2018-4-20 10:31 |
Спортивных чиновников в связи с последними событиями хвалить не хочется. Но и здесь бывают исключения — как вы наверняка помните, именно лыжная сборная России принесла наибольшее количество медалей стране на Олимпиаде в Пхёнчхане.
Да, золото так завоёвано и не было, но результаты наших лыжников всё равно были прорывом. У самой Вяльбе, которая сейчас возглавляет федерацию и стала творцом этого успеха, три олимпийских золота в эстафетах на Играх-1992, 1994 и 1998, и четыре личные бронзы. Кроме того, Елена Валерьевна — 14-кратная чемпионка мира. А вот с первыми наградами, как мы узнали из разговора в канун большого юбилея, произошла настоящая трагедия.
"Первую награду сгрыз кот"
— Елена Валерьевна, своё участие в первых соревнованиях хорошо помните? — А как же! Дистанция была длиной в один километр. Не заметила указатель и вместо 1 км убежала на круг 3 км. В итоге финишировала последней. И ревела… Кстати, и после первой победы тоже ревела! Выиграла. Пришла радостная домой. Положила победную грамоту на видное место. Стала заниматься домашними делами. Жду маму. Она приходит, я, конечно, похвасталась. И тут — о ужас! — вижу, что половина столь дорогой мне грамоты отгрыз наш кот. В слёзы. Успокоиться долго не могла.
— Коту попало?— Да, наказывала, бывало… Не один раз. К сожалению, вскоре он умер. Не от наказаний, от старости, конечно.
— Замучили угрызения совести? Как его звали?— Я не кошатница, а больше собачница. Все клички собак помню, а кота, хоть и причинил он мне такие неприятности — имя не вспомню.
— Слёзы по поводу победы, слёзы по поводу поражения. Было когда-нибудь желание бросить лыжи?— Мне очень нравилось. Появилось много подруг. Соревнования соревнованиями, но мне и тренировки очень нравились. Мы выезжали на состязания в другие города, а уж когда нас повезли в Санкт-Петербург, то это уже казалось каким-то чудом.
— По городу удалось тогда походить?— Впечатления были невероятные. Для меня, девочки-шестикласcницы из глухомани, всё было в диковинку. В Эрмитаж ходили. Интересно, что с того раза в него попасть мне не удавалось. Как будто заколдованное место. В Питере была, но каждый раз что-то мешало. Последний раз приехала вместе с мужем и детьми. Мы составили план, решили, куда пойдём. Но я заболела. Так и пролежала в гостинице с температурой. В очередной раз Эрмитаж остался только в плане.
"Не хотела бегать как корова"
— Вам принадлежит суперрекорд на чемпионате мира 1997 года — пять золотых наград. Какая самая лёгкая?— Сложно сказать: когда выиграл, то кажется, легко всё далось. Просто уже не хотелось стартовать. Уговаривала тренера освободить меня от тридцатки. Но тренер сборной Грушин, как всегда, оказался хитрей меня, спрашивает: "А тренироваться-то пойдёшь". А как же, тренироваться обязательно пойду, "ну и беги, как на тренировке. " Вот и потренировалась. Реально, самочувствие было просто супер. Вот так: вроде играючи, как на тренировке прокатилась, и выиграла. Спасибо Александру Алексеевичу Грушину, он всегда отличался своей хитростью, да и психолог в нём был хороший, он прекрасно знал, что, как только я выйду на старт, просто "гулять" не смогу.
— Ваш любимый стиль бега на лыжах?— Когда начинала, ни о каком коньковом ходе никто не думал. Когда появился, то приняла его в штыки. Сказала, что не буду бегать на лыжах, как корова. Не для меня. Сопротивление было долгим. Но привыкла. А потом мне стало всё равно, какой стиль.
— Вы побеждали на коротких дистанциях и на длинных — вплоть до "тридцатника". Есть любимая?— Всегда отдавала предпочтение длинным дистанциям. Но когда я заканчивала как спортсменка, то появился спринт. И он мне удавался. Несколько этапов Кубка мира выиграла. Но 30 км мне больше нравится. Здесь можно на дистанции подумать, поразмышлять. Вначале даже проиграть, затем отыграть.
А вообще, мне нравится формат, когда стартуют через 30 секунд. Тут нельзя "похалявить" за спинами соперников, как в масс-старте. Не только потому, что это классика и к ней больше привыкла. Здесь надо серьёзно распределять силы на дистанции. Просчитывать ходы соперника. Без этого выиграть невозможно. Своеобразные шахматы на лыжах. — Видел вашу отрицательную реакцию на вопрос о переходе лыжников в биатлон. Если все — же кто — то надумает, что тогда?
— Держать не буду. Считаю, что все, кто попадают в сборную по лыжам, о биатлоне и думать не будут. Уйдет кто — то в биатлон горевать не буду, да ругать тоже не буду. Все биатлонисты родом из лыж и на моем веку есть примеры, когда уже взрослые лыжники переходили в биатлон, это жизнь и судьба каждого отдельного человека.
— Сами никогда не брали винтовку?
— Был такой опыт. Были случаи — брала винтовку пострелять. На тренировках состязалась с биатлонистами. Довольно успешно. Но это в детстве, скорей из любопытства.
— Тренеры пробовали перетянуть в биатлон?
— Нет. Понимали, что у них ничего не выйдет, мой личный тренер сразу бы горло перегрыз. (Смеётся. )
"Приходит какой-нибудь депутат — и начинает распинаться. . . "
— Вы, будучи спортсменкой, часто становились свидетельницей так называемых накачек?— Раньше, особенно в советское время, приходили разные начальники и начинали: "За Родину, за Родину, вы должны, вы обязаны…". Да и в наши дни тоже хватает. Приходит какой-нибудь депутат, который о лыжах-то вспоминает за две недели до Зимней Олимпиады, и начинает распинаться. Наверняка, он и с добрыми помыслами пришёл. Хотя некоторые приходят лишь покрасоваться, да заняться своим личным пиаром. Это жутко мешает спортсменам. Отвлекает, не даёт сосредоточиться. И мне мешало. Старалась не слышать, но не всегда всё сразу вылетало из головы. Сейчас я всех своих оберегаю от внимания чиновников и журналистов тоже. Скажу так — лишнего не нужного внимания. Считаю, что даже руководители Минспорта и Олимпийского комитета России вряд ли смогут накануне старта чем-то помочь спортсменам. Это лишь трата эмоций, которые накануне старта нет смысла расходовать.
— На Зимней Олимпиаде наши лыжники выглядели блестяще. Как вы оцениваете их выступление в сезоне в целом?— В целом в сезоне: мужчины-лыжники выступили на четвёрку, а женщинам-лыжницам больше чем "три" балла поставить не могу. Они сработали далеко не на все сто процентов. У меня к ним есть претензии. Но на главном старте четырёхлетия — Зимней Олимпиаде — и женщины, и мужчины выступили отлично.
— Денис Спицов был в своей первой гонке четвёртым. Какие у вас были эмоции?— Думаете, была разочарована? Нет! Да, он не стоял на пьедестале, у него была "деревянная" медаль. Но никакой горечи не было. Он попал в завал, и после этого выбрался и боролся как настоящий мужик. Терпел и цеплялся до конца. И совсем немного не хватило до медали. Скажу больше — я испытывала гордость. Кстати, так же как и впоследствии, когда награды завоёвывали наши ребята и девчата на этой Белой Олимпиаде.
— Легков уходит или остаётся? Обещал уйти и участвует в соревнованиях. — Легков окончательно уходит. Спортсмену тяжело уйти, и когда его приглашают под занавес карьеры принять участите в тех или иных состязаниях, чаще всего соглашается. Поэтому у кого-то и возникло мнение, что Легков не ушёл.
— Когда вы несколько лет назад баллотировались на пост президента Лыжной федерации, то ощущали давление со стороны Минспорта? Ведь другого кандидата лоббировало это ведомство. — За два дня до тех выборов у меня не было никакой информации о том, что те или иные структуры или чиновники поддерживают одного из моих оппонентов. Никто об этом и не говорил. Всё выяснилось очень неожиданно. Но меня это нисколько не смутило. Кстати, Министерство спорта в лице его тогдашнего министра Виталия Леонтьевича Мутко, наоборот, поддержало на тех выборах. Думаю, этого вообще не стоит вспоминать, а когда такие вещи случаются, меня лично такое только ещё больше закаляет.
В настоящее время у меня есть хорошее взаимопонимание, отличный контакт со всеми ветвями власти. Чиновникам, как вы их называете, и всем я очень благодарна, ведь только командой единомышленников можно достичь результат. — Сейчас иное положение. Лыжный спорт принёс наибольшее количество наград на белой Олимпиаде. Можно предсказать вашу победу на предстоящих выборах "в одни ворота". У вас есть программа развития на ближайший сезон?— Стратегия не может строиться только на ближайший сезон. Это ошибочно и в корне не верно. Стратегия должна быть на четырёхлетие. Программа будет представлена в ближайшее время.
"Блат в нашем виде спорта не поможет"
— В последнее время многие лыжники выступают сразу за несколько регионов. Многие меняют места своей лыжной прописки. Ваше отношение к этому?— Не считаю это совсем верным и справедливым. Но, как говорится, рыба ищет, где глубже, а спортсмены там, где лучше условия. Не обязательно про личные материальные блага. Это могут быть лучшие условия для спортивно-тренировочного процесса. Моё мнение, что все переходы и параллельные зачёты необходимо узаконить, регламентировать на уровне Министерства спорта РФ. Бывают переходы обоснованные, например: Денис Спицов переехал в Тюмень. Там, где он родился, не было условий совершенствовать своё спортивное мастерство. Он поступил в спортивный класс. Есть другие истории, которые я готова оправдать. Например, семейные обстоятельства, поступление в ВУЗ. В остальных очень резко против переходов и так называемых параллельных зачётов. Родной город, край или область воспитывал-воспитывал, а спортсмен бросает своё родное место и уезжает. В него дома тренеры вкладывали душу, регион — средства, все старались. А он подрос и "улетел"! Серьёзная тема. Но пока на федеральном уровне нет правил, так и будет продолжаться.
— Вы очень резко выступаете против, скажем так, блата в системе отбора. — В спорте всё решает результат. Выиграть в лыжах по блату невозможно. В нашем виде, если у спортсмена есть папа, мама, дядя, прекрасные связи — ничего не поможет. Не понимаю, как знакомства "наверху" могут помочь? Необходимо к самым важным стартам прийти в стабильной, не просто стабильной, а своей лучшей в сезоне, быть может и в жизни, форме. У нас есть правила отбора. Их составляют, утверждают. И после этого неукоснительно соблюдают.
"Проблемы в биатлоне? У нас они могут случиться в любой момент"
— В мужской команде будет очень серьёзная конкуренция через год: есть молодые ребята, которые прекрасно выступили на белой Олимпиаде. Есть более опытные лыжники, которых не пустили в Корею. — Это же прекрасно. У мужчин у нас отличная команда. Это отлично, когда есть конкуренция. В Норвегии появилась Бьёрген. Она была на вершине. И за ней "в горку" потянулись другие гонщицы. Норвежки понимали: есть за кем бежать. Так и у нас в мужской команде.
— Не будет дилеммы — кого ставить в эстафету?— Прекрасный состав, довольно ровный. Есть из кого сделать выбор!
— Вам хотелось бы, чтобы Большунов стал вторым Зимятовым, который в 1980-х взял четыре золота Олимпиады?
— Нет, не хотелось. Большунов на Олимпиаде на равных бился с норвежцами. А затем и выигрывал. Норвежец Клебо, вообще, на мой взгляд, менее психологически устойчив, чем Саша. Что касается Зимятова, то хочу, чтобы Александр стал первым Большуновым, а не вторым Зимятовым.
— В последнее время серьёзно обострилась ситуация в нашем биатлоне. Можно ожидать чего-то схожего в лыжах, тем более что международная федерация относится к России не очень благосклонно?
— Проблемы могут быть в любой момент. Но мы чисты. .
Подробнее читайте на life.ru ...