проводить с ними беседы и рассказать другим о том, что они придерживаются антивоенной позиции. То есть, [нам предложили,] чтобы мы друг на друга доносили, — поделилась Анна.
Психотерапевт Федор Коньков говорит, что если находиться долго в подобной атмосфере, можно столкнуться с серьезными психическими и физическими заболеваниями:
- Ситуация двойственности и конфликта вызывает хронический стресс, который является фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, диабета или даже рака. У кого-то такая ситуация вызывает переживания, страдания вплоть до потери ночного сна и аппетита, до других серьезных физиологических расстройств. Могут появиться мигрени, тревоги и панические атаки.
Специалист советует не оставаться в такой ситуации долгое время и по возможности искать способы выйти из нее.
Как сохранить себя и свою позицию в окружении с чуждыми взглядами
Со временем Анна перестала так сильно переживать из-за перевода денег на войну. Ей помогла поддержка близких. Еще ее немного успокоило то, что она перечисляла большие суммы в фонды, помогающие пострадавшим от военных действий.
Менять работу она не собирается. Она задумалась бы об этом, если бы столкнулась с открытым давлением и угрозами.
- Моя повседневная работа напрямую не относится к военным действиям. Я просто выполняю свои задачи и получаю за это деньги, — говорит Анна.
По мнению психолога Марии, таким людям, как Анна, важно не становиться винтиком военной машины и четко осознавать свою позицию, находясь на работе. Иначе можно попасть в травматическую диссоциацию, когда тело и сознание существуют раздельно.В
Главное - не оставаться в одиночестве. Специалистка предложила найти круг людей, с которыми можно не скрывать свою позицию, а на работе, наоборот, говорить исключительно на деловые темы.
- Вопрос в том, продолжает ли человек внутренне протестовать против того, что происходит, и что он может сделать. Самое малое - по-прежнему сохранять антивоенную позицию. На мой взгляд, и этого немало при условии колоссального давления, если вы не можете открыто протестовать, - сказала психолог.
Многие люди способны долго корить себя за ошибки, совершенные в прошлом. Мария напомнила - прошлое нельзя изменить:
- Спросите себя: что я могу сделать сейчас для того, чтобы это [война] прекратилось. Например: я могу не поддерживать, могу говорить с теми, кто колеблется или старается отстраниться от реальности, могу быть готовым выступить, когда появится возможность. Если хотите помочь - позаботьтесь о себе, сфокусируйтесь на настоящем и будущем.
Подробнее читайте на 7x7-journal.ru ...