2018-4-18 11:45 |
И снова ужасающие новости из российских школ. 17-летний ученик 9-го класса школы № 1 города Стерлитамака Артём Т. ворвался в класс c ножом и бензином. Холодное оружие ему нужно было, чтобы расправиться с педагогами и одноклассниками, бензин — чтобы поджечь школу.
Частично его план, к сожалению, реализовался. Артём ранил троих — пострадали две ученицы и одна учительница. Ему удалось также выплеснуть на преподавателя информатики бензин. К счастью, обошлось без погибших.
Возможным мотивом могла стать "усталость от одноклассников". Отмечается, что у подростка были особенности развития и школьники часто дразнили его.
И снова картина предельно типичная для подобных преступлений. Подросток, напавший на учительницу и одноклассников, не состоял на учёте в правоохранительных органах. Атаку на школу Артём готовил несколько месяцев. Своими планами он делился с друзьями в переписках. А в соцсетях подростка — множество фото и видео с кровью и убийствами.
Ключевой момент — на его страничке нашли видео и рассказы, посвящённые нападению на американскую школу "Колумбайн". Эта ужасная трагедия произошла в США в 1999 году. Два подростка — Эрик Харрис и Дилан Беннет Клиболд — напали на учеников и сотрудников учебного заведения, используя огнестрельное оружие и самодельные взрывные устройства. Жертвами стали 13 человек, в том числе педагог. Ранения получили ещё 37. После этого подростки покончили с собой.
Пытался свести счёты с жизнью и Артём Т. , но, к счастью, ему это не удалось. Как выяснили оперативники, в полицию ранее неоднократно поступали обращения — люди жаловались, что Артём проявляет агрессию и может быть опасен. И снова никто ничего не сделал для того, чтобы предотвратить трагедию.
Сейчас Следственный комитет возбудил сразу два уголовных дела. Первое — в отношении 17-летнего школьника по факту покушения на убийство двух и более лиц. Второе уголовное дело — по статье "Халатность" — возбудили в отношении должностных лиц органов профилактики преступлений несовершеннолетних.
"Заразительные" примеры
С начала года это как минимум третья подобная история в нашей стране. В январе шокирующая трагедия произошла в посёлке Сосновый Бор в Улан-Удэ. Подросток с топором и коктейлем Молотова ворвался в школу, зашёл на урок, где занимались ученики седьмого класса, и в буквальном смысле слова стал всех резать. В этой бойне пострадали семь человек.
Предположительно, ученик девятого класса пошёл на преступление из-за двойки по русскому языку. По версии правоохранительных органов, нападение было тщательно спланировано: возможно, школьнику помогали ещё двое подростков. После неудачной попытки суицида юный преступник был задержан.
Буквально за неделю до этого случая произошла идентичная трагедия в Перми. Двое старшеклассников в масках напали на учеников школы № 127. Они ворвались в школу с ножами, напали на учительницу и учеников четвёртого класса. Пострадали три человека.
Примечательно, что все участники этих преступлений были фанатами той самой истории в "Колумбайне". Что же происходит с нашими детьми?
По словам профессора психиатрии Андрея Березанцева, подростковая жестокость была всегда, даже в советское время, которое сейчас многим кажется благополучным. Но раньше это не приобретало такие формы: сложно было представить, что дети целенаправленно с топором в руках пойдут в школу убивать. Агрессия была, скорее, вербальная.
В наши дни у подростков слишком много дурных примеров: сначала такие истории начали происходить в американских школах, информация об этом широко распространялась в СМИ и в соцсетях. И сейчас ситуация становится всё опаснее: с каждым новым случаем школьники получают всё больше дурных примеров. Это замкнутый круг.
— Сколько подобных трагедий произошло за рубежом, например, в США. Это всё в деталях и подробностях рассказывалось журналистами. И это не считая того, что всё это можно анонимно обсуждать в соцсетях. В результате подростки видят, что их печально известные сверстники приковывают к себе повышенное внимание, самоутверждаются за счёт этого. Школьники- убийцы становятся примером для наших детей, — отмечает специалист.
Психиатр-криминалист Михаил Виноградов считает, что призывы убивать подростки могли увидеть в соцсетях.
— Мы все прекрасно знаем, что в соцсетях есть множество закрытых групп, где между собой общаются подростки. На них там оказывается огромное влияние. Вполне возможно, что на школьников из Бурятии повлиял кто-то в Интернете. Может быть, это были даже не сверстники, а кто-то из взрослых. Возможно, кто-то посоветовал им так поступить, дал наводку, идею. Пообещал, что после этого они станут знаменитыми. Дети достаточно легко поддаются такому влиянию, — считает специалист.
Кроме того, психиатр отметил, что дети без страха идут на преступления, потому что чувствуют себя безнаказанными. Они понимают, что в тюрьму их, скорее всего, не посадят, стрелять в них полиция не станет. Жестокие подростки не чувствуют никаких преград.
Андрей Березанцев напомнил, что зачастую тяжёлые эмоциональные переживания у ребёнка связаны с семьёй. Возможно, с виду семьи этих детей были весьма благополучными, но ребёнок считает по-другому.
— Подросток мог остаться наедине с самим собой: дома его бросили, в школе не понимали. Таким способом он хотел привлечь к себе внимание. Тем более что никаких особо сложных преград для этого не было: может быть, огнестрельное оружие найти и сложно, но вот холодное — абсолютно в свободном доступе, — сказал психиатр.
Известно, что за пару недель до преступления напавший на школу в Бурятии подросток проходил проверку у школьного психолога. Ученик ответил на вопросы теста, специалист не выявил никаких отклонений.
— Предвидеть подобные замыслы у ребёнка крайне сложно, — говорит Андрей Березанцев. — Во-первых, если уж подросток что-то подобное задумал, то он точно не будет делиться этим с чужим взрослым человеком. Да, он может быть немного замкнутым, но в подростковом возрасте считать это патологией не совсем правильно. Во-вторых, нужно понимать, что в школе обычно один психолог на сотни человек, — заниматься долго с каждым просто не получается, а каких-то поверхностных скринингов может быть недостаточно, чтобы понимать, что творится у ребёнка в голове.
Продолжение следует?
По словам Михаила Виноградова, к сожалению, можно ожидать похожие трагедии и в других школах. Подростки в Стерлитамаке, Перми и Улан-Удэ могли подражать американцам (известно, что старшеклассник, напавший на четвероклассников в Перми, тоже восхищался массовым убийством школьников в США). А теперь не исключено, что они сами станут примером для подражания.
— Мы должны понимать, что до тех пор, пока информация об этом будет так ярко транслироваться, подростки будут находить себе кумиров в таких вот бурятских школьниках с топором и делать точно так же. Разумеется, замалчивать такие преступления очень сложно. Но нужно стараться максимально фильтровать информацию такого рода, чтобы не плодить среди наших детей потенциальных убийц, — сказал Андрей Березанцев.
Самое страшное, по словам экспертов, — остановить эту подростковую агрессию почти невозможно. В пример приводят случай с учительницей, на которую ученик накинулся с топором. Она ничего не смогла сделать: ни уговорить, ни побороть школьника физически.
Единственная возможность предотвратить трагедию — выстроить в семье нормальные отношения, разговаривать с ребёнком, уделять ему необходимое внимание. Если же есть подозрения в жестоком поведении — обращаться к специалистам.
— Ещё, конечно, хотелось бы, чтобы наше общество, в особенности органы безопасности, были готовы к таким вещам. Пока подобные трагедии застают всех врасплох. Я считаю, что в полиции уже давно должно появиться специальное подразделение, которое будет следить за подростками, за школами в целом. Нужно навести порядок и не оставлять наших детей наедине с самими собой, — говорит Михаил Виноградов. .
Подробнее читайте на life.ru ...