2022-4-18 21:31 |
Обреченность – вот то чувство, которое понемногу сгущается в немецком обществе. Ситуация со Штайнмайером, постоянные упреки в слабости в адрес канцлера Шольца, раздрай в коалиции, давление со стороны тех, кого немцы считают союзниками, – постепенно приходит понимание собственной роли в конфликте Запада с России.
Коллективный европейский разум до сих пор так и не решился перейти на оплату российского газа за рубли. Слишком увлечены изобретением нового, шестого по счету, пакета санкций против России. Не могут остановиться даже на фоне протестов, обнищания собственного населения, бешеного роста цен на отопление, бензин и продукты питания.
В Москве заявили прямо: не будет оплаты в рублях – не будет газа. Пока лишь несколько европейских стран согласились платить за газ рублями и не уничтожать свою экономику. Это Венгрия, Болгария, Молдавия, Сербия, Армения.
За что обидели Штайнмайера? Начиная с вечера вторника, когда стало известно, что федерального президента Германии не пустили в Киев, немецкие политики и СМИ анализируют причины дипломатического демарша. Сам Штайнмайер на это счет версий так и не вдвинул – ограничился констатацией факта. "Мой коллега и друг президент Польши Дуда предложил на днях, чтобы вместе с президентами Латвии, Литвы, Эстонии мы посетили Киев и послали сигнал европейской солидарности с Украиной. Я был готов, но, по всей видимости, должен принять к сведению, что в Киеве этого не хотели", – сказал политик.
Чем прогневал он, крестный отец нынешнего украинского режима, своих подопечных? Уже вспомнили благосклонность Штайнмайера к "Северному потоку-2", контакты с Москвой, формулу его имени, по которой должны были выполняться ненавистные Киеву Минские соглашения.
"Это оскорбление, имеющее политико-исторический фон, но я интерпретирую этот процесс как эмоциональную реакцию украинского руководства, которая не помогает обеим сторонам", – отметил лидер немецкой партии "Христианско-демократический союз" Фридрих Мерц,
С другой стороны, Зеленский вряд ли мог решиться на оскорбление Германии без консультаций с Вашингтоном – прямых или косвенных – на что указывает и посредничество Польши в осуществлении провокации. И, конечно, ее настоящей целью был не Штайнмайер, а его однопартиец Олаф Шольц. Не хочет канцлер Германии идти на войну, а если верить шефу евродипломатии Боррелю, никаких эвфемизмов и полутонов, именно как войну Европа определяет для себя тот процесс, в который оказалась вовлечена на Украине.
Первая претензия к Шольцу состоит в том, что он не хочет отправлять на Украину тяжелое вооружение. Концерн Reinmetall решил подзаработать и оказал канцлеру дурную услугу, раструбив на весь мир, что имеет на складах пять десятков отслуживших свое танков "Леопард-1" и около 60 таких же древних БМП "Мардер" и что эта техника еще может быть поставлена в строй. Это известие произвело крайне возбуждающий эффект на партнеров по коалиции, которые требуют, чтобы Шольц дал поставкам зеленый свет.
"Канцлер находится под растущим давлением за его сдержанную украинскую политику – в Брюсселе и в Берлине. В коалиции началось восстание. В рядах партнеров растет непонимание безмолвного и крайне слабого главы правительства", – пишет Spiegel.
"Мы теряем репутацию в глазах всех наших соседей. Мы должны, наконец, начать предоставлять Украине то, в чем она нуждается, а это также тяжелое оружие. А Германия должна прекратить блокирование энергетического эмбарго, особенно в отношении нефти и угля", – заявил глава Комитета по делам ЕС в Бундестаге Антон Хофрайтер.
Немецкие "зеленые" развили такую активность, что на неделе действительно пошли слухи: мол, Германия вот-вот и отправит технику в Донбасс, тем более что военные эшелоны действительно двигались куда-то в восточном направлении, так что губернатор Николаевской области Ким успел обрадованно написать в Twitter, что немецкие танки снова будут кататься по Украине и стрелять в русских. Но слух не подтвердился: образы, воодушевляющие украинского чиновника, у канцлера, видимо, вызывают мрачные предчувствия, так что пока самое решительное "нет".
"Еще раз позвольте мне предельно ясно выразиться. Я впечатлен тем, как у многих людей получается, что-то быстро посмотреть в Google и тут же стать экспертами в области оружия. Конечно же, очевидно, что в такой ситуации всегда найдется кто-то, кто скажет: я хочу, чтобы события разворачивались так. Вот как должно выглядеть руководство страной. Но я хотел бы сказать некоторым из этих мальчиков и девочек: я руковожу страной, именно потому, что не делаю все так, как хотите вы", – подчеркнул Шольц.
Понятно, что под "мальчиком" Шольц имел в виду как раз депутата Хофрайтера. Но неужели под девочкой – министра иностранных дел Бербок? Кстати, не все "зеленые" против Шольца. Его неожиданным союзником в вопросе о поставках тяжелых вооружений выступил один из их лидеров – министр экономики Хабек. Более ожидаемо на позиции Шольца также оказался авторитетный христианский демократ премьер Саксонии Михаэль Кречмер. "Мы пересекли бы черту, если бы поставили танки или самолеты или даже установили бесполетную зону. Эта линия должна быть сохранена", – отметил он.
Уступкой условной "партии войны" со стороны Шольца стало решение немедленно увеличить расходы на оборону на два миллиарда евро – большая часть средств будет потрачена на закупку таких вооружений для ВСУ, которые не требуют длительного обучения. Но для того, чтобы удовлетворить вторую претензию, господину Шольцу потребуется значительно больше денег, а главное – того, чего очень немного, – времени. Партнеры требуют эмбарго на энергоносители. С углем разобрались – планируется прекратись импорт с середины августа – но как прожить без российской нефти?
"Мы начинаем работу над шестым пакетом санкций. С нефтяными опциями. Это означает, что мы уже начали работу по достижению консенсуса, и я надеюсь, что на этот раз все получится", – сказал Габриэлюс Ландсбергис, министр иностранных дел Литвы.
Обязательно получится. Собственно, в стране, чьей дипломатией руководит господин Ландсбергис, уже все получилась, только вот про литовскую промышленность что-то давно не слышно, и заправляться граждане ездят в Белоруссию.
Сходу можно сказать, что Германию, ее бизнес и домохозяйства не устроит такая победа над русскими. Тем более что ОПЕК на неделе сильно расстроила – организация стран-экспортеров нефти не сможет компенсировать уход с рынка России, и, по расчетам рейтингового агентства Moody’s, в этом случае цена мгновенно улетит в район 160 долларов за баррель. Берлин хочет выработать пошаговую стратегию отказа от русской нефти, но пока это – только разговоры.
Еще более неопределенной и грозящей расколом в ЕС выглядит ситуация на газовом рынке – приближается срок перехода оплаты на рубли. На неделе Еврокомиссия выдала заключение, что это нарушает санкционную политику ЕС, нацеленную на девальвацию российской валюты. Остается только констатировать, что да, в этой части у ЕС большие проблемы с санкциями.
"Австрия не одинока, выступая против эмбарго на газ. Такого же мнения придерживаются Германия, Венгрия и другие страны – члены ЕС. С другой стороны, Австрия решительно поддерживает наряду с государствами Евросоюза санкции против России. Но санкции должны наносить удар по России в большей степени, чем по ЕС", – поясняет канцлер Австрии Карл Нехаммер.
"Для нас есть одна "красная черта" — энергетическая безопасность Венгрии. Поэтому мы приняли решение, что не можем подписать любые санкции на нефть и газ", – заявил Петер Сийярто, министр иностранных дел Венгрии.
В случае прекращения поставок российского газа экономика Германии в течение ближайших двух лет потеряет примерно 220 миллиардов евро. Она их потеряет, даже если найдет выпадающим объемам какую-то замену, – такой комфортной цены, какую мог предложить "Газпром", не будет никогда. Не может СПГ из Австралии или Колумбии стоить так же, как и трубопроводный газ из России. Кстати, Китай в сравнении с тем же периодом прошлого года увеличил закупки СПГ в пять с лишним раз, так что за топливо из Катара тоже нужно будет побороться. В общем, на годы вперед жесткие самоограничение и экономия для них – залог выживания.
"Я прошу всех внести свой вклад в экономию энергии. В качестве ориентира я бы старался экономить 10%, это посильно. Если вы обогреваете квартиру и закроете шторы вечером, вы сэкономите до 5% энергии. А если понизить комнатную температуру на один градус, это около 6%. Конечно, это не так уютно, но никто не замерзает. Ситуация, при которой возникнут проблемы с поставками или будут закрываться предприятия, станет кошмаром экономической политики", – подчеркнул министр экономики и вице-канцлер ФРГ Роберт Хабек.
Он призывает сограждан экономить чуть ли не каждую неделю, то есть с той же частотой, с какой, например, врет Британия. Чтобы поддержать санкционный ажиотаж на континенте, компания National Grid обещает увеличить транзит газа, добытого в Норвегии, однако как на самом деле ведет себя Британия в кризисной ситуации, можно было наблюдать на пике пандемии, когда она успешно увела все вакцины из-под носа Еврокомиссии. А топливный кризис – он в Британии уже есть. И уже закаливающая инфляция – 7% в марте. Такого 30 лет не было. И это вообще по всей Европе.
"Инфляция в марте выросла до 7,5% с 5,9% в феврале. Цены на энергоносители выросли после начала войны и сейчас на 45% превышают уровень годичной давности", – констатировала Кристин Лагард, президент Европейского центрального банка.
"Мы, вероятно, в любом случае на какое-то время оставили наивысшую точку нашего благосостояния позади. Ситуация становится все сложнее. Это должен сказать населению не только я, глава оппозиции, но и федеральный канцлер Олаф Шольц", – уверен Фридрих Мерц.
Конец эпохи процветания – забавно, что такой диагноз выносит мультимиллионер и глава партии ХДС, выражающей интересы среднего и крупного капитала. Но по сути все правильно – общественный пессимизм. Инфляция в Германии ощущается потребителями уже как 14-процентная, то есть в два раза выше, чем есть на самом деле, а это означает, что уровень разочарования растет быстрее, чем падает реальный уровень жизни. И на ум приходят разные невеселые мысли.
"Что такое двойные стандарты сегодня? Это осуждать российское нападение, но отказываться от газового эмбарго. Это осуждать войну в Европе, но не замечать войны в остальных частях мира. Это осуждать российскую пропаганду, но молчать об иракской войне, построенной на лжи. Демонизировать путинский газ, но пресмыкаться в Эмиратах. чит как приглашение поразмышлять над собственными ошибками.
И поразмышлять, конечно, можно, но только изменить уже ничего нельзя. Обреченность – вот то чувство, которое понемногу сгущается в немецком обществе. Ситуация со Штайнмайером, постоянные упреки в слабости в адрес канцлера Шольца, раздрай в коалиции, давление со стороны тех, кого немцы считают союзниками, – постепенно приходит понимание собственной роли в конфликте Запада с России. Если совсем уж грубо, экономической войне тоже необходимо пушечное мясо.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.
Подробнее читайте на vesti.ru ...