2018-9-21 09:30 |
Минобороны России признало, что сирийская ПВО, сбившая Ил-20, не располагала российской системой опознавания "свой-чужой". Об этом сообщил пресс-секретарь военного ведомства Игорь Конашенков. Лайф разбирался, что это за система и почему у сирийских военных не было от неё ключей.
Система государственного радиолокационного распознавания, более известная как "свой-чужой", появилась в первой половине XX века. В наших войсках система активно начала использоваться ещё во время Великой Отечественной войны. С развитием технологий менялись и принципы её работы, но одно из главных правил оставалось незыблемым — строгая секретность.
Благодаря этой системе самолёты и ракеты опознают "своих". Если нет ответа на код-пароль — это враг. Получив доступ к кодам системы, можно внести свои коррективы в её работу. В результате этого ПВО сбивала бы собственные самолёты, а самолёты противника воспринимала как свои. Это настоящий ключ к небу. И не только. Ведь аналогичная система устанавливается на военные корабли и даже некоторые виды наземной техники.
Потому ни одно государство, владеющее собственной системой государственного радиолокационного распознавания, не поделится, не подарит и даже не продаст её на сторону.
Принцип работы системы "свой-чужой" таков. На запрос ПВО, который посылается в виде определённого закодированного сигнала, находящийся на самолёте радиолокационный ответчик посылает соответствующий код-пароль. Автоматика подсвечивает самолёт на радарах как "свой" и не позволяет вести по нему огонь.
Коды периодически меняются на всех "своих" устройствах вне зависимости от их месторасположения. Для дополнительной защиты информации радиолокационные ответчики снабжены системой самоуничтожения. Она может быть активирована как в автоматическом, так и в ручном режиме — специальный пиропатрон направленным взрывом уничтожит блок с информацией.
Причиной подобного радикального способа обеспечить секретность шифров, к сожалению, стали реальные прецеденты. И не один.
Когда предатель страшнее армии
После Великой Отечественной войны советские войска использовали систему "Кремний" для опознавания "своих" в небе. Однако в 1961-м вскрылся факт предательства полковника ГРУ Олега Пеньковского, который передал британской разведке множество секретных документов. Опасаясь того, что коды стали известны потенциальным противникам, власти СССР поставили задачу учёным начать разработку новой системы государственного радиолокационного распознавания.
Работу надо было начинать с нуля и создавать абсолютно новую систему. А на это время лишь доработали "Кремний", увеличив число кодов с 30 до одного миллиона. Впрочем, в 1966 году произошла новая неприятность.
Истребитель-бомбардировщик Як-28 потерпел крушение в Берлине. Пилоты Борис Капустин и Юрий Янов увели падающую машину от жилых кварталов и направили её в озеро, находящееся в британской зоне контроля. Герои погибли, а самолёт, включая неповреждённый радиолокационный ответчик, достался английским военным. "Кремний" вновь пришлось дорабатывать, а новая система, получившая название "Пароль", ещё не была готова.
В 1976 году советский лётчик-предатель Виктор Беленко угнал в Японию новейший на тот момент истребитель-перехватчик МиГ-25. Вместе с доступом к самолёту японцы и их союзники американцы получили доступ и к радиолокационному ответчику.
Советским учёным пришлось приложить гигантские усилия, а стране — потратить огромные средства, чтобы доработать "Пароль". В итоге через год он уже прошёл государственные испытания.
"Пароль" оказался абсолютно надёжен. Больше не было установленных в аппаратуре кодов. Система содержит тысячи вариантов ключей, которые меняются в случайном порядке с высокой частотой. Всё это позволило использовать новую систему совместно со странами СНГ, даже несмотря на распад СССР.
Почему "Пароля" нет у сирийских военных?
Если "Пароль" есть не только у России, то встаёт закономерный вопрос — почему его не было у сирийских ПВО, ведь это гарантированно бы спасло жизни 15 наших лётчиков.
Дело в том, что "Пароль" начал устанавливаться ещё во времена СССР. Потому он оказался "на вооружении" у стран СНГ. Впрочем, некоторые бывшие советские республики от системы отказались. Например, Литва, Эстония и Латвия перешли на американскую систему, что стоило им огромных денег.
Но не меньших, чем если "Пароль" ввести в работу в Сирии. Но кто готов за это платить? Сирия? Страна в огне, многие регионы до сих пор на грани гуманитарной катастрофы. Россия? Даже если допустить, что мы найдём на это средства, встаёт следующий вопрос: насколько это целесообразные траты?
В Сирии до сих пор не выстроена полноценная система ПВО. Практически каждый свой авиаудар ВВС Израиля осуществляли со стороны Ливана, где сирийская оборона слабее всего. Сам же Ливан не имеет необходимых средств противовоздушной обороны и вынужден только наблюдать, как над его территорией то и дело летают израильские самолёты или американские ракеты "Томагавк".
Напомним, связь с Ил-20 пропала около 23:00 мск 17 сентября, когда он над Средиземным морем заходил на посадку на авиабазу Хмеймим. Затем стало известно, что самолёт был сбит сирийскими силами ПВО. В Минобороны РФ возложили ответственность за это на Израиль, истребители которого в это время наносили удары по Сирии и "подставили" российский борт под удар. .
Подробнее читайте на life.ru ...