2022-4-1 20:57 |
Какова готовность недружественных стран платить рублями за газ?
В первый день апреля погода европейцев – надо полагать – немного отрезвила. В Париже, Женеве, Варшаве, даже на севере Испании прошел снег.
Правительство Австрии заявило, что в любом случае не откажется от импорта российских газа и нефти. Во Франции себя успокоили тем, что суммы в евро будут конвертироваться уже российским банком и это – всего лишь мера поддержки рубля. Ну, а на фоне сообщений, что немецкие власти рассматривают возможность национализировать местные предприятия "Газпрома" и "Роснефти" и прошедших в зарубежных офисах обысков, "Газпром" сообщил, что отказался от контроля за хранилищами в Германии, объявив об уходе из дочерних компаний.
Берлинский офис компании Gazprom Germania (это дочернее предприятие "Газпрома") ночью кто-то облил подъезд краской, а накануне здесь прошли обыски. Немецкая Антимонопольная служба подозревает "Газпром" в провоцировании ценового кризиса на рынке газа осенью прошлого года. И это, несмотря на то, что все чиновники ЕС и немецкого правительства кто так сокрушались ценам на топливо, одновременно с этим вынуждены были признавать тот факт, что "Газпром" все свои контактные обязательства выполнил и никому ничего не должен.
Одновременно с обысками в прессу – первой об этом написала экономическая Handelsblatt – просочилась информация о намерении немецких властей национализировать дочернее предприятие "Газпрома", которое осуществляет экспортную деятельность не только в ФРГ, а еще и в Швейцарии, и в Чехии. Кроме того, Gazprom Germania владеет половиной акций компании Gascade – это газопроводы Opal и NEL, скоммутированные с "Северным потоком-1", и Eugal, который должен был принимать газ из "Северного потока-2." Ответом на планы национализации сегодня стал внезапный выход "Газпрома" из активов немецкой дочки, что в равной степени свидетельствует и о нежелании концерна быть в очередной раз ограбленным, и, что более угрожающий для Европы сигнал, о смене приоритетов: вынужденной переориентации "Газпрома" на другие рынки. Потому что Германия – это "сторона конфликта". Семь лет – с момента заключения Минских соглашений – все об этом молчали, но пришло время сказать вслух.
"Мы – своего рода сторона конфликта, но на экономическом фронте, и мы тоже платим цену. Это ничто по сравнению с ценой, которую платят украинцы, они умирают, они вынуждены покидать свои дома, их бомбят. У нас высокая инфляция – это тоже цена, это внешний шок, приходящий в страну. Нужно сказать честно: в результате мы станем беднее", – заявил министр по делам экономики и защиты климата ФРГ Роберт Хабек.
Требование Москвы перейти в расчетах за газ на российскую валюту поставило Евросоюз перед выбором: согласиться с требованиями России – а "Газпром" сегодня разослал своим контрагентам новую схему оплаты поставок – либо подвергнуть собственную экономику запредельному стрессу. А хочется и рыбку съесть, и косточкой не подавиться.
"Мы детально изучим то, что было предложено и потребовано. Но ясно, что для нас не может быть никакой формы политического шантажа. В частности, мы не хотим вносить дальнейший вклад в пополнение военного сундука Путина, и поэтому санкции, направленные против российского Центрального банка и валюты, остаются для нас существенными", – отметил глава Минфина ФРГ Кристиан Линднер.
Появившиеся в среду, после телефонного разговора Шольца с Путиным, победные реляции, мол, платежи остаются в евро, оказались, мягко говоря, преждевременными – доходы России от продажи газа в любом случае более не будут обеспечивать ликвидность западных банков и не станут объектом новых санкций. И это то, что Шольц пока, видимо, принять не может, – до последнего пытается сохранить лицо. "Мы изучили договоры на газовые и другие поставки, и там сказано, что оплата производится в евро, иногда в долларах, но, как правило, в евро. И в разговоре с российским президентом я дал ясно понять, что так будет и впредь. Теперь нам придется посмотреть на его действия, но ясно, что компании хотят и будут платить в евро", – сказал Шольц.
Но не все так уж определенно, как хочет показать господин Шольц. К нему накануне в состоянии, близком к панике, приезжал австрийский коллега Нехаммер. Советовались, как выживать без российского газа. У Германии крайне слабо развита инфраструктура по приему СПГ, а у Австрии ее нет совсем. Концерн OMV вначале сообщил, что собирается платить в евро, но сейчас внимательно читает письмо из "Газпрома". Нет других вариантов.
"Чувствами нельзя козырять, это особенно касается меня как канцлера Австрии, который отвечает за безопасность энергоснабжения и функционирование экономики. Газ из России в Австрии используют не только частные дома, но и промышленность, а это касается рабочих мест и возможности сохранить наше благосостояние", – подчеркнул Карл Нехаммер, канцлер Австрии.
Примерно та же ситуация в Словакии – там выразили принципиальную готовность к переходу на рубль – и в Венгрии, которая недавно заключила 15-летний контракт с "Газпромом". Премьер Орбан косвенно подтверждает готовность договариваться: "Речь не о том, чтобы мы надели свитер, немного прикрутили отопление, как думают некоторые на Западе, или платили на несколько форинтов больше за газ и на заправках. А речь о том, что если из России энергия не идет, то энергии в Венгрии нет. Это вопрос функционирования или нефункционирования экономики".
В отличие от Орбана политическое руководство Германии – особенно здесь выделяются "зеленые" – пребывает в убеждении, что предпринимательское сообщество поддерживает идею бойкота российских энергоносителей и замену их на сжижений газ, который за счет лучшей цены еще надо вырвать у Азии. При этом они активно призывают население экономить воду, топливо и электричество.
Министр сельского хозяйства Чем Оздемир сначала предлагал немцам поменьше есть, а теперь – помедленнее ездить, а еще лучше крутить педали. Но оплачивать коммуналку и ходить в магазины все равно придется, притом что многие потеряют работу. Те, кого называют "капитанами бизнеса", действительно, столпы, на которых держится высокотехнологичная немецкая индустрия, – в недоумении.
"Отказ от поставок российского газа и нефти спровоцируют в Германии худший кризис со времен окончания мировой войны. Существование многих малых и средних предприятий будет поставлено под угрозу. Мы что, хотим разрушить свою собственную экономику, все то, что мы создавали десятилетиями? Я думаю, что подобный эксперимент был бы безответственным", – заявил глава BASF Мартин Брудермюллер.
"Если мы немедленно откажемся от российского газа, удар будет драматичным. В бойкоте российских энергоносителей негативных последствий для Германии больше, чем для России. Да и в долгосрочной перспективе нам не отказаться от российского газа", – уверен Глава "Сименс Энергетика" Кристиан Брух.
Конфискация российского имущества и финансовых активов – вряд ли это реально смягчит удар по собственной экономике, но на время развлечет. Берлинские "зеленые" насчитали в центре города 13 объектов недвижимости, принадлежащие России. Отнять, продать и деньги направить в фонд помощи Украине. Эту идею (уже в масштабах Европы) вынашивает комиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс – осталось придумать судебную процедуру.
Еще одним объектом национализации кроме бывшего уже дочернего предприятия "Газпрома" могут стать европейские активы "Роснефти" – в первую очередь принадлежащий компании контрольный пакет акций НПЗ в Шведте, который работает исключительно с российским сырьем и обеспечивает мазутом, бензином, соляркой и авиационным керосином всю Восточную Германию.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.
Подробнее читайте на vesti.ru ...