2020-12-18 17:42 |
С какими вызовами столкнулась Московская область в период пандемии коронавируса и как справилась с этими вызовами? Об этом в итоговом интервью телеканалу "Россия 24" рассказал губернатор Подмосковья Андрей Ворбьев.
2020 год был непростым для всех, в том числе и для жителей и властей Подмосковья. Итоги сложного года в интервью телеканалу "Россия 24" подвел губернатор Московской области Андрей Воробьев.
- Андрей Юрьевич, здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Я думаю, очень непросто начинать итоговое интервью, тем более год был очень непростым для всех, и для Московской области, безусловно, в том числе. Как регион боролся и борется с распространением СOVID-19? И как идет вакцинация?
- Нечто новое и очень сложное в нашей жизни появилось в этом високосном году. Мы столкнулись с тем, с чем ранее нашему поколению точно не приходилось иметь дело. Пандемия – мы только в книжках читали, что это такое, и никогда бы не подумали, что это будет иметь такое влияние на жизнь каждого человека, каждой семьи, экономики, страны. Все круто изменилось, и здесь главная задача была сделать так, чтобы каждый, кто нуждается в медицинской помощи, с первого дня ее получал. Поэтому, здравоохранение в этом году было на фронте, на передовой, как говорят. И до сих пор сегодня наши врачи, вся система, специалисты среднего звена, все, кто задействован в лечении больных, испытывают серьезную нагрузку. Поэтому нет кухни или нет места, где бы сегодня не говорили о здоровье, о ковиде и о том, когда все это закончится. Поэтому, конечно, год был сложный у всех, прежде всего по причине того, что пандемия.
- Как вакцинация проходит сейчас в регионе?
- Мы подготовили 92 пункта, они оснащены всем необходимым. Протоколы имеются, вакцина начала регулярно поступать. Мы ждем увеличения количества доз. Пока получаем по 5-7 тысяч в неделю для того, чтобы адаптировать систему, для того, чтобы отточить электронную запись на вакцинацию. Она бесплатная, вы знаете, и добровольная. На этом я тоже хочу сделать акцент, потому что в том числе и много шуток, разных спекуляций на эту тему. Мы испытываем "Вектор" (вакцина "ЭпиВакКорона", разработанная в научном центре "Вектор" – ред.), вторую вакцину, у нас клинические испытания идут, и к концу года мы по своей квоте их тоже завершим. Я тоже сам вакцинировался, отчасти вел консультации с врачами, потому что у каждого есть особенности и, собственно говоря, мы видим, что это сегодня надежная защита от болезни. Ну и четверть имеют уже антитела, переболели, это тоже, конечно, снижает вирусную нагрузку, распространение вируса.
Поэтому, ситуация такая: на койках у нас сейчас чуть меньше 11 тысяч человек. Мы снижаемся каждую неделю. Немножко, но снижаемся. Минус 100, 200 коек каждую неделю идет снижение. Дай Бог, чтобы дальше так было. На искусственной вентиляции легких у нас 250-260 человек. Это ИВЛ с интубацией, там, где тяжелые больные. Оборудования и лекарств хватает. Есть, пожалуй, одно наименование лекарств, которое тоже все изучили – "Актемра", которое буквально расходится с колес. Спасибо федеральному правительству, мы в тесном взаимодействии работаем. И все те вызовы и поручения президента, а главное из них и основное – это борьба за жизнь человека, мы стараемся обеспечить. Плюс мы осенью не закрыли плановую помощь – это позволяет нам делать операции, сложные операции в разных других областях. Прежде всего, это сердце и онкология. Травма также. Поэтому сегодня очень много здравоохранения в нашей жизни. Я очень надеюсь, что в следующем году мы увидим другую, более благоприятную картину для жизни нашей страны.
- Продолжая тему здравоохранения, вот тот опыт, который был получен в 2020 году: как-то планируется в дальнейшем его использовать в работе?
- Конечно, мы увидели, мы если не в два раза, то процентов на 70 увеличили количество скорой помощи. Есть скорая помощь, которая должна приезжать за 20 минут. Есть неотложная помощь, которая приезжает позже. Мы очень серьезно работаем над оцифровкой, над увеличением количества бригад скорой помощи, регион растет, и мы должны успевать. Успевать госпитализировать, чтобы все максимально быстро получали соответствующую услугу здравоохранения. Сейчас запредельная нагрузка. В мирной жизни это шесть – шесть с половиной вызовов в сутки, сейчас доходит до 12 с половиной. В два раза. Все это, естественно, сказывается на том, что скорая дольше едет. Этой проблемой занимаемся.
Мы очень серьезно усиливаем поликлиническое звено. Туда, откуда идет маршрутизация. На наших терапевтов и всех тех врачей, – спасибо им огромное – которые работают в поликлиниках, приходится колоссальная нагрузка. И мы видим, что здесь нужно наше внимание, помощь, оцифровка процессов. Оцифровка – это значит, чтобы не тратить время на лишнюю писанину и прочую бумажную волокиту, а заниматься именно постановкой диагноза и направлением того или иного больного. У нас оцифрованы КТ, МРТ, это позволяет также предоставлять услуги телемедицины, потому что врачи везде хорошие, но всегда важно второе мнение. И это позволяет, соответственно, телемедицина в сегодняшний условиях. Тоже критически важно. Но, безусловно, есть над чем работать и к чему стремиться. И мы этим занимаемся очень подробно.
- Давайте перейдем к экономическим вопросам и к тем последствиям, которые оставляет пандемия. Насколько я помню, у Московской области были очень амбициозные планы по бюджету, вот удастся ли и каков эффект, как отразился COVID-19 на экономике?
- Человек полагает, Бог располагает, говорят, знаете? Мы росли каждый год. Наш бюджет – хотелось бы, чтобы он был больше. Триллион – это то, что нам надо. Мы имеем пока меньше. Каждый год мы росли, экономика росла на 3,5 процента и, как следствие, доходы в бюджет плюс 50 миллиардов мы получали. Это было для нас очень важно, потому что мы должны успевать строить социальную инфраструктуру, дорожную. Качество жизни от этого зависит во многом. Но, конечно, наши планы подкорректировал ковид. Надеюсь, что в следующем году мы все-таки увидим стабильный рост, а значит к этому долгожданному триллиону наконец придем. Но для этого все равно нужно работать. Само по себе это не случится. И мы стараемся активно работать с инвесторами, поддерживать предприятия, сопровождать их. Ведем активный диалог, поиск инвесторов. Даже в такое сложное время. Без экономики никуда. От экономики зависят наши возможности, решения тех проблем, которые требуют от нас наши дорогие любимые жители и наша жизнь.
- Как во время пандемии осуществлялась поддержка бизнеса? Мы видели те программы, которые были приняты президентом.
- Огромное количество там было разных мероприятий, очень важных, самое главное своевременных мероприятий, которые были приняты президентом, реализованы правительством. В частности, компенсация по зарплате, освобождение от налогов – налоговые каникулы. Но самое главное, что нам удалось сделать во вторую осеннюю волну, – это не остановить экономику. Потому что от этого зависит доход каждого человека, каждой семьи. От этого зависит очень многое в нашей жизни. И вот эти новые стандарты, которые стали уже нормой, маски, руки, фильтры, – все это в совокупности позволяет нашим предприятиям работать, спасибо им за это. У нас очень диверсифицированная экономика, как известно, ни нефти, ни газа у нас нет, но у нас есть великолепные промышленные предприятия, современные, эффективные, которые открываются и осуществляют свою деятельность.
Мы видим рост экспортного потенциала, в определенных направлениях и в том числе в пищевом, что раньше можно было наблюдать лишь фрагментарно. Поэтому все это для нас важно – поддержка. Различные льготы существуют – налог на землю, прибыль и так далее. Но главная помощь бизнесу – это ключевой закон экономики, это спрос. А спрос – тогда, когда у человека есть достаток, когда есть работа. Поэтому занимаемся этим, сопровождаем бизнес.
- Среди тех мер, которые были приняты в ходе пандемии, была в том числе и льготная ипотека, которую продлили. Это, безусловно, отразилось и на строительстве. Вот как непосредственно на Подмосковье это отразилось?
- Московский регион, так исторически сложилось, агломерация развивается, чего ж говорить, все и так это видят. 8 миллионов квадратных метров мы строим, 4 – многоквартирные дома, а 4 – это ИЖС. И если бы не ипотека, была бы беда. Были бы вновь появившиеся обманутые дольщики. Поэтому решение нашего президента по льготной ипотеке 6,5 процента просто вытащило эту ситуацию их пропасти. Сегодня, смотрите, 9 из 10 квартир покупается по ипотеке. И мы стараемся строить жилье сбалансированно – школы, поликлиника и детский сад, это не обсуждается. Здесь ключевыми еще являются магистрали, дороги, поэтому мы стараемся развивать регион с умом, чтобы новоселы, которые заезжают в микрорайоны, чувствовали себя комфортно. Хотя не всегда это получается, должен это признать.
Большой ресурс мы направляем на расширение дорог, на и модернизацию. И это очень серьезный вызов для нас.
- Московские центральные диаметры (МЦД) как-то помогли?
- МЦД великолепно помогло. И в свое время это решение и президент поддержал. Роль мэра Москвы очень знаковая. Знаковая еще и потому, что мы уравняли, радикально снизили практически в три раза стоимость проезда на МЦД. И сегодня мы видим, как активно это востребовано. Это сообщение, частота сообщений, комфортный передвижной состав. Важно довести дело до победы – это МЦД-3, МЦД-4. Они являются ключевыми. Люди, проживающие в Подмосковье, очень ждут, потому что это удобно, быстро, это экономит время и деньги. Поэтому МЦД – это проект, который окупает себя и экономически, и во всех смыслах очень полезен.
- Очень важная и сложная тема – это мусорная реформа. Какие успехи есть у вас в решении этой проблемы в 2020 году?
- Вы знаете, успех – это то, что мы в этом году покончили со всеми городскими свалками. Мы открыли КПО, спасибо жителям, и вместо 8 миллионов тонн мусора мы получили 6, потому что 2 миллиона разделяют. Такая культура начинает формироваться. Были скептики: уж где-где, а в России разделять не будут! Но у нас разделяют мусор. Понятно, что требуется время. Как правило, со школьной скамьи эта вся культура прививается. Мы верим, что у нас все здесь будет в порядке. Мы закрыли свалки – раз, мы рекультивируем закрытые свалки – два. Почему? Потому что если просто повесить замок или шлагбаум поставить, проблема не решится, потому что нужна чистая река, нужна чистая прилегающая территория. И в рамках национального проекта "Чистая страна" – президентского проекта – мы получаем очень серьезную поддержку по рекультивации полигонов. Мы 10 полигонов рекультивировали, еще 7 находятся в работе и еще 14 – ведется проектирование. Все это большая работа. Плюс, построили современные комплексы, где, извините за подробности, выделяется органика. Она отделяется, соответственно, путем химической реакции устраняются все запахи и остаются только так называемые хвосты.
Вы знаете, что в области строятся мусоросжигающие заводы, и в будущем будет нулевое захоронение. Что это значит? Значит, те самые "хвосты", которые сегодня все-таки остаются на полигоне, но уже без органики, будут утилизироваться в энергию. Это должно произойти в 2022 году. И я очень надеюсь, что это будет уже следующий этап, следующая победа.
- Вы упомянули про цифровизацию, когда говорили про пандемию. Какие успехи есть в области в 2020 году с точки зрения перехода на цифровые рельсы?
- Мы претендуем на то, что Московская область – передовая в цифровизации. Мы постоянно внедряем цифру. Большую работу ведем сегодня и с Росреестром для того, чтобы и там узелки развязать, проблему, которые там есть. У себя смотрим в каждом ведомстве, что мы можем сделать более удобно. Например: ты – студентка, у тебя льготная карта. Тебе не нужно никуда идти за справкой, потому что мы и так видим год рождения, видим, что учитесь в институте. Это должно продлеваться автоматически, это проактивно. Или наше уважаемое старшее поколение – пенсионеры: зачем их гонять по различным инстанциям, собирать справки. Это все уже есть в электронных базах. Вот все это должно все больше и больше присутствовать в жизни, потому что это убирает ненужные лишние хлопоты и освобождает большое количество времени.
- Чего ждете от 2021 года?
- От 2021 года хотелось бы ждать стабильности, чтобы закончилась вся эта эпопея с ковидом. Чтобы мы вернулись к нормальному общению между людьми, потому что человек – существо социальное. Очень важно общаться, обмениваться, получить свободу прежнюю. Я очень надеюсь, что экономика восстановится. Наверное, это самое главное, потому что это позволяет решать те проблемы и вызовы, которые существуют.
Подробнее читайте на vesti.ru ...