2023-12-11 09:40 |
Сравнивая ситуацию в России с Ираном, отмечается, что РФ остается более мощной и более рыночной экономикой по сравнению с Ираном. Однако российская санкционная обстановка развивается похожим образом, следуя структуре наложенных западом санкций (обе страны являются зависимыми от экспорта нефти), и в методах противодействия им, включая использование некоторых мер, подобных экономике сопротивления, которую разработал Иран.
Эта тема исследуется в статье экспертов Института экономики РАН Наталии Смородинской и Даниила Катукова, опубликованной в последнем выпуске журнала «Вестник Института экономики РАН» (РБК ознакомился с текстом).
Авторы статьи отмечают, что если в Иране внедрение коллективных санкций в 2011-ом году привело к резкому ухудшению нефтяной отрасли, бюджета и экономики, то Россия в аналогичной ситуации 2022-го года смогла отложить развертывание санкционного кризиса. Она получила дополнительные доходы от валюты и даже увеличила побочные издержки участников санкционной коалиции. Однако в 2023-ем году российская экономика столкнулась с рядом отрицательных последствий, хотя и не в таком масштабе, как в Иране - сокращением доходов от нефти и газа в бюджете и ослаблением макрофинансовой стабильности.
Исследователи Института экономики РАН на фоне иранского опыта выделили несколько «неразрешимых» проблем, которые могут столкнуть Россию как сырьевую экономику во время «наиболее проблемной, стрессовой фазы санкционного кризиса». Они отмечают, что из-за специфики российской ситуации нельзя провести «четкие долгосрочные параллели» с Ираном, где «экономика функционирует в условиях периодических девальваций и спадов более 10-ти лет».
Экономисты Института экономики РАН выделяют ряд основных проблем «экономики сопротивления» санкциям, таких как невозможность избежать «специализации на сырье», зависимость от «альтернативных» партнеров, а также девальвация валюты и инфляция.
Из-за технологических ограничений импортозамещение в России приобретает регрессивный характер: большинство отраслей используют устаревшие технологии, опираясь на обратную инженерию и параллельный импорт. Кроме того, ограниченность внешнего спроса сочетается с узостью внутреннего, что делает развитие многих секторов нерентабельным из-за отсутствия масштаба.
По мнению авторов статьи, как в Иране, так и в России бизнес может заменить часть низкотехнологичных и среднетехнологичных импортных продуктов (продовольствие, одежда), однако он не в состоянии реализовать инвестиционное импортозамещение или окупить затраты на дорогостоящие новые технологические проекты. Олег Буклемишев, директор
Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ, считает, что переход экономики России к милитаризированной зоне, где прекращает действовать рынок и начинают действовать совершенно другие стимулы, цели и задачи, является самой значительной угрозой на сегодняшний день, пишет ЦСН.
Ранее «Капитал страны» писал, что санкции не работают.
Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках».
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...