Двойная изоляция. Как кировские родители и их дети с особенностями развития перешли на дистанционное обучение

2020-5-12 11:44

Новые ритуалы

Пятница. Четыре часа дня. Приложение для конференций Zoom. Кирилл Усатов сидит вместе с мамой Еленой пе…

Новые ритуалы

Пятница. Четыре часа дня. Приложение для конференций Zoom. Кирилл Усатов сидит вместе с мамой Еленой перед компьютером, ждет, когда все семьи из группы В«СовуньиВ» будут готовы к занятию по подготовке к школе. По расписанию — В«Круг приветствияВ».

У восьмилетнего Кирилла аутизм и сенсомоторная алалия, поэтому он не разговаривает. Уже несколько лет он общается с окружающими через карточки по специальной методике PECS. Его микрофон, как и у многих одногруппников, выключен, чтобы не было шума в эфире: маме понадобится что-то объяснить сыну, или Кирилл может неожиданно начать мычать, реагировать на искаженные интернетом уже привычные голоса детей и педагогов, закрывать уши.

Кирилл общается с окружающими с помощью карточек

Дистанционное занятие в Zoom ведет логопед-дефектолог Ольга Елькина. Она начинает В«круг-приветствиеВ» традиционной песней:

Сядем рядышком мы в круг.В 

Здравствуй, здравствуй, милый друг!В 

Улыбнемся и в ответВ 

Скажем всем: привет, привет!

Потом дети с помощьюВ своих родителей по просьбе педагога обсуждают погоду, показывают любимые игрушки. Все дублируется жестами. В середине занятия Кирилл увлекся пазлами и между делом тянется к маме, чтобы ее поцеловать. Сложно сосредоточить внимание на занятии и долго сидеть на одном месте.

Каждое утро мама рассказывает Кириллу про расписание дня. У таких детей, как Кирилл, спокойствие зависит от того, насколько предсказуемы ежедневные ритуалы.В Новым ритуалом стали занятия в Zoom. Теперь компьютер — не только способ развлечься (поиграть или посмотреть фильмы), но и рабочий инструмент.

После В«круга-приветствияВ» — В«переменаВ». Появляется новая беседа в Zoom, семьи, которые живут за городом, пробуют подключиться к занятию. Связь плохая, получается не у всех, из-за этого дети не могут регулярно заниматься вместе с группой. В 16:30 начинается математика. Потом снова В«переменаВ» и следующий урок — чтение.

Со стороны все выглядитВ как надо: дети занимаются, педагог направляет, родители помогают. Но за всем этим — целый месяц адаптации и преодолений.В Елена не верила, что Кирилл сможет заниматься онлайн. Он адаптировался к урокам только на третий раз, после первого занятия ушел спать непривычно рано — настолько он устал.

Дистанционные занятия Кириллу поначалу давались непросто. Но скоро он привык, и мама даже заметила прогресс в развитии у сына.

Плюс еще технические сложности. Не у всех дома есть веб-камеры или стабильный интернет. Приходится искать выход. Например, Елена на домашнем компьютере открывает презентации, которые педагоги присылают заранее, а на онлайн-занятие выходит через смартфон. Поначалу Кирилл хотел взять в руки телефон и переключить экран — он не понимал, почему этого нельзя делать.

Видеосвязь очень важна: детям надо видеть друг друга и педагога. На занятиях в центре они долго выходили из своей изоляции, учились общаться, привыкали к окружению. Теперь, в условиях всеобщей самоизоляции — и этого больше всего опасаются родители и педагоги, — они могут потерять с таким трудом наработанные навыки.

— Мы предвидели, что трудности с концентрацией внимания у детей возникнут. Поэтому в первые занятия мы очень тщательно подходили к подбору материала — взяли для занятий задания, которые детям уже были знакомы. Изменили время: в первые дни дистанционные занятия длились примерно 15–20 минут, сейчас по 20–25 минут, — рассказала Ольга Елькина.

Поменялся и формат занятий. Если раньше ребенка ориентировали на то, что он находится в группе, среди ребят, то в онлайне работа стала более индивидуальной, общение между детьми в группе сошло на минимум.

Елена замечает прогресс: во время работы с компьютером на индивидуальных занятиях с логопедом Кирилл освоил жесты, которые несколько лет не давались в центре. И сама Елена стала больше понимать, как правильно заниматься с Кириллом.

Галопом в мир

Как лошади в Кирове помогают детям с особенностями развития заговорить

Сделать интересным каждый день

У 10-летней Сони синдром Дауна. У нее хорошая речь, она учится читать, но из-за нарушений интеллекта ей тяжело даются математика и письмо. Соне важно находиться рядом с друзьями, с родными. Карантин стал для нее большим стрессом.

Каждый ее день начинается с вопроса, пойдет ли она с мамой в центр, в школу. Мама Сони — педагог младших групп в центре В«Дорогою добраВ» Юлия Пенкина, по ее словам, в самоизоляции она не может активно наполнить день дочери, как ей бы того хотелось. Когда переходили на дистанционное обучение и занятий временно не было, Соня начала уходить в депрессию: она подолгу могла молча, без эмоций сидеть, положив голову на стул.

Соня очень грустила, когда прекратились занятия в центре

— У людей с синдромом Дауна те же переживания, они не менее богаты внутри, но в плане вывода эмоций, выражения чувств — сложность. Я только недавно Соню научила, чтобы она говорила, что ей грустно. Теперь она может проговорить, что скучает, переживает, — говорит Юлия. — Не нужно забывать, что даже обычные дети в школу ходили не примеры решать, а по большей степени общаться.

Если обычные дети сейчас могут общаться через интернет, то дети с особенностями самостоятельно этого не могут. Ведь кто будет номер в телефоне набирать? Мама будет набирать. Но им не так важно говорить, сколько видеть друг друга. Они могут просто хохотать, махать руками, но это уже будет для них событием.

По словам Юлии, для особенных детей занятия — это смысл дня. Поэтому, когда Соня ложится спать, они вспоминают, что она делала в течение дня: ей очень важно, что день был насыщенным. Юлия посоветовала родителям фотографировать детей в течение дня, чтобы перед сном смотреть фотографии и формировать у ребенка понимание, из чего состоял их день. Это помогает не только детям, но и родителям увидеть, что их ребенок был занят, вовлечен, а не сидел грустный в углу.

На онлайн-занятиях Соня хотя бы может видеть своих друзей из группы

Родители — не педагоги

У семилетней Полины Новиковой много диагнозов — от миопии высокой степени до ДЦП, из-за них ей сложно заниматься дистанционно. Занятия с ней теперь проводит мама Екатерина, но в более простом режиме, нежели в центре: складывают пирамидку или мозаику, перебирают крупу, лепят — в общем, развивают мелкую моторику.

— В центре мы не только поддержку для детей получаем, но и как родители тоже: психологическую, педагогическую, информационную. С родителями мы часто общаемся: переписываемся, узнаем новости о прогрессе у кого-то. В«Дорогою добраВ» как вторая семья для нас. Благодаря занятиям в центре Полина стала более контактная: теперь она может находиться среди ребят, общаться. Научилась ложку держать при помощи взрослого — рука в руке. Сейчас уже за ручку можем ходить, а когда пришли в центр, то только ползали долгое время. Некоторые врачи вообще говорили, что ребенок не будет ходить, — рассказала Екатерина. — Дистанционное обучение — проблема. Чтобы заниматься с Полиной, нужно сидеть рука в руке друг напротив друга, поэтому я поняла, что такой формат нам не подойдет. Ей сложно смотреть на монитор из-за зрения. Да и для нашего уровня развития, а это ориентировочно полтора годика, ей будет сложно понять, что от нее хотят. Другие дети хоть что-то понимают. Дом для нее все равно больше про свободу, здесь нет такой системы. Да и родители— не педагоги.

Полине дистанционные занятия не подошли, сейчас она занимается дома с мамой

По словам педагога Маргариты Гребенкиной,В Полине не хватает именно живого общения с детьми, тактильности — возможности погладить по ручке, потрогать за носик. Как отразится карантин на способностях Полины, пока предсказать сложно.

Хотя бы онлайн

Со сложностями во время карантина столкнулись и педагоги центра.

До карантина в центр регулярно ходили 278 детей, сейчас, на дистанционном обучении, их меньше примерно на треть. По словам Юлии Пенкиной, многие родители изначально не верили, что дистанционный формат может получиться. Кто-то рискнул попробовать, кто-то отказался. Кто-то не смог выделить столько времени на занятия со своим ребенком.

Многих детей педагоги знают с самого рождения и не привыкли работать на расстоянии — им тоже приходится учиться работать через монитор.

— Мне было сложно перестроиться в плане инструкций для детей. Например, на занятиях мы из рук в руки передавали по кругу маракас, а сейчас стали имитировать передачу в экран. Конечно, сейчас уже все привыкли к такому. Из-за длительности карантина все переживаем, потому что иногда доходят слухи, что это чуть ли не на год. У каждого педагога был момент, что мы все плакали, потому что страшно, непонятно как будет дальше, — говорит Юлия Пенкина.

Сам центр во время карантина рискует потерять часть финансирования: в апреле министерство соцразвития уведомило, что планирует его приостановить для групп с детьми до пяти лет — чиновники решили, что маленькие дети не могут заниматься дистанционно. Но центр все равно продолжил работу, для доказательства педагоги снимают занятия в Zoom на видео — не столько из-за денег, сколько из принципа: доказать, что занятия продолжаются. Такой вариант устроил чиновников.

У центра есть родительские членские взносы, в апреле их сделали добровольными, но некоторые родители сами написали с вопросом, почему не пришли квитанции.

В«Дорогою ДобраВ» существует не только на бюджетные средства и членские взносы, но и на гранты и пожертвования, и их количество заметно снижается. Большинство педагогов готово продолжать дистанционную работу, даже если финансирование прекратится.

— Мы понимаем, что если не давать детям возможности общаться хотя бы онлайн, они могут потерять эту связь с миром, с таким трудом сформированные навыки. Выходить обратно в жизнь тоже будет сложно. Снова будет адаптация, как первого сентября, — говорит Юлия Пенкина. — Центр не может оставить детей и их родителей в такой сложной для них ситуации.

Региональная общественная организация родителей детей-инвалидов В«Дорогою добраВ» Кировской области была создана в начале 2011 года — она "выросла" из группы по интересам, в которой объединились родители детей с особенностями развития.

ЦентрВ В«Дорогою добраВ» открылся в 2014 году. Экс-губернатор области Никита Белых распорядился выделить ему помещение в безвозмездное пользование по адресу ул. Егоровская. 4. В 2017 году центр переехал на другой адрес, ближе к центру города — на улицуВ Розы Люксембург, 68, а. Ремонт в центре делали на средства гранта, пожертвования спонсоров и жителей города.

Подробнее читайте на ...

занятия детей дети кирилл центре родители педагоги сложно

Фото: aif.ru

Познавательно и увлекательно. Мастер-классы для детей в московских парках

Летом 2020 года 14 столичных парков подготовили для детей и подростков образовательные и творческие занятия и спортивные тренировки. На мастер-классах можно освоить азы актерского мастерства, тхэквондо, научиться рисовать и играть в футбол. aif.ru »

2020-07-22 14:51

Санобработка и контроль температуры: профилактика коронавируса в столице

В Москве усилен санитарный контроль в связи с опасностью распространения коронавируса COVID-19. В школах и детсадах отменены массовые мероприятия и занятия в бассейнах. При малейших признаках недомогания детей будут отправлять домой. vesti.ru »

2020-03-03 13:53

Хореографы брали детей в заложники ради оплаты за бесплатные занятия

Следственные органы Ленинградской области возбудили дело о незаконном лишении свободы в отношении супружеской пары, преподававшей детям танцы, сообщила 2 июня 47news. Занятия проводились во Дворце детского и юношеского творчества города Волхова и оплачивались из бюджета, для учеников они должны были быть бесплатными, но преподаватели брали деньги. utro.ru »

2017-06-02 14:12

Фото: lenta.ru

Хореографы брали детей в заложники ради платы за бесплатные занятия

В Ленинградской области возбуждено уголовное дело о незаконном лишении свободы в отношении супружеской пары, преподававшей детям танцы. Выяснилось, что они запирали учеников в помещении и не отпускали, пока родители не отдадут деньги за занятия, которые должны были быть бесплатными. lenta.ru »

2017-06-02 13:44