2016-4-20 14:36 |
Переговоры о замораживании уровня добычи нефти и стабилизации цен в столице Катара Дохе завершились ничем – не последовало даже «джентльменского», ни к чему не обязывающего, соглашения. Между тем последние несколько недель рынок жил ожиданиями встречи ОПЕК и крупнейших производителей нефти. Что провал переговоров в Дохе будет означать для рынка нефти и рубля в краткосрочном и долгосрочном плане? И действительно ли провал не создает проблем для России, как заявил министр энергетики Александр Новак?
В
Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического-департамента-В«АльпариВ»: Мы не ожидаем ни обвала рубля, ни обвала нефтяных цен на этой новости, потому что даже по прогнозам ОПЕК, сделанным ранее, было ясно, что взрывного роста цены нефти никто не ожидал. Согласно прогнозу ОПЕК, нефть до конца текущего года должна выйти на стабильный уровень в 50 долларов за баррель. Что касается рубля, то в последние несколько недель он показывал разнонаправленное движение по отношению к доллару и евро, из чего следует, что сейчас влияние ситуации на нефтяном рынке на российский рубль не настолько сильное, как было в предыдущие годы. Да и биржевые спекулянты на открытии отреагировали слишком нервно, провалив цену на 6%, а сейчас Brent снова торгуется на уровне выше 41 доллара за баррель.
Мы ожидаем, по самому пессимистичному сценарию, что рубль по отношению к доллару США может снизиться до 70 руб./долл., а нефть может просесть до 38 долларов за баррель. Но рынки уже видели такие уровни, так что реализация такого сценария вряд ли станет сюрпризом.
Полагаем, что текущая цена 40 долларов за баррель – фундаментально обоснована. Поскольку цены учитывают фактор спроса – мировая экономика сейчас не находится в условиях сильного спада, восстанавливается Россия, темпы роста ВВП в Китае упали по сравнению с прошлым годом всего на один процентный пункт (до 6,7%), поэтому можно ожидать, что растущий спрос в мире вызовет увеличение спроса и на энергоносители.
Ожидаем, что до июня (до даты новой встречи стран производителей нефти) нефть Brent будет находиться в коридоре 38-43 долларов. Рынок будет ориентироваться на краткосрочные новости о динамике коммерческих запасов нефти в США и данные о количестве активных нефтедобывающих платформ в США, собственно, сейчас это главные новости для нефтяного рынка. Также может оказывать влияние экономическая ситуация в Китае.
Отсутствие соглашения, конечно, создает проблемы для России, но, скорее, в политическом плане, чем в экономическом и финансовом. Политически для России срыв этого соглашения – пощечина. Не удар в спину, но публичная пощечина, так как Россия впервые попыталась заявить о себе как о крупном экспортере, способном оказать влияние на регулирование нефтяных цен, но вышло все неудачно. Однако в экономическом плане это особых проблем не создаст, поскольку у России есть сценарий развития экономики даже при нефти в 25 долларов за баррель, а падение нефти до такого уровня мы считаем крайне маловероятным.
Однако России нужно и дальше работать с арабскими странами. По заверению самого министра энергетики России Александра Новака, до 17 апреля страны-производители нефти были даже очень сговорчивыми, но неожиданно группа стран изменила свое мнение. Нужно разобраться почему. Может быть, на Саудовскую Аравию было оказано какое-то давление или влияние извне (из-за океана), а может быть – дело и в том, что переговорщики с российской стороны не в полной мере пользуются авторитетом и доверием в ОПЕК. Может быть, России просто надо заменить нынешних переговорщиков на тех, кто пользуется в мире куда более значительным авторитетом? Например, на главу правительства Дмитрия Медведева?
Поскольку в ОПЕК входят Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт, главные игроки нефтяного рынка сегодня, то их мнение России, хотя она и второй по объему экспортер нефти в мире (после Саудовской Аравии), приходится пока учитывать, когда речь идет о попытках влиять на цену.
Конечно, России нужна нефть дороже 40 долларов, так как мы, хоть и нарастили долю экспорта машиностроения, нефтехимии, иной технологической продукции в структуре нашего экспорта, но пока более 60% экспорта приходится на нефть и газ. Поэтому рост цен на нефть для нас по-прежнему важен, хотя и обвал цен уже не представляет собой такой трагедии, как это было, например, в 1998 году.
В
Андрей Люшин, заместитель председателя правления Локо-Банк: Я напомню, что рост котировок в преддверии встречи в Дохе был исключительно спекулятивным, не подкрепленным никакими фундаментальными факторами. Как раз, наоборот, в течение всего периода роста крупнейшие экспортеры ставили все новые рекорды по уровню добычи, таким образом, лишь увеличивая разрыв между величинами спроса и предложения. Понять их можно – рост дал возможность пополнить бюджеты стран за счет подорожавшей нефти, и смысла упускать такую возможность не было, учитывая, что шансы на достижение хотя бы шаткого согласия были изначально ничтожно малы. Рынок также успешно воспользовался ситуацией – уже в пятницу мы наблюдали закрытие позиций по нефти, инвесторы фиксировали прибыль, прекрасно понимая, что Иран и Саудовская Аравия не готовы идти на компромисс.
Тот факт, что тренд был исключительно спекулятивным и краткосрочным понимали все. Собственно, я напомню, что Центробанк России отказался от снижения ключевой ставки на пике роста, апеллируя к тому, что волатильность по-прежнему высока, правительство так же отказалось пересматривать в большую сторону заложенные в бюджет уровни по нефти.
Учитывая, что решение, а вернее его отсутствие, было ожидаемо, шоковой реакции на рынке не последует. Вместо этого мы увидим планомерное снижение котировок и рубля в течение ближайшей недели, после чего уровни зафиксируют, скорее всего, к доллару рубль найдет поддержку в районе 70-71 руб.
Неспособность картеля прийти к согласию по ключевым вопросам ставит под вопрос саму необходимость его существования в действующем формате. Очевидно, что сейчас как никогда необходимы новые международные институты, способные по-настоящему действенно справляться с кризисами в добывающей отрасли, при этом, на мой взгляд, необходимо так же расширять формат, в том числе за счет включения в состав принимающих решение сторон независимых игроков, в первую очередь России.
В
Артем Деев, руководитель аналитического департамента ФК AForex: Рынок нефти, как и ожидалось, полностью оправдал свой статус ключевой зоны риска. Отсутствие договоренности нефтепроизводителей в вопросах снижения объемов производства на открытии сегодняшнего дня спровоцировало резкое пике ценовых позиций нефтяных активов. К 9:00 мск Brent торговался на отметке 41,38 доллара, WTI чуть отставал 39,88 доллара за баррель и это только начало. Министр энергетики РФ Новак сообщил, что все страны согласились, что фиксирование объема добычи обоснованно, но вот единых условий, которые смогли бы удовлетворить все регионы достигнуть так и не удалось. Стоит отметить, что отсутствие соглашения по фиксированию объема добычи отодвигает момент достижения баланса на рынке как минимум на полгода. Для всего рынка черного золота это потенциально сильный медвежий сигнал, способный завести актив ниже 30 долларов за баррель в самые кратчайшие сроки. Помимо этого, весьма неутешительными выглядят и прогнозы по росту мировой экономики, особенно после слабого квартала, который показала китайская экономика с минимальным с 2009 года приростом в 6,7%. Еще одним антикатализатором для котировок нефти является и то, что мировой спрос на углеводороды продолжит снижаться в этом году. Согласно ежемесячному докладу ОПЕК, спрос вырастет на 1,20 млн баррелей в сутки, что на 50 тыс. баррелей в день меньше, чем ожидалось ранее. К сожалению, рынку черного золота не поможет даже забастовка нефтяников, начавшаяся в эти выходные в Кувейте. Российская валюта следует за котировками нефти. На текущий момент мы уже наблюдаем возобновление прежнего девальвационного давления, оказываемого на рубль ключевыми валютными конкурентами, евро и долларом. Актуальные котировки по паре рубль/доллар 68,17 и к закрытию сегодняшнего дня российская валюта рискует оказаться выше сопротивления 70,00. Провальные переговоры в Дохе практически обеспечили нефть долгосрочным фактором разгрузки, что по причине корреляционное взаимосвязи с курсом национальной валюты, является не меньшей предпосылкой слабости и для рубля. Боюсь, помочь ему не сможет даже приближающийся налоговый период в России.
В свою очередь, ОПЕК совершенно очевидно не справляется со своими непосредственными задачами, главной из которых, напомню, является контроль над уровнями добычи стран-участниц. Картель сейчас по сути существует исключительно формально и уже не никак не влияет на действия экспортеров. Очередным подтверждением этому может служить сам факт неявки представителей Ирана на конференцию в Дохе, что по сути является очевидным фактом демарша, но, судя по всему, никаких последствий страна не понесет. На мой взгляд, ОПЕК уже давно не соответствует текущим вызовам и рыночным реалиям.
В
Богдан Зварич, аналитик ИХ В«ФИНАМВ»: Результат переговоров в Дохе вполне ожидаемый. Неоднократно перед переговорами Саудовская Аравия заявляла, что не готова пойти на заморозку, если к соглашению не присоединиться Иран, который даже не прислал своих представителей на нее. К Ирану присоединилась Ливия, которая также не согласна замораживать добычу. Плюс к этому, когда встреча только затевалась, нефть торговалась в районе 30 долларов. Сейчас цены для Саудовской Аравии много более привлекательные, что позволяет ей не идти на компромисс в вопросе уровней добычи. В результате нефтедобывающим странам так и не удалось прийти к соглашению.
После того, как по результатам встречи в Дохе не было достигнуто договоренности, оживают риски новой волны снижения цен на нефть, которая в итоге может привести к обновлению годовых минимумов. При этом первоначальную реакцию рынка можно назвать скорее эмоциональной. Однако в дальнейшем, после коррекции, мы можем увидеть планомерное снижение цен на рынке энергоносителей. Так уже в ближайшее время нефть марки Brent может уйти ниже уровня 40 долларов за баррель. На этом фоне российский рубль будет ослабевать по отношению к доллару и евро. На наш взгляд, доллар в ближайшее время может подняться выше уровня 70 руб.
Если же говорить о перспективе конца года, то текущая динамика лишь откладывает реальный рост цен на нефть. Мы сохраняем прогноз по нефти марки Brent на конец года в районе 50-55 долларов за баррель. Также не изменяется прогноз и по американской валюте. Мы ожидаем снижение доллара в район 60 руб.
В
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: В краткосрочной перспективе должно быть скачкообразное падение цен. Если рост цен был результатом ожиданий (а так оно и есть), то не оправдавшиеся ожидания должны дать больший отскок маятника, чем был рост. Но в долгосрочной перспективе скачков не будет, может быть даже маленький подъем. Однако эффект Дохи – ощущение что на рынке нефти каждый сам за себя, будет дополнительно понижать цены. Рынок ориентирован на падение – а значит, падение какое-то время еще продлится. Но когда падение приведет к нерентабельности значительного количества скважин, предложение упадет и начнется рост.
Для России отсутствие договоренности тоже проблема, но меньшая чем для других участников переговоров, может быть, кроме Саудовской Аравии. Наша экономика не сводятся к нефти, и при наличии разумной тактики и стратегии нам будет, чем торговать с миром, просто нужно этим заниматься, а не ждать очередного потока нефтедолларов.
ОПЕК в своем классическом виде давно не существует, примерно с тех пор как Саудовская Аравия начала игру на понижение цен на нефть. Картель, созданный для удержания цен на нефть, становится фикцией, если его ключевой участник играет на понижение. При этом регулировать добычу можно и без США, если участники регуляционного объединения составляют большинство на рынке и имеют одинаковые цели.
В сегодняшних условиях подобный картель не может работать без участия монархий Персидского залива и Ирана. В текущих политических условиях объединение Саудовской Аравии и Ирана не возможно, а значит, не возможен и картель. Но позже в новых условиях он возникнет обязательно. Иначе производителям нефти будет очень плохо.
В
Кирилл Яковенко, аналитик В«Алор БрокерВ»: Несмотря на неудачные переговоры, нефть держится выше 42 долларов за баррель, что очень хорошо. Это также подтверждает, что инвесторы не испытывали иллюзий относительно встречи, а часть игроков закрыла длинные позиции перед выходными. Думаю, что нефть еще может просесть на 1-2%, но в ближайшие дни останется выше 40 долларов за баррель. До конца года В«черное золотоВ» продолжит торговаться в диапазоне 30-50 долларов за баррель, что вполне устраивает ОПЕК. Краткосрочно курс доллара в этих условиях подскочил до отметки 67,5 руб., но в ближайшие 2-3 месяца я ожидаю дальнейшее укрепления рубля в район 60 руб. за доллар.
Для России цены на нефть, к сожалению, продолжают являться главным драйвером развития, что требует дальнейшего рвения в проведении переговоров с Ближним Востоком. Хотя стоит отметить, что российские экспортеры, в отличие от населения, выиграли от падения нефти за счет девальвации рубля. ОПЕК вЂ“ не самая эффективная организация, а США крупный игрок на рынке нефти, обладающий колоссальным политическим влиянием и военной мощью. Это означает, что локальные договоры о заморозке в глобальном мире не столь эффективны.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...