2022-2-19 14:14 |
«Бездомные животные — это искусственный термин»
Почти под эстакадой путепровода на Сырковском шоссе в Великом Новгороде стоят расписанные граффити стальные воро…
«Бездомные животные — это искусственный термин»
Почти под эстакадой путепровода на Сырковском шоссе в Великом Новгороде стоят расписанные граффити стальные ворота, за которые уходит теплотрасса. За ними — двухэтажное здание и территория с вольерами для собак, которые расположены вдоль теплотрассы. До 2015 года здесь был кинологический центр УМВД, потом здание несколько лет не использовалось. Осенью 2020 года здесь разместился муниципальный центр временного содержания бездомных собак. Неформально его называют приютом.
Тем, кто никогда не занимался зоозащитой, найти этот приют непросто, особенно зимой. Официальный адрес отсутствует на картографических сервисах. Две глубокие колеи в снегу уходят вдоль путепровода от перекрестка проспектов Мира и Александра Корсунова, затем разделяются на пути к гаражам и приюту.
До конца 2021 года сотрудники и волонтеры «Жизни» содержали собак в этом центре по субподряду. А в январе 2022 года администрация Великого Новгорода заключила договор с АНО «Жизнь». Зоозащитники получили здание и прилегающую территорию в безвозмездное пользование — с условием, что они будут сотрудничать с подрядчиком по отлову животных, то есть брать собак на содержание. Волонтеры «Жизни» шли к этому больше 10 лет.
— Бездомные животные — это искусственный термин, есть дикие животные и домашние. И некоторые нерадивые и безответственные граждане их выбрасывают, а некоторые другие призывают их убивать, прикрывая других людей.
Поэтому приют — это очень нужно и очень важно для нас. И они не виноваты, что их выбросили на улицу, это беззащитные существа, — считает Лариса Акманова.
Волонтеры выхаживают больных бездомных собак, обеспечивают им лечение, стерилизацию, вакцинацию и чипирование и ищут новых хозяев. Все это нужно сделать за 10 дней: такой период содержания собак оплачивает муниципалитет.
— В первую очередь мы принимаем на 10 дней животных, которых отлавливают по заявкам, — кормим, ухаживаем, стерилизуем, выгуливаем. И потом их отвозят туда, где поймали. Собака будет безопасна в плане инфекций, она будет вакцинирована. Также она будет чипирована, то есть всем будет понятно, что она прошла через систему, — пояснила Лариса Акманова.
На содержание животных в приюте более 10 дней нужны деньги. Там живет 33 собаки, включая девять подросших щенков. Но и они едят как взрослые, говорят волонтеры приюта. Свободные вольеры подолгу не пустуют: организация, занимающаяся отловом собак по муниципальному контракту, привозит новых. Чтобы всех разместить и содержать до тех пор, пока для них не найдутся хозяева, нужно отремонтировать старые вольеры и обустроить дополнительные.
Как все начиналось
Лариса Акманова в этой сфере с 2011 года, тогда она увидела в своем дворе бездомную собаку:
— Во дворе появился пес, я его стала подкармливать. Затем ему удалось найти новых хозяев. Собаку зовут Ричард, она уже старенькая, но до сих пор живет за городом у тех же хозяев. Познакомилась с людьми, от которых узнала, что есть люди неравнодушные, занимающиеся зоозащитой. Я стала им помогать.
Лариса стала одним из волонтеров, которые в своей работе полагались только на свои силы и помощь отдельных жертвователей, тратили свое время и нередко устраивали передержку животных у себя дома или в специально оборудованных, но никак не зарегистрированных местах. Тогда же Лариса стала общаться с чиновниками, пытаясь объяснить, как можно решить вопрос с бездомными животными.
В 2012 году она основала автономную некоммерческую организацию «Жизнь».
— Я тогда стала говорить о том, что проблему надо решать по-другому, через создание центра временного содержания, где животных можно было бы стерилизовать, а агрессивных — изолировать. Приходила на публичные слушания по бюджетам города и области, писала в правительство письма, — рассказала зоозащитница.
Ларисе Акмановой удалось привлечь внимание городских и областных чиновников, в том числе экс-губернатора Сергея Митина, который однажды пришел на один из зоофестивалей организации «Жизнь». Но более эффективным получился диалог с новым областным правительством.
Лариса Акманова
— Первый раз я тему приюта озвучила, как помню, на слушаниях городского бюджета в администрации Великого Новгорода в ноябре 2011 года, — вспоминает Лариса.
Тогда обсуждение приюта остановилось на стадии предложений, но инициативу АНО «Жизнь» поддержали другие зоозащитники и политики. Бизнесмен Андрей Ломанов, работавший в то время депутатом городской думы, в 2013 году предложил проект ветеринарного пункта и приюта для животных. По словам представителей некоммерческой организации «Спасение», также занимающейся проблемой бездомных животных, в 2013 году их были тысячи. В тот год зоозащитники городов России, в том числе Великого Новгорода, проводили митинги в защиту бездомных животных и против жестокого обращения с ними.
Депутаты гордумы тогда предлагали решить проблему, финансируя передержку животных у зоозащитников из городского бюджета. Но эта идея так и осталась на стадии законопроекта.
— К Андрею Никитину [губернатор Новгородской области, в то время — врио губернатора] обратилась в 2017 году. К началу 2019 года территория была переведена в городскую собственность [имеется в виду участок, где в итоге разместился центр временного содержания]. Провели субботник силами неравнодушных людей. Но зарегистрировали приют лишь осенью 2020 года, — рассказывает Акманова.
Параллельно она начала вести работу в районах Новгородской области. Особенно удачным оказался опыт в Старорусском районе, где в 2020 году был открыт постоянный приют. В отличие от новгородского, он полностью частный, работает благодаря волонтерам и пожертвованиям.
Проблема безнадзорных животных снова оказалась в центре внимания в 2021–2022 годах после нападений бродячих собак на людей в Якутске, Оренбурге, Забайкальском крае и других регионах, которые потом обсуждали на федеральном уровне. В Великом Новгороде таких случаев давно не регистрировали, но жители говорят о потенциально опасном соседстве и большом количестве бездомных собак на улицах города, в том числе в центре.
— У нас же популяция пополняется выброшенными котятами, щенками: уцелели и живут. Иногда просто отпускают с цепи, они побегали и вернулись, и начинают бездомыши расти. Я на протяжении 11 лет понимаю, сколько вбухано денег в отлов. Это тоже большая проблема. Но если один раз начать их всех стерилизовать и чипировать, то проблема будет решена, — считает Акманова.
По ее мнению, стерилизация и чипирование в идеале должны касаться всех животных, включая домашних. А к тем, кто разводит кошек и собак, должны применяться более строгие методы контроля: «Если я завела породистое животное и у меня есть возможность его содержать и разводить, я должна платить налог. Ничего больше придумывать не нужно».
«Продолжают кусать!» Почему поправки к законодательству о бездомных животных не спасли россиян от нападений собак
«Приют для животных — это не грязные, ободранные вольеры»
В приюте работает два сотрудника центра временного содержания животных. Еще одного человека хотят взять для работы в выходные дни. Кроме затрат на зарплаты работников центра нужно оплачивать коммунальные услуги и ремонт помещений. Сколько стоит месячное содержание приюта с учетом всех нужд, Лариса пока не знает:
— Мы тут меньше месяца. Только в марте будет понятно, сколько все это стоит.
Сама она и другие зоозащитники работают в центре как волонтеры. Значительную часть расходов удается сократить за счет благотворителей, которые присылают корм и материалы для ухода за животными. Некоторые работы на территории центра выполняет муниципальное предприятие «Городское хозяйство», часть расходов покрывается за счет муниципального контракта по 10-дневному содержанию собак: 3 тыс. руб. за каждую.
Создавать на базе центра полноценный приют придется своими силами. Зоозащитники надеются на спонсорскую помощь, частные пожертвования и, если повезет, коммерческую деятельность. Волонтеры хотят открыть гостиницу для животных — для тех, кого жители смогут оставить на время отъезда, и для тех, кого новые хозяева пока не могут забрать домой из приюта, но готовы сделать это в будущем.
— Планов у нас много, мы хотим территорию привести в порядок: убрать сараи, отремонтировать второй этаж, который сейчас без света и отопления, чтобы заниматься кошками. Надо отремонтировать огромное количество вольеров. Мы обратились за помощью в министерство спорта и молодежной политики с просьбой сделать мурал. Мало того, что мы скроем дефекты, тут будет красиво.
«Спасение животных стало смыслом жизни». Брянская активистка пытается построить частный приют для бездомных кошек и собак
В приют регулярно приезжают неравнодушные люди — привозят корма и хозяйственные материалы, ветошь для подстилки, помогают по хозяйству. Приезжают даже из Санкт-Петербурга и Москвы.
В будущем Лариса с волонтерами хотят сделать из центра для передержки собак приют, в котором будет комфортно и животным, и их будущим хозяевам.
— Нам еще нужно провести апгрейд территории, убрать заросли борщевика, устранить подтопление территории и сделать площадку для выгула. Чтобы приходили дети, люди посмотреть на собак, проводили уроки доброты и сделали зоофестиваль. Эта мечта начинает сбываться благодаря волонтерам, неравнодушным людям, у нас огромная команда. Мы хотим, чтобы в городе было место, куда люди пришли бы и поняли, что приют для бездомных животных — это не грязные, ободранные вольеры и грязные, голодные собаки, а животные, на которых приятно посмотреть и взять их с собой.
Подробнее читайте на 7x7-journal.ru ...