2024-5-3 14:00 |
В традиционном авторском книжном обзоре газеты Metro - майские новинки российских издательств на любой вкус
Детектив недели
Рио Симамото
Первая жертва
2024. ЭКСМО
Аннотация: Канна Хидзирияма, привлекательная студентка, мечтающая о карьере телеведущей, внезапно встаёт и уходит с важного для неё собеседования на крупном телеканале. Она идёт в магазин, покупает нож и… убивает своего отца, известного художника Наото Хидзирияму. На вопрос полицейских, почему она это сделала, Канна спокойно отвечает: "Думайте сами, какой у меня был мотив". Юки Макабэ – клинический психолог. Именно ей издательство "Симбунка" заказало книгу об этом резонансном деле. Теперь Юки предстоит провести несколько сеансов с Канной. Но уже на первой встрече она видит: с девушкой явно что-то не так. Та называет себя лгуньей и просит вылечить её. В В
Наше мнение: Поначалу кажется, что "Первая жертва" – классический детектив наоборот. Убийца известен, теперь достаточно разобрать матрёшку и найти "настоящего" преступника – кукловода, манипулятора, скелет в шкафу, тень из прошлого (нужное подчеркнуть). Но очень быстро выясняется, что по сути и интригу в книгу не завезли, как и 100%-ную детективную составляющую. На поверку это социально-психологический роман, который эксплуатирует стандартные для японского (и не только) общества сложные темы: авторитарные родители, самореализующиеся за счёт собственных детей, жёсткие нравственные дилеммы, нежелание отпустить чадо на волю и дать ему (ей) возможность принимать собственные решения, психологическое насилие, сексуальные девиации и прочее и прочее. Хотелось бы сказать, что лауреат нескольких литературных премий Рио Симамото в своём на сей момент последнем романе (оригинал 2018 года) нашла новые подходы или нюансы, но это не так. Здесь всё вполне шаблонно и стандартно, без сюрпризов и изысков.
При этом попытка запутать читателя тем, что все линии и мотивы сбрасываются в единый котёл, а потом, кажется, живут собственной жизнью, в итоге приводит к тому, что запутывается сам автор. В тексте не будет изящного решения дилемм обвиняемой – Канны, не найдётся чётко выраженных мотивов её действий. Скорее она, как и всё произошедшее, – лишь аморфное порождение семейных неурядиц и насилия, безликое и даже не особо вызывающее сочувствие. То же самое касается практически всех героев, включая рассказчицу – клинического психолога Юки. Её жизнь и мотивы также не выйдут за пределы стандартного круга. Поэтому роман по большому счёту – один большой хвост, в котором большинство ружей со стены так и не стреляют. Возможно, автор сделала это для пущей реалистичности, ведь жизнь не похожа на детектив, скорее на запутанную рутину. Но читаем мы не жизнь, а книгу.В
Тем не менее "Первая жертва" не вызывает желания бросить. Текст хорошо написан, даёт сполна погрузиться в быт и мысли героев, изобилует деталями, в том числе свойственными японской культуре и менталитету, а подоплёку и содержание стоит воспринимать не как захватывающий детектив, требующий реального расследования, а как необходимое обращение к всегда свежей теме отцов и детей. Своей актуальности оно никогда не потеряет.
Книжный обзор май 2024.
"Metro"
Фото:
Исторический детектив недели
Николай Свечин, Денис Нижегородцев
Пуля времени
2024. ЭКСМО
Аннотация: Что это была за пуля – пусть разбираются учёные. Но факт остаётся фактом. Капитану полиции Юрию Бурлаку во время захвата лихой московской банды кто-то выстрелил в голову, в упор. И словно чёрная шторка закрылась в сознании полицейского, беспамятство и тьма… Очнулся он не только в далёком прошлом (как потом выяснилось – в 1912 году), но и в чужом теле. Ладно бы в теле богатого купца, художника или композитора. Но ведь в теле отпетого бандита по прозвищу Жора-Гимназист! Как за всяким уважающим себя разбойником, за Жорой тянулся густой шлейф пакостных дел.
Наше мнение: Главный постакунинский* творец исторических детективов Николай Свечин застолбил в России вполне лояльную аудиторию, которая в соцсетях автора настойчиво просит новых приключений сыщика Лыкова. Они и так регулярно выходят, дважды в год, пожаловаться не на что. Поэтому "Пулю времени", написанную в соавторстве, сам писатель позиционирует как эксперимент, логично высказывая на своей странице во "ВКонтакте" сомнения: "Я вот в себе не уверен. Всё же новый для меня жанр". Жанр не просто новый, но более того – маргинальный. "Попаданцы" – пожалуй, самое сомнительное направление в современной российской фантастике, которое несёт в себе густое амбре кустарности, графомании, отсутствия нормальной редактуры и жёстко увязано с самиздатом. Но всё это, разумеется, не о Свечине, уж у него-то должно было выйти по-другому.
Получилось? Ответ не будет однозначным. Очевидно, что это не ширпотребное любительское попаданчество. Свечин и его соавтор за качество отвечают: общий стиль, проработанная эпоха, погружение в жизнь начала XX века, тем более с упором на криминальный мир того времени, не куцые характеры со своими сложными дилеммами и хорошие, живые диалоги. В сравнении со степенными и размеренными книгами лыковского цикла "Пуля времени" выходит более динамичной, эмоциональной и киношно-сериальной. Издательство активно намекает на то, что это следствие сценарного бэкграунда соавтора – Дениса Нижегородцева, с которым Свечин разделил не только обязанности, но и эпохи. Сам отвечал за прошлое, его коллега – за настоящее.В
С другой стороны, вряд ли Свечин в скором времени снова решит ввязаться в сайд-проект. Во-первых, роман при всей его проработанности таки контрастирует с привычными книгами про Лыкова. В том числе необходимостью искать логику в перемещениях во времени, где выглядит всё не безапелляционно (и наивно). Кроме того, то, что авторы писали каждый свои главы, заметно, хотя срощено всё более-менее гармонично. Во-вторых, "Пулю" трудно назвать захватывающей. Это неплохой текст про попаданцев с хорошей исторической достоверностью в пику конкурентам, но без надежды на нечто большее. В библиографии Свечина, кажется, это не более чем рябь на воде, после которой он благополучно вернётся в родные пенаты и продолжит писать про Лыкова. В-третьих, сам главный герой (честный мент, глубоко интересующийся историей) показался довольно надуманным персонажем. Да и остальные герои не вызывают привыкания и особенного участия со стороны читателя.В
Впрочем, дать шанс роману, безусловно, стоит, чтобы посмотреть, как хедлайнер исторического детектива выходит из зоны комфорта и как на его стиль влияет соавторство. А также чтобы прочитать хорошую авантюрную историю про русского мента из "Улицы разбитых фонарей", разменявшего в прямом смысле сто лет. Вот такой занимательный казус.В
* Борис Акунин признан иностранным агентом
Книжный обзор май 2024.
"Metro"
Фото:
Детская книга недели
Матильда Мастерс, Анжелика ван Омберген
Могут ли числа быть вампирами?
2024. Манн, Иванов и Фербер
Аннотация: Почему планеты не бывают квадратными? Как выиграть в "Монополию" с помощью математики? Зачем искусственному интеллекту сон? В этой книге собран 321 познавательный факт из мира науки и технологий: от астрономии и биологии до психологии и кибернетики. Вы узнаете о самых неожиданных исследованиях и открытиях, об изобретениях, поражающих воображение, и о великих учёных, чья работа помогает изменить мир. Живой юмор и забавные иллюстрации не дадут заскучать, а новыми знаниями непременно захочется поделиться с друзьями!
Наше мнение: Среди десятка блестящих, но на практике не работающих способов отвлечь ребёнка от гаджетов и мотивировать (не заставить!) читать есть парочка вполне сносных. Ну почти! Можно сколько угодно рассказывать про Гагарина и освоение космоса от царя Гороха, но лучше кинуть в чадо несколькими любопытными фактами, которые вне явной систематизации привлекут внимание своей необычностью и вызовут удивление. Книга Матильды Мастер и Анжелики ван Омберген точно следует по этой тропе. Она содержит 321 факт, разбитый на несколько групп (планеты, природа, человек и так далее), увлекательно и кратко описанных, снабжённых лаконичными и ироничными иллюстрациями.
И вот уже через полчаса дочка, в очередной раз залипшая в ТикТоке, вычисляет свою массу на разных планетах Солнечной системы и рассказывает о том, что Эверест – это не гора, а горка, если сравнить с марсианскими возвышенностями. Ещё через полчаса вы удивляетесь вдвоём тому, что ногти на средних пальцах растут быстрее всего, а только что услышанное новое слово вдруг начинает встречаться практически повсеместно, словно его расставили специально. Ну а дальше ребёнок спит, а ты бороздишь страницы интересных фактов в одиночку. Хочется многое вспомнить из школьных лет и воскресить в памяти забытое старое. Очень приятное чувство.
Книжный обзор май 2024.
"Metro"
Фото:
Страноведение недели
Андрей Ланьков
Не только кимчхи
2024. Альпина Паблишер
Аннотация: Известный востоковед Андрей Ланьков описывает эволюцию повседневной жизни Кореи за последние несколько веков, когда история страны была полна бурных событий и гигантских перемен. Книга состоит из очерков, каждый из которых посвящён определенному аспекту корейской повседневности. Изменения в жизни корейцев рассматриваются в связи с теми социально-политическими и культурными процессами, которые определили судьбы Кореи в новое и новейшее время.
Наше мнение: Если на слово "кимчхи" вы не отвечаете "Будь здоров!", то, скорее всего, корейский бум добрался и до вас. Культурный феномен этой маленькой (только чисто географически, конечно!) и разделённой страны поражает и раз за разом замахивается на японскую гегемонию с аниме, суши и прочими стереотипами. Но дальше – больше! Андрей Ланьков – главный российский кореевед и один из ведущих просветителей в этой теме наравне, наверное, только с Олегом Кирьяновым. У последнего, кстати, недавно вышла новая (и очень интересная) работа "Цена экономического чуда", где он уже с позиции инсайдера рассказывает об изнанке жизни на полуострове, которая в нашем сознании скрывается за кей-попом, каннам-стайлом и другими яркими маркерами.
"Не только кимчхи" – иной формат, отличный от обычных зарисовок о стране. Каждая глава – это отдельный аспект жизни и культуры, поданный в ретроспективе с целью найти истоки: от развития общепита до курения, от отношений с Японией до первых газет, от модных районов до исчезающих деревень. Стиль Ланькова – более академический, чем у его коллеги, но увлекательный и выверенный с точки зрения исторических фактов. Здесь будет масса событий, имён и реалий. А всё вместе – другой, более глубокий уровень погружения в среду для уже серьёзно интересующихся Кореей.
Книжный обзор май 2024.
"Metro"
Фото:
Книга недели о музыке
Арианна Уорсо-Фан Раух
Антиклассика
2024. Бомбора
Аннотация: Классика может быть доступна каждому! Профессиональная скрипачка Арианна Уорсо-Фан Раух в своей увлекательной и невероятно остроумной книге исследует мир классической музыки, развенчивает стереотипы о её элитарности, раскрывает тайны закулисного мира утончённого академического искусства и отвечает на самые животрепещущие вопросы. Как формировалась история классической музыки и в чём её уникальность? Как заработать на музыке? Что значит быть музыкантом высочайшего уровня? Существует ли классическая музыка как явление?
Наше мнение: "Антиклассику" сложно с чем-то сравнить. Обычно академическая музыка и жгучая ирония – две вещи несовместные, но у профессиональной скрипачки Арианны Уорсо-Фан Раух получается больше стендап, чем путеводитель, который заявлен во всех аннотациях. Будьте бдительны, ибо если вы профан в классике и хотите постичь основы и проникнуть в суть базовых понятий, то можете быть разочарованы. Единственное, что точно у вас останется, так это беглые списки плейлистов по эпохам. Хоть сейчас закидывай в Spotify или другой стриминг и слушай.
В пику академическому научпопу здесь не будет чёткой структуры, базовых терминов и экскурсов в теорию (ну почти!). Ощущение, что Раух писала не книгу, а посты в своём личном блоге, ориентируясь на молодёжную аудиторию (скорее всего, так и было!) и ставя задачу больше повеселить публику, чем дать знаний. Книга эта не столько о классике, сколько о том, каково это – стать (и быть) академическим музыкантом. На две трети текст состоит из личных воспоминаний, рефлексий, бытовых сцен и шуточек, порой очень жёстких и едких, в этой культурной среде на грани фола (нередко и за гранью). Многих будет раздражать самолюбование и очевидный нарциссизм автора, который просто льётся со страниц.
Всё это неплохо, если бы не изначальный маркетинговый посыл – о том самом путеводителе. Если же это не самоцель, то вы точно получите удовольствие от чтения, что случилось со мной при всех перечисленных нюансах. По крайней мере, было весело взглянуть на некоторые моменты из карьеры музыканта, которые не видны из зала филармонии или капеллы. Но каких-то особенных и систематизированных знаний вы не получите. Их стоит искать в более консервативных форматах.
Книжный обзор май 2024.
"Metro"
Фото:
Подробнее читайте на metronews.ru ...