2018-2-14 11:45 |
Представьте. В кои-то веки решили вы полюбоваться стартом ракеты-носителя, сели с чипсами и пивом к экрану, развернули трансляцию и вдруг узнали, что запуск переносится как минимум на завтра или послезавтра.
Обидно? Да. Но для космических запусков это нормальная ситуация. В настоящее время космические технологии слишком сложны, чтобы не обращать внимания на погоду, найденные ошибки во время мониторинга оборудования и автоматическое срабатывание систем безопасности. Причём всё это относится в равной мере ко всем мировым державам.
Проблема, пожалуй, только в том, что отношение почему-то разное. Илону Маску легко прощается очень и очень многое. Ракету Falcon Heavy ставили на площадки, возвращали в горизонтальное положение, отменяли запуск и переносили на другую дату без объяснения причин полтора месяца. При этом все сочувствующие кивали, разводили руками и спокойно ждали возобновления работы. То же самое касается и других американских запусков, переносимых на резервную дату по любым, в том числе погодным причинам.
В случае с Роскосмсом ситуация почему-то абсолютно иная. Малейший перенос даже с объяснением причин произошедшего становится поводом для шуток, насмешек и комментариев в стиле "всё пропало". Без сомнения, в российской космонавтике есть очень много вещей, за которые можно критиковать, но здесь стоит сохранять равное ко всем отношение, просто понимая: переносят запуски все. Причин десятки, и для всех это нормально. Космос не простит ошибок никому.
Почему переносят запуски
Разберём основные причины. Как это ни странно, но для американских ракет-носителей едва ли не основная причина — это погода. Чуть сильнее ветер в верхних слоях атмосферы, и всё, запуск отложен. Старт того же Falcon Heavy перетаскивали на самый конец открытого окна старта по той же самой причине — ветер.
Для российских ракет-носителей погода редко становится столь важным фактором. У нас более стабильная погода над космодромом Байконур за счёт его расположения не на побережье, а в сугубо континентальной зоне. Вот на Восточном погодные переносы могут быть чаще, и это абсолютно нормально. Там легко могут возникать сильные ветра из-за близости к океану.
Ещё одной причиной может стать ошибка, выдаваемая автоматикой. Дело в том, что ракета после вывоза на стартовую площадку подключается к десяткам различных датчиков и систем. После чего осуществляется мониторинг. В случае если система выдаёт ошибку, начинается детальный осмотр и проверка всех систем. Иногда система в автоматическом режиме выдаёт команду на отключение. Чаще всего проблема в кабелях, соединениях, настройках. Иногда, как в октябре 2017 года, сбой в микрокомпьютере системы управления. Понятно, что в этой статье не место перечислению различных технических проблем, просто такая ситуация нормальная, опять же, для любой страны или частной компании. Безопасность важнее, и нужно досконально проверить всё, пусть ценой этого станет перенос на один день.
Прогрессивный "Прогресс"
Последний раз упреки посыпались на Роскосмос по поводу старта ракеты-носителя "Союз-2. 1а" с грузовым космическим кораблём "Прогресс" на этой неделе. Мало того что перенос был всего на один день, так ещё и стоит учитывать, что изначально старт планировался в экспериментальном, максимально смелом варианте.
Раньше полёт к Международной космической станции (а до неё к станции "Мир") занимал почти двое суток. После выхода в космос космический корабль делал необходимое количество витков и выходил на требуемую для стыковки орбиту. Да, долго, но это требовалось для идеального подхода к станции. Причём такое время требовалось как пилотируемым, так и грузовым кораблям. С 1986-го по 2012-й летали именно так. После чего российские специалисты пошли на уменьшение времени, требуемого для подготовки космического корабля к стыковке.
Это достаточно сложная операция, требующая учитывать так называемый фазовый угол при выведении, однако уже спустя несколько лет российские специалисты смогли добиться успешной стыковки, используя всего три витка — шесть с половиной часов вместо нескольких суток. Подобное уменьшение времени полёта — это уникальная возможность быстро перевезти на станцию скоропортящиеся научные материалы, боящиеся высоких температур.
Последний же запуск "Прогресса" был нацелен на выполнение стыковки по двухвитковой схеме — всего за 3,5 часа! Зачем это нужно? Умея работать по такой схеме и имея подготовленную ракету-носитель, в будущем можно будет оказать помощь космонавтам на станции в кратчайшие сроки, также это упростит доставку космонавтов на станцию. Болтаться в тесной капсуле "Союза" двое суток или 3,5 часа — это огромная разница. Почти как на "Сапсане" от Москвы до Питера, только в космос.
Безопасность важнее
К сожалению, в этот раз запустить грузовой "Прогресс" по двухвитковой схеме не удалось. Запуск перенесли на резервную дату из-за неполадок в цифровой вычислительной машине. При этом полёт будет двухсуточным, как обычно. Однако у нас на глазах, пусть и не так громко, вершится реальная история и космос становится ближе и удобней. Недалёк тот день, когда двухвитковая схема станет нормой для полётов и будет сложно объяснить, почему раньше это расстояние преодолевали на порядок дольше и сложнее.
К сожалению, в России не умеют делать из космоса шоу. Про уникальную двухвитковую схему знают только специалисты и любители космонавтики. Да, это выглядит не так эффектно, без песен и кабриолетов, но это именно то, чем стоит гордиться. До нас в космос так быстро не летал никто.
Большие задержки
Отдельно стоит сказать и о задержках в космических программах, исчисляемых не днями, а месяцами и годами. Увы, но пока нет возможности чётко планировать и выполнять в срок всё задуманное. И касается это всех, опять-таки, а не только "Роскосмоса". Вот пара основных примеров. Falcon Heavy от Илона Маска изначально планировался на 2013 год, о чём Илон Маск заявил в 2011 году. Ракета полетела спустя пять лет опоздания. А если считать в процентах, Маску потребовалось в три с половиной раза больше времени, чем он насчитал изначально. Это огромная ошибка, показывающая, насколько сложно ставить чёткие даты и выдерживать их, когда дело касается новейших технологий и создания уникальных ракет-носителей.
Примерно такая же ситуация и у американской программы по замене программы Space Shuttle другими пилотируемыми кораблями. Последний запуск "Шаттла" состоялся в 2011 году, и изначально NASA считало, что им удастся за пару лет перейти на другой тип кораблей и начать самостоятельные пилотируемые полёты. Прошло вместо двух семь лет, идёт 2018 год, однако воз и ныне там. Нет, нельзя сказать, что американцы не работают, просто проект оказался сложнее и дольше, чем показывали расчёты. И, опять же, это нормальная практика.
Я не призываю выдать российскому космосу индульгенцию, объявить его непогрешимым. Нет, я просто за равное отношение. Нужно понимать, что конструкторы и учёные, занимающиеся космосом по всем миру, бьются за безопасность, каждый день решают множество проблем. А подождать перенесённого запуска или потерпеть до окончания программы нам, простым зрителям, гораздо проще, чем людям, отдавшим космическим проектам годы своей жизни. .
Подробнее читайте на life.ru ...