2016-11-24 09:14 |
На III Международном форуме Финансового университета эксперты, банкиры, чиновники и депутаты попытались найти способы преодоления кризиса и выработать стратегию перехода экономики страны к росту. О чем говорили участники мероприятия и каким они увидели будущее российской экономики?
Силки, ловушки и капканы В«новой нормальности» В
Тема форума задала вектор дискуссии: « ловушке В«новой нормальностиВ». Термин В«новая нормальностьВ» (НН) ректор Финансового университета Михаил Эскиндаров трактует следующим образом: В«Если в относительно недалеком прошлом смена сложившихся политических, экономических, социальных отношений в национально-государственной или международной жизни расценивалась как отклонение от нормы, то ныне нормой являются их постоянные изменения. Это действительно новая нормальностьВ».
Характерными признаками НН считают: долгое восстановление экономического роста в посткризисную эпоху при высоком уровне волатильности и неопределенности; приоритетом станет не достижение высоких результатов преобразований, а поиск эффективных инструментов управления процессом преобразований; длительное время экономический рост будет слабым, а безработица высокой; снизится роль финансово го сектора и денежно-кредитной политики в экономическом развитии; центры экономического роста и благосостояния сместятся из развитых стран в страны с развивающимися рынками.
При этом, по мнению Михаила Эскиндарова, такие тенденции, хотя и наблюдаются в мировой экономике, но они никоим образом не оправдывают низкие темпы экономического роста в России. Согласно прогнозу Минэкономразвития, в период 2017–2019 годов среднегодовые темпы роста мирового ВВП вдвое выше, чем у российского. Ректор Финуниверситета полагает, что дело тут не столько в НН, сколько в том, что в рост нашей экономики продолжает зависеть от конъюктуры сырьевых рынков, и наши экономические власти В«смирились с ситуациейВ».
Среди ключевых причин, которые привели нашу экономику к стагнации, Михаил Эскиндаров назвал В«неспособность экономических властей и агентов кардинально изменить политику в чрезвычайной экономической ситуации вследствие пассивного ожидания периода экономического восстановления и ростаВ».
Глава Финуниверситета предложил также меры, которые необходимо принять для выхода из создавшейся ситуации. Среди них: В«всесторонняя, глубокая и объективная оценка масштабов эрозии экономического фундамента РоссииВ» для понимания, на какие драйверы роста ориентироваться при построении концепции новой экономической модели страны; разработка и реализация долгосрочной (на 25–30 лет) стратегии опережающего развития России в условиях НН глобального мира, на основе индустриализации и использования всех национальных ресурсов; мобилизация всех национальных финансовых ресурсов (золотовалютные резервы, суверенные фонды, национальная денежная база, наличные рубли и валюта населения) в интересах форсированного наращивания инвестиций и восстановления экономического роста.
В рамках этих вопросов проходили выступления и остальных докладчиков Форума.
Пути выхода из В«ловушкиВ» НН
Глава Минфина Силуанов выделил несколько причин НН как общемирового явления. Среди них – неравенство доходов граждан внутри стран, сокращение трудоспособного населения, снижение капиталоемкости бизнесов (как пример – сервис Uber, единая инфосистема отелей), а также санкции в отношении России, которые негативно повлияли на мировой рынок. Пути выхода для России из В«ловушкиВ» НН министр видит в сокращении дефицита бюджета, увеличении заимствований, снижении участия государства в экономике, повышении доверия к государству, удешевлении кредита, стабилизации рубля и тому подобном. По информации главы Минфина, министерство и ЦБ с 2019 года планируют приступить к реформам пенсионной и страховой систем с целью создания источников длинных денег.
Президент РСПП Шохин назвал пять причин, которые можно назвать В«ловушкамиВ» НН для нашей страны – низкие темпы роста (ниже мировых) в ближайшие несколько лет, снижение инвестиций, В«ползучийВ» рост налоговой нагрузки, рост тарифов и, как следствие, снижение спроса, дефицит высококвалифицированных кадров. В качестве выхода из этих В«ловушекВ» Шохин предлагает вкладываться в технологическое развитие. И не столько в отрасли, сколько в отдельные высокотехнологичные бизнесы.
Советник председателя ЦБ Алексей Симановский полагает что не существует никакой В«новой нормальностиВ» и ее В«ловушекВ», а есть сложная экономическая ситуация, из которой нужно искать пути выхода.
Советник президента Сергей Глазьев тоже не стал рассуждать о НН. Академик повторил неоднократно им высказанное утверждение о том, что политика таргетирования инфляции
Центробанком является догматизмом. Также, по сообщению Глазьева, депозитные аукционы, проводимые ЦБ РФ, замораживают ресурсы, и Банк России является единственным в мире центробанком, который не генерирует ресурсы, а собирает и замораживает их.
По поводу кредитно-денежной политики, проводимой ЦБ и Минфином, традиционно состоялась короткая дискуссия между советником президента Глазьевым и советником председателя ЦБ Симановским.
Не стали акцентировать свое внимание на НН и остальные докладчики пленарного заседания.
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян полагает, что проводимая ЦБ и Минфином политика на снижение инфляции хотя и является важнейшей задачей, но она не должна превращаться в самоцель. Стабильность, которая выражается в плавном перетекании из стагнации в рецессию, по мнению Тосуняна, В«не нужна никомуВ». Выход из кризиса президент АРБ видит в консолидации ресурсов и формировании внутреннего кредитного рынка.
Расчет на внутренние ресурсы
После пленарного заседания В«КСВ» удалось выяснить у некоторых участников Форума их отношение к необходимости опираться на собственные ресурсы для преодоления кризиса в экономике. Свое мнение высказали ректор Финансового университета Михаил Эскиндаров, президент АРБ Гарегин Тосунян, советник президента РФ Сергей Глазьев.
Поделился своими взглядами также почетный гость форума нобелевсий лауреат по экономике 2015 года Ангус Стюарт Дитон.
В«КСВ»: Многие докладчики отмечали необходимость формирования страховых и пенсионных фондов как источника длинных денег для инвестиций. Говорилось о том, что такие программы создаются и начнут реализовываться с 2018–2019 годов. А что же до тех пор – никаких источников финансирования возможных точек роста экономики не существует?
Ректор Финансового университета Михаил Эскиндаров:
– К сожалению – и это связано, в том числе, с санкциями – длинных денег у нас нет. Была надежда, что наш рынок будет развиваться более активными темпами, и мы даже создавали программу В«Международный финансовый центр в МосквеВ», но она, к сожалению, не реализована. В нынешних условиях надо говорить о более активной деятельности Центрального банка. Я тоже (как и Глазьев – В«КСВ») категорически возражаю против слов Алексея Юрьевича Симановского, который говорит о том, что Центральный банк не может быть источником развития, источником инвестиций. На самом деле банковское сообщество в большинстве стран является одним из главных источников финансирования после финансовых корпораций, государственных финансов, а здесь мы имеем очень низкое влияние банковского сектора. Доля банков 8%, а сейчас даже ниже – 6%, это катастрофически мало. И то, что делает Центральный банк, в моем понимании, это неправильно.
В«КСВ»: Еще совсем недавно основным источником для развития страны многие считали иностранные инвестиции. Как, на Ваш взгляд, должны соотноситься источники внешнего и внутреннего финансирования инвестпроектов?
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян:
– Надо всегда уповать на собственные инвестиции, потому что иностранные можно рассматривать как некий бонус, подарок дополнительный. Нельзя рассчитывать только на внешние источники. Это как в семье: если семья не может себя обеспечить необходимым и ориентируется только на подарки или на то, что ей родители иногда подбросят, то она не может быть ни самостоятельной, ни эффективной. Люди, равно как и любая экономика, должны рассчитывать на внутренние ресурсы. Это не значит, что нужно ограждать себя от близких или родителей, не помогать или самим не принимать помощи от других. Но главным базисом должен быть собственный внутренний ресурс и ориентироваться нужно на него.
В«КСВ»: Ранее на подобных форумах, говоря об источниках роста экономики, всегда делали акцент на иностранных инвестициях. На сегодняшнем мероприятии докладчики призывают активизировать внутренние источники финансирования. В чем причина подобной смены взглядов на источники инвестиций?
Советник президента РФ Сергей Глазьев:
– В Финансовой академии всегда акцентировались на внутренних источниках роста. Это на других форумах больше говорят об иностранных инвестициях, а здесь всегда об источниках внутренних кредитов. Без этого (собственных источников – В«КСВ») экономика не может развиваться. Это мало кто понимает и, возможно, стоит теоретическое занятие провести и разъяснить нашим денежным властям, что главным источником денег в современной экономике является банальная денежная эмиссия, которая делается под обязательства. Доллары печатают под рост государственных обязательств, в Европе после войны печатали под прирост частных обязательств, Китай печатает под прирост обязательств предприятий по наращиванию производства... То есть, современные деньги – печатные деньги, они создаются государством. Самим государством, внутри, Центральным банком, а не завозятся из-за рубежа. Потому что наши заимствования из-за рубежа – будь то в долларах или евро, или в фунтах – это те же самые печатные деньги, мы просто заимствуем чужие обязательства.
В«Гвоздь программыВ»
Нобелевский лауреат 2015 года по экономике Ангус Дитон прославился несколько лет назад своими исследованиями в области потребления, бедности и благосостояния. На Форуме доклад ученого также был посвящен этим вопросам, поделился он и своими выводами о том, как ощущение счастья соотносится с материальным благополучием человека. Еще одно исследование Дитона посвящено определению уровня дискриминации по половому признаку путем изучения потребительского поведения родителей в зависимости от того, кто у них родился – мальчик или девочка. Дитон стал исследовать изменение потребления табака и алкоголя в семье в зависимости от пола рожденного ребенка. Он исходил из предположения, что в условиях ограниченных доходов семье придется сократить часть прежних трат, чтобы удовлетворить потребности, связанные с ребенком. Базой для исследований являлись развивающиеся страны Азии и Африки с доминирующим мужским населением. Обнаружилось, что при рождении девочки траты а табак и алкоголь оставались практически неизменными, а при рождении мальчика – сокращались.
В«КСВ» решил выяснить у ученого, насколько эти исследования являются универсальными, и можно ли их результаты распространить на развитые страны.
В«КСВ»: Можно ли обобщить Ваши исследования на более богатые страны. Насколько известно, Вы изучали развивающиеся страны. Возможно, беднейшие слои населения в развитых странах ведут себя схожим образом, и там, например, родители тоже предпочитают мальчиков девочкам?
Нобелевский лауреат по экономике 2015 года Ангус Дитон:
– Мне повезло, и жюри Нобелевского комитета сослалось на широкий спектр работ, в том числе и на работы, посвященные сбережению и потреблению в богатых странах. Меня интересует тема взаимодействия между странами богатыми и менее богатыми. Конечно, взаимодействие между ними развивается, никому не удастся остановить глобализацию. Могут быть какие-то незначительные отступления назад, но в целом тенденция к глобализации сохраняется.
К сожалению, добиться от нобелевского лауреата более точного ответа на поставленный вопрос не получилось.
Если же говорить о самых общих впечатлениях от Форума, то Сергей Глазьев выразил их таким образом:
– Сегодняшний Форум насыщенный, содержательный и разносторонний.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...