2018-8-8 08:30 |
В прошлом году в России умерло почти 10 тысяч новорождённых, сообщает Росстат. Это на 17% меньше, чем в 2016-м. Но по отдельным регионам младенческая смертность устрашающе растёт — от двух до 25%. Самые тревожные показатели — в Мурманской и Новгородской областях, а также в Адыгее.
Из судебной практики и материалов проверок Росздравнадзора в перинатальных центрах страны Лайф выяснял, почему гибнут младенцы. Самой частой претензией к врачам было неумение быстро и качественно оказать экстренную помощь при родах — как самой роженице, так и новорождённому. Оказалось, что медики порой не могут поставить диагноз и назначают неправильное лечение.
Лишь в исключительных случаях на врачей заводят уголовные дела о халатности, а работу перинатальных центров останавливают. Точно оценить ситуацию пока невозможно — эксперты говорят, статистики нет, потому что нет "профильной" статьи в Уголовном кодексе о врачебных ошибках. Лишь недавно Следственный комитет заговорил о возможности появления такой статьи.
Наказание лёгким испугом
Смерть каждого младенца — непоправимое горе для семьи и тяжёлая психологическая травма для женщины. Причины трагедий разные, но ошибки врачей среди них встречаются часто. Однако привлечь медиков к ответственности не так просто. В общероссийской базе судов за 2017–2018 годы найдётся меньше десяти дел, возбуждённых на врачей из-за ошибок при принятии родов. Вот самые показательные.
В мае 2018-го Богородицкий районный суд Тульской области приговорил врача-гинеколога районной больницы Вадима Смирнова к двум годам ограничения свободы. Врач был признан судом виновным по статье 109 УК РФ ("Причинение смерти по неосторожности). Кроме того, суд запретил доктору Смирнову полтора года заниматься врачебной практикой.
По данным следствия, 29 августа 2017 года дежурный доктор Вадим Смирнов, принимавший роды, не смог быстро принять решение о кесаревом сечении роженицы. В результате гипоксии ребёнок погиб.
Также этой весной Славгородский городской суд Алтайского края вынес обвинительный приговор врачу-акушеру перинатального центра Галине Лопатенко. По данным следствия, 28 сентября 2014 года Лопатенко не смогла профессионально провести реанимацию новорождённого. В результате младенец умер. Врач была признана судом виновной по статье 109 УК РФ, ч. 2 ("Причинение смерти по неосторожности") и в июле 2017 года приговорена к одному году ограничения свободы.
А вот Ленинский районный суд Уфы за причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью пациентки республиканского перинатального центра приговорил к году ограничения свободы доктора Светлану Закирову. По данным следствия, доктор Закирова нарушила правила безопасности работы с инструментом во время проведения хирургических операций. В результате пациентке больницы была непрофессионально сделана операция по прерыванию беременности.
Грязь и зараза
После смерти младенцев до уголовных дел ситуация доходит крайне редко. Куда чаще роддомам попадает от властей за антисанитарию, работу без лицензии, нарушение принципов оказания медпомощи и безответственное отношение к хранению лекарств. Всё это тоже является причинами смертей младенцев, но роддома обычно получают лишь предупреждения и штрафы. В исключительных случаях центры даже временно закрывают. В отрицательном смысле отличились областные роддома Калмыкии, Чувашии, Татарстана, Смоленской, Иркутской и Ульяновской областей.
Месяц назад Лайф писал о высокой смертности в перинатальном центре Брянска. Там нашли условия для распространения бактерий и инфекций из-за проблем с кондиционерами. Малыши гибли, по версии родителей, из-за внутрибольничных инфекций. За три месяца от пневмонии, вызванной разными типами бактерий, умерло 11 новорождённых.
Антисанитария и прочие вольготные для бактерий условия встречались не только в Брянской области. Один из свежих случаев — под Иркутском. В июле местный Роспотребнадзор через суд приостановил работу некоторых отделений Ангарского перинатального центра на 90 (!) суток. Ангарским роженицам с "проблемной" беременностью придётся искать другие больницы. С середины июля не работают блок второго этапа выхаживания и отделение патологий беременности. Суд пошёл на это из-за страшной антисанитарии. Ржавые трубы, трещины в плитке и отделке стен не позволяют качественно проводить уборку — суд написал, что полная дезинфекция невозможна. Потолки протекают, на стенах плесень и другие следы сырости. Параметры микроклимата в операционных и родильных залах не соответствуют нормативам. Всё это вместе создаёт реальную угрозу здоровью людей.
У врачей своя правда. Администрация больницы заявила, что на ремонт отделений им попросту не выделяют денег.
Роддома дают не только жизнь
В прошлом году в Ульяновской области — по мнению пациентки, из-за непрофессиональных действий врачей — младенец погиб в утробе. Росздравнадзор проверил действия тамошних врачей и признал нарушение стандартов оказания медпомощи. Пациентке с опозданием провели кардиотокографию плода (по сути, это обычное УЗИ, которое позволяет оценить, правильно ли развивается ребёнок в утробе матери, нет ли проблем с сердцем и других патологий). Врачи лишь после визита Росздравнадзора отчитались об исправлении нарушений. Непонятно, правда, в чём заключалось исправление — ребёнка-то уже не вернуть.
Похожий случай со смертью новорождённого произошёл в Чувашии, только там возникла путаница ещё и в "бумажных следах". Ребёнок Тамары М. вскоре после рождения получил страшный диагноз "сепсис" (народное название — "заражение крови"). Но ему не провели бактериологическое исследование крови на стерильность и не назначили вовремя средства для лечения инфекций. Более того, когда врачи констатировали ухудшение состояния ребёнка, они не созвали консилиум для уточнения диагноза и определения, как и чем его лечить дальше. Хотя обязаны были это сделать.
Был выходной, пишут инспекторы. Видимо, кого-то не захотели беспокоить. Об ухудшении состояния ребёнка не проинформировали родителей. Им даже не сразу сказали, что малыш умер. Как знать, может быть, это время использовали, чтобы внести "нужные" правки в медкарту? Например, врачи утверждали, что сразу взяли мазок на инфекции, но в карте… содержались результаты мазка другого новорождённого, однофамильца умершего малыша. Анестезиолог-реаниматолог написал в журнале, что сразу при появлении на свет очищал верхние дыхательные пути младенца, но в карте первичной реанимации ребёнка было указано только, что его просто положили под аппарат, который не давал ему замерзнуть.
Одна из самых вопиющих врачебных ошибок произошла в родильном отделении больницы подмосковного города Электросталь, где 35-летней местной жительнице Олесе Булах ввели в организм вместо обычного физраствора формалин — токсичное вещество, использующееся для бальзамирования трупов. В результате Олесе Булах был причинён химический ожог ободочной и прямой кишки, после чего она была помещена в реанимационное отделение Московского областного научно-исследовательского клинического института. Позже пациентка была переведена в перинатальный областной центр, где родила семимесячную девочку. Однако спустя два дня младенец скончался, а женщина осталась инвалидом.
Специалисты Управления Росздравнадзора по Тыве провели проверку в республиканском перинатальном центре и выяснили, что в апреле 2017 года врачи не смогли профессионально оказать медпомощь беременной женщине при возникшем у неё во время родов кровоизлиянии.
— Это привело к начавшимся у новорождённого судорогам, тяжёлой асфиксии, ишемии мозга и неонатальной коме, — говорится в заключении экспертов.
Как утверждают проверяющие в своём отчёте, врачи во время лечения женщины после родов выписывали ей не те медикаменты.
— По результатам проверки главный врач республиканского перинатального центра Елена Филимонова и её заместитель Клара Дадар-ооловна Кужугет проинформированы, что руководству больницы необходимо усилить контроль назначения и выписывания лекарственных препаратов и ведения индивидуальных карт беременных, — отметили в Управлении Росздравнадзора по Тыве.
Росздравнадзор уже направил документы в прокуратуру Тывы.
— Прокуроры должны принять решение, возбуждать дело о халатности на врачей или нет, — говорят в Росздравнадзоре.
Похожую историю с неправильно назначенным беременной женщине лечением выявили специалисты Росздравнадзора в перинатальном центре Кирова. Оказалось, что при оформлении индивидуальной карты беременной при осмотре в июле 2017 года врач поставил основной диагноз "миопия слабой степени". Однако в сентябре накануне родов при контрольном осмотре женщины врачом-гинекологом была уточнена степень миопии — средняя. В результате беременной выписывали не те препараты.
— По результатам проверки в перинатальном центре необходимо усилить контроль назначения и выписывания лекарственных препаратов и ведения индивидуальных карт беременных, — сообщили в Управлении Росздравнадзора по Кировской области.
А в Смоленске, похоже, работают очень "финансово подкованные" врачи. Росздравнадзор установил: они брали с пациентов деньги за процедуры и операции, которые по закону должны делать бесплатно. — Смоленский перинатальный центр не извещал пациентов о том, что они могут получить [определённые] услуги бесплатно по программе госгарантий, — сообщается в документах инспекции. — Ряд медуслуг предоставляется платно. В нарушение закона врачи брали деньги за аборты, проводимые по медицинским показаниям, за обследование женщин с диагнозом "бесплодие". Отдельно пациентам приходилось платить за УЗИ и за анализы на инфекции, передающиеся половым путём. Всего таких случаев, когда врачи незаконно наживались на беременных, Росздравнадзор насчитал 133 за два года.
В том же перинатальном центре не было существенной доли необходимого оборудования. В части отделений не стояло даже шкафа для медикаментов. Некоторые кабинеты находились в подвальных помещениях, почти без окон, были оборудованы далеко не полным набором предметов. Кое-где не было даже кушеток. В смоленском роддоме хранили просроченные препараты, в том числе потенциально токсичные, как, например, лидокаин.
Врачи должны отвечать за ошибки
Как отмечают в Следственном комитете, чаще всего трагедии в российских клиниках происходят из-за неопытности врачей, отсутствия необходимых знаний и практики.
В США от медицинских ошибок ежегодно погибает 100–200 тысяч человек. В России официально ошибки врачей не регистрируются. По неофициальным данным, от них гибнут до 50 тысяч пациентов в год. Точно оценить масштабы врачебных ошибок в стране пока никто не может как раз из-за отсутствия соответствующей уголовной статьи, говорят эксперты.
— Нужно отличать ошибки от халатности, — поясняет врач Олег Рукодайный, председатель Гильдии производителей медицинских товаров и услуг Московской торгово-промышленной палаты. — Халатность — это уголовно наказуемое деяние. А ошибки бывают от неопытности, усталости. В некоторых ситуациях врачам приходится практически не выходить из больниц неделями, работать днём и дежурить ночью. И не потому, что трудиться без отдыха заставляет жажда денег — иногда просто банально некому работать.
По его словам, проблема и в том, что в России ответственность за врачебные ошибки несёт только клиника. Получается абсурд: врач ошибся, клиника выплатила компенсацию пациенту, а врач пошёл дальше ошибаться в другую больницу. Где логика?
Каждый врач должен персонально отвечать за свою работу, говорит Рукодайный. А если не будет в клинике света, воды, нужных лекарств и это приведёт к ошибке, то тут виноват руководитель. На Западе за качество работы отвечает врач, он же получает лицензию на ведение медицинской деятельности (в РФ только медорганизация), оплачивает страховку на случай ошибок (по типу автомобильного ОСАГО). Компенсацию вреда пациенту выплачивает страховая компания. К операциям врача допускают только после решения коллегии хирургов, которая несёт за него ответственность.
Следственный комитет выступил с инициативой законодательно урегулировать вопросы квалификации врачебной халатности и врачебных ошибок.
— С такой инициативой в СК РФ обратился президент Союза медицинского сообщества "Национальная медицинская палата" Леонид Рошаль, а глава ведомства Александр Бастрыкин её поддержал, — рассказывают в СК РФ.
В СК РФ уже подготовили проект поправок в Уголовный кодекс РФ. Его предлагается дополнить статьями "Ненадлежащее оказание медицинской помощи", "Сокрытие нарушения оказания медицинской помощи" и "Незаконное осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности".
— Ведь сейчас врачей, допустивших халатность, судят по другим статьям — например, за оказание услуги, не отвечающей требованиям безопасности, или за причинение вреда здоровью по неосторожности, — говорят в СК РФ. .
Подробнее читайте на life.ru ...