2018-3-19 15:15 |
Прошедшие накануне выборы президента Российской Федерации привели к закономерной победе Владимира Путина, которая тем не менее прошла на фоне беспрецедентного роста его ядерного электората и расширения базы общественной поддержки.
Однако помимо результата победителя для политической системы страны большое значение имеет и второе место на выборах, так как ведение кампании и процент, полученный вторым кандидатом, определяет политическую конфигурацию на оппозиционном фланге. Выдвинутый КПРФ и поддержанный так называемым национал-патриотическим союзом директор совхоза имени Ленина Павел Грудинин должен был, по задумке политтехнологов компартии, апеллировать к более широким общественным слоям, что позволило бы партии выйти из электорального гетто, в которое она попала в результате естественных процессов убыли своего исторически сложившегося избирателя.
Однако результат Павла Грудинина, который набрал 11,79%, стал фактически самым жестоким политическим поражением за всю историю КПРФ. Стоит напомнить, что наилучший результат кандидат от компартии продемонстрировал в 1996 году, когда во втором туре выборов за Геннадия Зюганова проголосовало 40,31% избирателей. Однако и в последующем лидера КПРФ поддерживало на выборах не менее 17% избирателей. Единственный случай, кроме нынешних выборов, когда кандидатом от КПРФ был выдвинут не Зюганов, имел место в 2004 году — однако и тогда Николай Харитонов смог заручиться поддержкой 13,69% пришедших на выборы граждан России.
Самый низкий результат кандидата от компартии, которая по инерции ещё воспринимается в качестве главной (в плане наличия организационной и ресурсной составляющей) оппозиционной партии в стране и, очевидно, сделала на Грудинина ошибочную ставку, не смогла (или не захотела) проанализировать многочисленные тёмные пятна в его биографии, которые и привели в итоге к существенному росту антирейтинга Грудинина, что не позволило ему сыграть ту роль, которая была ему предписана в предвыборных прикидках руководства КПРФ. Несмотря на то что представители компартии неоднократно заявляли об известности Грудинина в среде традиционного коммунистического электората, вчерашнее провальное для него лично и КПРФ в целом голосование подтверждает социологический тренд, выявленный в опросах за несколько недель до выборов, — Грудинин расколол электорат коммунистов.
При этом фактически "слитая" Грудининым часть внешнеполитического блока избирательной кампании позволила власти более эффективно апеллировать к избирателю КПРФ, который в общем и целом поддерживает внешнеполитический курс президента Путина. Невнятные попытки Грудинина раскрутить тему "договорённостей" с Западом лишь оттолкнули от него те группы избирателей, которые видят в нынешней конфронтации с Западом признак восстановления международного суверенитета России. Не смог Грудинин и эффективно мобилизовать партийные ячейки на местах, часть региональных отделений КПРФ откровенно саботировали кампанию, включая и те регионы, где губернаторами являются выдвиженцы КПРФ. Так, в Орловской области директор совхоза имени Ленина получил лишь 12,18%, а в Иркутской — 15,92%. Таким образом, даже в тех регионах, где губернаторы являются членами КПРФ, Грудинин не смог превзойти самый низкий результат Зюганова от 2012 года.
Этот провал является последствием игры, затеянной окружением лидера КПРФ Геннадия Зюганова, который в кулуарах партии настаивал на том, чтобы результат Грудинина ни в коем случае не превысил его собственный. Председатель ЦК КПРФ в разговорах с окружением отмечал, что после президентских выборов начнётся процесс фактической передачи партии нынешнему кандидату от КПРФ директору совхоза имени Ленина Павлу Грудинину. Зюганов ориентировал своё окружение, а также партийных технологов на местах на в целом статичный формат проведения предвыборной кампании Павла Грудинина.
Это выражается, в частности, в указаниях партийному активу сильно не "активничать" в рамках кампании и не генерировать слишком большую медийную волну в пользу официального кандидата от партии. Это довольно необычная история, учитывая тот факт, что Грудинин везде позиционируется в качестве кандидата, который был выдвинут широким общественно-политическим фронтом по результатам предварительного отбора. Фактически речь идёт о том, что Геннадий Зюганов стремился максимально ослабить Грудинина в рамках собственного руководства его предвыборным штабом, чтобы обеспечить себе более выгодные позиции в переговорном процессе, который должен стартовать после 18 марта и увенчаться в итоге "передачей" партии под руководство директора совхоза имени Ленина.
Если говорить о результате Грудинина, то во многом он был предопределён появлением информации в СМИ о наличии у него зарубежных счетов, золота и вложений в европейские инвестиционные фонды. Постоянная ложь Грудинина о наличии иностранных активов, что прямо противоречит российскому законодательству, привела его и к перманентному конфликту со средствами массовой информации. Грудинин лгал об отсутствии у него золота — однако Лайф приводил неопровержимые свидетельства и выписки из швейцарского банка UBS, из которых следовало, что у директора совхоза имени Ленина хранится в банке порядка 5,5 килограмма этого драгоценного металла.
Аналогичная история произошла и с его 11 не закрытыми на момент регистрации счетами в том же швейцарском банке UBS. Как следует из данных швейцарской налоговой службы по состоянию на 31 декабря 2017 года, кандидат в президенты от КПРФ Павел Грудинин являлся владельцем зарубежных счетов в различных валютах, а также финансовых инструментов, включая драгоценные металлы, находящихся в швейцарском банке UBS Switzerland AG. Как следует из данных банковских выписок, суммарная рыночная стоимость этих зарубежных активов по состоянию на 31 декабря 2017 г. составляла 960 917 долларов, или почти 55 млн рублей. Грудинин также имел вложения в финансовые инструменты инвестфондов, аффилированных с банком UBS.
При этом, когда Грудинин подавал дополнительные сведения в ЦИК о закрытии счетов в лихтейнштейнском "Ландесбанке", кандидат от КПРФ публично заявлял, что все вопросы у него с иностранными активами уже урегулированы. Закономерно, что после каждого такого обмана средства массовой информации задавали Павлу Грудинину, а также Зюганову и другим высокопоставленным представителям КПРФ вопросы о том, какие ещё сюрпризы ждать от Грудинина. Однако, вместо того чтобы спокойно и предметно разобраться с проблемами директора совхоза имени Ленина, и сам Грудинин, и его представители обрушились на журналистов, обвиняя всех в "работе на власть", оскорбляя и не допуская на пресс-конференции.
Грудинин оказался неспособен вести конкурентную публичную дискуссию и попросту сбежал с дебатов. Такое поведение кандидата, очевидно, также стало одной из причин, по которой избиратель предпочёл не оказывать ему свою поддержку. Как показал опыт прошедшей избирательной кампании — 2018, Грудинин способен говорить только в стерильно лояльной и заранее подготовленной аудитории. При возникновении малейшего противодействия и конкуренции между разными точками зрения он теряется и оказывается неспособен эффективно парировать выпады конкурентов. Манера дискуссии Грудинина подходит скорее для деловых переговоров в тиши кабинета, ей не хватает энергетики, убедительности и политической харизмы. Как отмечают эксперты, Грудинин, особенно с учётом его политического бэкграунда в "Единой России", является представителем уходящего политического типажа "крепкого хозяйственника", который был востребован в начале и середине 2000-х голов, однако сейчас уже полностью себя исчерпал.
Не смог Грудинин аккумулировать и симпатии женской части электората, что и неудивительно, учитывая, какой урон его имиджу нанесла история со второй семьёй, которую нашли журналисты. Как оказалось, 57-летний кандидат от КПРФ уже порядка шести лет живет с бывшим юристом совхоза Ксенией Кутюхиной, которая младше его на 25 лет. При этом Грудинин не порывает официально и с первой семьей, что обусловлено юридическими и имущественными соображениями, а также нежеланием делить совместный с первой женой Ириной бизнес совхоза. Очевидно, что такого рода "гибкое" отношение Грудинина к семейным ценностям не прибавило ему симпатий как среди женского электората, так и у тех групп избирателей, что ориентируются на консервативную повестку.
В итоге многочисленных ошибок самого Грудинина, а также в немалой степени Геннадия Зюганова, который несёт ответственность за провал компартии как начальник штаба её официального кандидата, КПРФ выходит из избирательной кампании существенно ослабленной и расколотой изнутри. Падение результата партии ниже 12% на президентских выборах неизбежно скажется и на всей совокупности избирательных кампаний на региональном и местном уровнях. Партия теряет сторонников и свой ядерный электорат, она оказывается неспособной ответить на запрос россиян как по внутренней, так и по внешней повестке. Объективно провальные результаты Грудинина ставят под большой вопрос и задуманную Зюгановым передачу ему партии, так как внутрипартийная фронда и сильные группы влияния получают в руки мощные козыри, причём как против Грудинина, так и против бессменного руководства Зюганова, который не смог провести кампанию и мобилизовать собственные структуры на поддержку предложенной кандидатуры.
При этом левый и коммунистический электорат в стране, безусловно, есть, и он довольно значительный по составу — однако КПРФ в своём нынешнем виде и при нынешнем руководстве не способна запросы этих общественных групп удовлетворить. Таким образом, можно уже в ближайшие годы ожидать сокращения представительства компартии во власти, ухода из региональных парламентов и местных советов, а также дальнейшей фрагментации их электоральной базы поддержки. Какой-то политический проект на левом фланге, безусловно, появится, но очевидно, что он будет реализовываться на осколках компартии. .
Подробнее читайте на life.ru ...