2020-5-22 20:06 |
С началом кризиса, вызванного вспышкой коронавируса, Соединенные Штаты все очевиднее демонстрируют тяжелый случай диссоциативного расстройства идентичности (состояние, когда попеременно ощущаешь себя то одной, то другой личностью), пишет в Project Syndicate профессор международной политэкономии Калифорнийского университета Бенджамин Коэн.
С началом кризиса, вызванного вспышкой коронавируса, Соединенные Штаты все очевиднее демонстрируют тяжелый случай диссоциативного расстройства идентичности (состояние, когда попеременно ощущаешь себя то одной, то другой личностью), пишет в Project Syndicate профессор международной политэкономии Калифорнийского университета Бенджамин Коэн.
С одной стороны, Федеральная резервная система США ответственно взяла на себя роль лидера в международных финансах (как и во время мирового финансового кризиса 2008 года). В марте ФРС быстро восстановила сеть двусторонних соглашений о валютных свопах с 14 иностранными центральными банками и ввела обратный выкуп (РЕПО) для еще большего количества монетарных властей, обеспечив тем самым достаточный запас долларов для удовлетворения глобальных потребностей в ликвидности. Центральный банк США вновь стал мировым кредитором последней инстанции.
С другой стороны, американский президент Дональд Трамп отверг идею о необходимости международного сотрудничества для борьбы с последствиями пандемии коронавируса для экономической активности. Он по-прежнему придерживается принципа "Америка прежде всего", а это означает, что другие правительства должны искать любое подобие лидерства где-либо еще. Администрация Трампа ясно дала понять, что будет действовать в одиночку и исключительно в "национальных интересах".
Это проявление конфликтующей идентичности не является признаком хорошего состояния Америки, а также не предвещает ничего хорошего доллару, который долгое время был доминирующей валютой в мире. Чем дольше Америка будет демонстрировать два противоположных лица, тем больше вероятность того, что она потеряет свое место на вершине международной валютно-финансовой системы. В конце концов, захотят ли международные инвесторы и иностранные правительства и дальше доверять деньгам все более ненадежного партнера?
Конечно, в настоящий момент маловероятен массовый исход из доллара. Последние действия ФРС — ответ на более высокий спрос на доллары (а не меры, предупреждающие панические продажи). Коронавирусный кризис также подтвердил роль доллара в качестве безопасной гавани.
Тем не менее еще до пандемии инвесторы и центральные банки искали альтернативу "нелюбимому долларовому стандарту" из-за непредсказуемого поведения администрации Трампа и ее ксенофобского национализма. В мире также растет недовольство по поводу неизбирательного использования Трампом финансовых санкций для наказания таких стран, как Иран, а также любой страны, которая ведет с ним бизнес, включая союзников США. Используя доллар в качестве оружия, Трамп подталкивает других открыть ответный огонь.
Так, Китай все активнее продвигает юань в качестве альтернативы доллару, для чего постепенно открывает свой внутренний рынок облигаций в $13 триллионов (второй по величине в мире) для иностранных институциональных инвесторов. Точно так же европейские страны запустили новый механизм, специально предназначенный для обхода санкций США в отношении экспорта иранской нефти.
Поскольку доллар уже немного истекал кровью, пандемия лишь еще шире открыла его рану. Это в свою очередь будет иметь далекоидущие последствия для влияния Америки в мире и в конечном счете для возглавляемого США послевоенного международного порядка.
Вклад доллара в американскую мощь очевиден. Как эмитент доминирующей в мире валюты Америка уже давно пользуется тем, что Валери Жискар д'Эстен в свое время назвал "неоправданной привилегией". Пока иностранцы жаждут долларов, США могут сколько угодно тратить для проецирования власти по всему миру, лишь ускоряя печатный станок. Америка также может оказывать влияние более непосредственно, например, делая доллары доступными для друзей и менее доступными для врагов.
Но теперь капризное поведение Трампа и его стремление к изоляционизму угрожают подорвать геополитическую мощь США. И как только все увидят, что мощь Америки идет на убыль, доллар начнет терять часть своей привлекательности, приводя в движение порочный круг: более слабый доллар порождает более слабые США, которые порождают более слабый доллар и так далее.
Следует напомнить, что у фунта стерлингов была аналогичная судьба в XX веке. Потеря фунтом международного авторитета являлась одновременно и причиной, и следствием медленного перехода Британии от империи к островному государству среднего размера у берегов континентальной Европы. Доллар не застрахован от такого же прогрессирующего вырождения.
Падение позиций США и доллара приведет к уничтожению одного из ключевых столпов послевоенного либерального порядка. Для многих этот порядок был синонимом геополитического доминирования США. Но в отсутствие американского лидерства на первый план выйдут конкурирующие политические модели, пропагандирующие национализм, популизм и различные разновидности "нелиберальной демократии". Раздвоение идентичности Америки затронет не только американцев, но и весь мир. Прогноз послевоенному порядку, ориентированному на доллар, выглядит сегодня как никогда мрачным.
Подробнее читайте на vesti.ru ...