2018-6-26 08:00 |
Во-первых, надо разобраться, какое именно вино мы будем называть "хорошим". Да, качество топовых образцов с лучших бордоских виноградников не вызывает особых сомнений и стоит такое вино очень недёшево, но следует ли нам задавать планку столь высоко? Ведь неопытный потребитель вряд ли сумеет в должной мере оценить все нюансы аромата и вкуса, а кусачая цена всё равно не позволит большинству приобрести такую бутылочку просто к обеду.
Необходимо отметить: хотя исследование вкуса и аромата вин производится непосредственно живыми людьми (это называется "органолептическим методом"), оценки, которые разные дегустаторы вслепую выставляют одним и тем же образцам, отличаются весьма слабо, независимо от личных предпочтений. Существующие системы оценки вина, наиболее распространённой из которых является 100-балльная шкала Паркера, весьма формализованы. Определённое количество баллов выделяется на оценку внешнего вида вина, особенностей ароматики и вкуса, наличия характерных дефектов и т. п.
Добросовестный дегустатор попросту не в состоянии проигнорировать характерные особенности и дефекты. Так что если исследуемый образец произведён из сорта винограда, который обожает один дегустатор и ненавидит другой, оценки обоих разойдутся максимум на пару баллов, а средний рейтинг, подсчитанный по результатам оценок всей дегустационной комиссии, окажется весьма надёжным показателем.
Так вот, на шкале Паркера вина, не имеющие каких-либо выдающихся достоинств, но при этом лишённые и выраженных недостатков, занимают диапазон от 80 до 84 баллов. Это то, что называется "качественное вино на каждый день". Его не станешь покупать в подарок к юбилею, но с радостью и без проблем приобретёшь бутылочку к ужину. Именно такие вина — ну и те, что ещё лучше, разумеется — мы будем рассматривать здесь как "хорошие".
При этом надо понимать, что далеко не всякое качественное вино обязано понравиться конкретному потребителю. Есть люди, воспринимающие как "кислятину" самый изысканный брют или, напротив, испытывающие отвращение к знаменитому массандровскому "Мускату белому Красного камня" из-за того, что он для них избыточно сладок. С другой стороны, вино, которое нравится, тоже далеко не всегда отличается качеством.
Так, магазинные полки забиты весьма посредственной "Изабеллой", у которой множество фанатов. Им попросту нравится характерный вкус этого сорта винограда, производить вино из которого, к слову, во многих странах вообще запрещено законом. Выраженный в баллах рейтинг вина — это, как ни крути, объективная характеристика, которая против индивидуальных хотелок совершенно бессильна. Тем не менее мы будем пользоваться именно ею, так как ничего лучше пока что, к сожалению, никто не придумал.
Так что же с ценами? Практика показывает, что "в среднем по больнице" стоимость бутылки вина с её качеством (рейтингом) связана весьма слабо и определяется в основном совсем другими факторами. При прочих равных вина из Бордо обойдутся примерно вдвое дороже, чем вина Нового Света — австралийские или чилийские. Тут играет роль и раскрученность страны происхождения (а также конкретного региона), и бренд конкретной винодельни, и удачный год урожая. Продукция небольших виноделен, выпускаемая небольшими тиражами, может обходиться в дополнительные весьма немалые деньги из-за своей редкости и эксклюзивности — и так далее.
Например, сильно распиаренное калифорнийское каберне Screaming Eagle урожая 2011 г. стоит в США $850 за бутылку. Этот год был признан для знаменитого вина неудачным — оно не дотянуло тогда до звёздных кондиций, набрав всего 89/100 по шкале Паркера (в иные годы стоимость бутылки этого вина может достигать и нескольких тысяч долларов). В то же время каберне Миллеровского завода урожая 2012 г. (торговая марка "Винодельня Ведерниковъ"), набравшее 90/100 баллов на авторитетном конкурсе, долгое время можно было купить в Москве по 1200 рублей, что по тогдашнему курсу соответствовало примерно $20.
Собственно, в мире существует, пожалуй, всего один товар, цена на который связана с качеством ещё меньше, чем в случае с вином. Это произведения искусства. Если вы возьмёте холст и нарисуете на нём квадрат чёрного цвета, такую картину вряд ли кто-то возьмёт у вас даже даром. А точно такой же квадрат, но созданный когда-то Малевичем, стоит, по некоторым оценкам, до $20 млн. Тут главную роль играет раскрученность произведения, имя автора и прочие причины, с содержанием произведения никак не связанные.
Разумеется, маркетологи и виноторговцы прилагают немалые усилия для того, чтобы их товар продавался как можно дороже. Порой им удаётся достигать при этом весьма впечатляющих успехов. Например, во Франции законодательно запрещено пускать в продажу молодое вино недавнего урожая раньше определённой даты. Сделано это для того, чтобы оградить потребителей от неготовой, недобродившей продукции. .
Подробнее читайте на life.ru ...