2021-7-24 15:41 |
Вместе с проектом "Народная история России" Metro продолжает знакомить читателей с воспоминаниями москвичей о жизни в городе
24 июля в России празднуется День торговли, поэтому сегодня мы публикуем истории столичных жителей, связанные с их любимыми советскими магазинчиками.
Мы ходили в этот самый Елисеевский магазин. Всегда нас поражало, как они режут колбасу. Вот артистически это было красиво, как они резали... Сейчас всё "киндер-сюрприз", "киндер-сюрприз" – ну, уже надоело это слушать. Эти "сюрпризы" были ещё до войны. Вот такие шарики, и в них что-нибудь, какое-нибудь внутри шоколадное в фольге, и что-то там лежало. И разных размеров... Их называли тогда "шоколадные бомбы". Вот в таких вот были балеринки… вот в целлофане…
– Размером, получается, с кулак?
– Да. В фольге, конечно, и ещё даже ленточкой завязано. И внутри вот этих больших были балеринки такие целлофановые и в пачках.
(рассказала Шальнова Галина Андреевна, 1927 года рождения,
записала Петрова Наталья)
Из всех кулинарных походов отдельнейшая история – это квас. Мама сказала, деньги в бидоне… (Смеётся). 30 с чем-то копеек на литр или полтора литра кваса. Вот и у нас было две палатки: на Карла Маркса и в Сусальном. В Сусальном мы познакомились с продавцом кваса, парень был барабанщик с какой-то группы. Он там в перерыве сидел и отрабатывал по нотам... нас к себе приглашал, ему было скучно. Он нам называл часы, когда привозят квас. Значит, мы к этому часу приходили, он нам наливал нормального кваса. Вот потом он там сливал куда-то налево ещё кучу кваса и доливал воды. (Усмехается.)
(рассказал Чеботарёв Кирилл Валентинович, 1976 года рождения, записали
Мария Ахметова, Ольга Белова)
Однажды иду я в магазин, который назывался "Ажурный", находился он на Ленинградском проспекте, 27. Иду я – мужик здоровый такой за прилавком. На прилавке ничего нет, гладко. Вот эти лотки, на них ничего нет, просто абсолютно ничего. Какая-то там тухлая утка одна лежит, и всё. И мужик решает кроссворд. Я к нему подхожу, непонятно зачем. Он поднимает глаза, говорит: "Правильный двенадцатигранник, б...". Я говорю: "Додекаэдр". Он говорит, хлопая в ладоши: "Додекаэдр! Мякоть нужна? По 3 рубля". И у меня наступило лет 5 счастья. Я с ним познакомился, к нему приходил, платил ему вместо 2 рублей 3. Вот как. Называется: дети, учите геометрию, и будет вам счастье.В В
(рассказал аноним (м), 1950 года рождения, записала Ирина Богатырёва)
Это был конец семидесятых. Вот где сейчас "Макдоналдс" на Чистых прудах. Там магазин был продовольственный. И винный отдел был с той стороны. И чего-то я попёрся то ли 1 мая, то ли… зачем-то попёрся в магазин. Очередь стоит, это ещё не было указа о том, чтобы там с десяти, потом с одиннадцати стали продавать. Очередь стоит перед магазином, а винный закрыт. Стучат. Продавщица выходит, говорит: "Сказали, вот когда демонстрация пройдёт, тогда я открою". А там демонстрация по Кирова идёт. Очередь уже там такая, ну, человек 70. А эти идут и идут, демонстранты. Потом кто-то говорит: "Ребят, пойдём их подгоним". Как только демонстранты мимо двери магазина прошли, тут продавщица открывает дверь, и весь народ может гулять.
(рассказал аноним (м), 1950 года рождения, записала Мария Ахметова)
Дмитровка всегда была живая и забитая, и там масса была магазинов. Был на углу магазин "Молоко". Моя бабушка, женщина дореволюционная, всегда мне маленькому ещё, когда в первом классе стали посылать в магазины, всегда говорила: "Пойди на Дмитровку к дедушке". Я знал, что это магазин "Молоко", и когда-то пристал: "Почему "к дедушке"?" Она объяснила, что там много-много лет работал какой-то дяденька, продавец, который со временем из дяденьки превратился в дедушку. И магазин никто ни "Молоко", ни как-то иначе не называл – все говорили: "Пойди к дедушке". И все шли к дедушке.
(рассказал Слуцкий Борис ,
1953 года рождения, записал Михаил Гардер)
Подробнее читайте на metronews.ru ...