2017-8-26 13:10 |
Китай собирается инвестировать большие средства в создание транспортной инфраструктуры, которая свяжет его с Европейским Союзом. Речь идет о железнодорожном и, возможно, автомобильном сообщении. Где конкретно пройдет эта трасса, пока не ясно – проект находится в стадии согласования. Но Россию он точно захватит – в силу географического положения страны. Зачем это надо Китаю? И что это может принести России? Об этом и поговорим.
Сначала о Великом
У кого-то может возникнуть вопрос: В«А откуда в названии проекта слова "Шелковый путь"?В» Это история Китая, которую они, китайцы, любят и очень ценят. Где-то во втором веке до нашей эры (кошмар какой-то) сформировался караванный путь из Китая в Европу. Верблюды шли, ослы. Плыть морем было полным безумием. Пройти на утлых суденышках того времени путь через Индийский океан и обогнуть Африку, было просто нереально. А так – потихоньку, полегоньку. Трасса маршрута постоянно менялась – в зависимости от враждебности племен, населявших соответствующие территории. Поэтому ходили то так, то этак.
Почему этот путь назвали В«ВеликимВ» – понятно. Слишком долгим был маршрут. Особенно учитывая скорость передвижения верблюдов и ослов.
А почему В«шелковымВ»? Потому что возили они в основном шелковые ткани, которые были ноу-хау китайской промышленности тех времен и которые пользовались огромным спросом у европейской знати. Как говорят В«злые языкиВ», не только из-за красоты. Дело в том, что многочисленные мошки да вошки не могли зацепиться своими лапками за скользящую шелковую ткань. Вот и падали вниз, не доставляя неудобств своему будущему потенциальному клиенту.
Ну и конечно пряности. Как утверждают историки, одним из самых дорогих и значимых подарком молодоженам в Европе был мешочек обыкновенного черного перца. Дело в том, что холодильников тогда не было. И в теплое время года мясо быстро тухло. А вот посыпанное молоты перцем из этого самого подарочного мешочка – сохранялось намного дольше.
Плюс. Китайские пряности предавали пище особые вкусовые качества.
Вы знаете, почему многие наши туристы, возвращаясь, к примеру, из Финляндии, говорят, как там все невкусно? А потому что финны, в отличие от России и многих других стран, при производстве колбас, сосисок и прочей аналогичной продукции, не используют глюконат натрия – вещество, практически безвредное, но придающее продукту особый вкус. Человек на этот вкус В«подсаживаетсяВ», и аналоги без глюконата не ест. Не вкусно ему. Ну и тогда, в давние времена, подсела постепенно Европа на китайские пряности.
А теперь о Новом
Долго сказка сказывается да не скоро дело делается. Прорыли Суэцкий канал. Корабли более-менее приличные научились строить. И В«сдохВ» Великий Шелковый путь со своими верблюдами и ослами. Морем все грузы стали возить. И чем дальше – тем больше. Сейчас эта транспортная магистраль, связывающая Европу с Китаем, Японией, странами Юго-Восточной Азии и Индией, является, пожалуй, крупнейшей в мире. Про поставки нефти и газа из стран Ближнего Востока, которые идут этим же путем, и говорить не приходится. И все отлажено, как часы работает. Вот ведь благость наступила.
Но история, как известно, развивается по спирали. И вот тут вдруг Китай озаботился строительством нового сухопутного транспортного коридора между ним, Китаем, и Европой. Речь идет, прежде всего, о скоростном железнодорожном сообщении. А это вам не верблюжий маршрут. Это вложения немереные. Это сложные переговоры со странами, по которым этот коридор будет проходить. И много чего еще.
А китайцы – люди прагматичные. Они просто так деньги на ветер бросать не будут. Значит, зачем-то им это надо?
Зачем Китаю все это
Когда Китай превратился в В«мировую сборочную фабрикуВ» при Дэне Сяопине, вся продукция построенных Западом сборочных заводов производилась на Тихоокеанском побережье – чтобы потом морским путем ее проще было доставлять в Европу и Америку. Это оптимизацией логистики называется. Ну а дальше пошло-поехало. Если вы посмотрите на карту Китая, то увидите – все мегаполисы, высокоскоростные железные дороги, автомобильные широкополосные магистрали, научные институты, университеты – они все там. А на Западе, Северо- и Юго-Западе страны – по большому счету, все как было, так и есть. Потому что не выгодно строить там В«заводы и пароходыВ» и везти все это добро к Тихому океану.
Вот и решили китайцы вложиться в новую транспортную инфраструктуру, чтобы вокруг нее создать промышленные и научные зоны, продукция которых напрямую пойдет в Европу по создаваемому транспортному коридору.
А России-то какое дело
А дело вот в чем. Нельзя из Китая проехать по суше в Европу минуя Россию. Посмотрите на карту мира хотя бы здесь. Вот Китай, вот Казахстан – спокойный и надежный партнер. А дальше Россия. А дальше Белоруссия. А там уже Польша и Германия.
По каким конкретно маршрутам пройдет В«Новый шелковый путьВ» – большой вопрос. На каких условиях Россия и Китай будут сотрудничать – тоже вопрос. И не вопрос, а много вопросов. Ведь рассматривается вариант, когда одна из веток В«Нового путиВ» пройдет через всю Россию в страны Северной Европы и, возможно, в страны Балтии.
По сведениям газеты В«КоммерсантВ», стоимость проекта оценивается в 7,84 трлн руб. без НДС. 40% финансовых затрат будет приходиться на акционерный капитал, а 60% – на кредиты финансовых организаций. Минтранс РФ в июле сообщал, что РЖД совместно с В«Китайскими железными дорогамиВ» уже начали готовить ТЭО проекта высокоскоростного грузопассажирского сообщения, названного В«ЕвразиейВ», который будет соединять в своих конечных точках Пекин и Берлин. Протяженность дороги достигнет 10 тыс. километров. Скорость движения поездов – до 300 километров в час. Срок реализации – до 2035 года. Длина российского участка оценивается в 2,37 тыс. километров, хотя цифра эта не окончательна. Предполагается также, что в состав В«ЕвразииВ» войдет и высокоскоростная магистраль Москва – Казань, с которой и начнется стройка века. Основными участниками проекта должны стать национальные железные дороги стран-участников: РЖД, В«Казахстан темир жолыВ» (КТЖ, железные дороги Казахстана), Белорусская железная дорога, China Railways.
Так что в скором времени РЖД начнет активно прирастать высокоскоростным транспортом. Тем не менее, вопросы остаются. Например, кто это все будет строить? Российские Ротенберги? Тогда китайцы от таких В«сладкихВ» предложений откажутся. А деваться куда? Китай, на сегодня – наш главный стратегический партнер. Надежда и опора. Вот отключат нам злобные буржуи систему международных межбанковских переводов Swift, и что делать будем? А вытолкнут под предлогом санкций В«ГазпромВ» из Европы, заменив более дешевый (на сегодня) российский газ на свой, сжиженный?
У нас это все понимают, поэтому и стараются переориентироваться на Китай. Но не все так просто. Если кто смотрит телеканал НТВ, тот не раз видел прекрасно снятый ролик (у В«ГазпромаВ» деньги есть), про газопровод В«Сила СибириВ». Но обратите внимание на последний кадр. Вся эта В«голубая стрелаВ», пересекая Россию, подходит к границе Китая и там останавливается. Что это значит? А то, что наши В«братьяВ» по ту сторону границы, говорят – В«Вы свой кусок трубыВ» монтируйте, а мы свою часть сделаем сами, если конечно, об условиях поставок газа договоримся.
С другой стороны, и Китаю деваться некуда. Не паромную же переправу через Каспийское море строить, как предлагал Азербайджан.
Ну, и главный вопрос. Если В«Новый шелковый путьВ» будет реализован, то, что сможет от этого получить Россия?
А при разумной политике – очень многое. Не только плату за перевозку грузов по своей территории (а чем больше транспортной инфраструктуры будет проходить по нашей стране – тем больше). Самое главное – опережающее развитие территорий, примыкающих к этому транспортному каналу. По китайскому образцу. Ведь, по замыслу китайцев, новый транспортный маршрут – это не змея, извивающаяся по территориям попавшихся на ее пути земель и стран. Это такая В«многоножкаВ», к основному тельцу которой примыкают те самые В«ножкиВ» – транспортные ответвления к промышленным объектам, расположенным на пути главного следования.
Так что это значит для России? Многое. Начнем с малого бизнеса. Это автозаправки, сервисные станции, мотели и кафе. А дальше – больше. Можно строить промышленные и сельскохозяйственные предприятия (перерабатывающие), которые на обратном пути будут загружать свою продукцию в китайские поезда и фуры. И если дело пойдет – будут нам инвестиции – и китайские и западные. Грех не воспользоваться! Вот только не надо В«орлом двуглавым реять над простором всех морейВ», а осознавать свое место в мировой экономике и договариваться там, где это возможно.
Тогда и жизнь в стране наладится. Что же, подождем, как оно все пойдет.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...