2017-10-20 14:53 |
В середине октября в Сочи проходит XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в котором содержится сразу несколько политических идей: от ответа на попытки изоляции России со стороны Запада до решения проблемы протестной молодежи. Почему на нем так и не удалось нарисовать образ будущего и в чем президент России и мировая молодежь расходятся?
В«Антиимпериалистическая солидарностьВ»
Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который в октябре 2017 года приняла Россия в курортном Сочи, мероприятие не того уровня и значения, чтобы за право его проведения боролись ведущие страны мира. Исторически фестиваль связан с идеей коммунистического интернационала и Всемирная федерация демократической молодежи, распоряжающаяся В«лицензиейВ» на его проведение, едва ли скрывает это в своем официальном лозунге: В«За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбуВ».
В России, точнее в Советском Союзе, фестиваль уже проходил: стоял 1985 год, начиналась Перестройка, а идеи социализма, так же, как и мировой революции, для страны были еще в основе целеполагания. В 2015 году, когда заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин предложил на примере молодежного мероприятия показать, что Западу не удалось изолировать Россию и в стране возможно проведение крупного международного фестиваля, с социализмом было давно покончено.В Но мировая революция руками русских хакеров, пропаганды иновещания, западных радикалов и купленных политиков была актуальнее некуда.
Однако к 2017 году тема несколько выдохлась и даже местами рассосалась: Великобритания объявила о выходе из Евросоюза, в США к власти пришел В«нашВ» Дональд Трамп, сделать из России окончательно страну-изгоя так и не получилось, аВ крупный бизнес на Западе снова заговорил оВ снятииВ санкций. Но в преддверии президентских выборов 2018 года возросла роль внутренней политики: школьники и студенты вышли на мирные митинги, выразив моральное и стилистическое несогласие с действующей властью. И в Кремле серьезно озадачились молодежной повесткой.
На этих дрожжах статус фестиваля поднялсяВ до невиданных высот: президент Владимир Путин, упорно хранящий молчание по поводу своих планов на четвертый президентский срок, якобы должен был на встрече с молодыми людьми со всего мира объявить о начале предвыборной кампании. Под этот слух, растиражированный прессой, российская сторона привлекла в спонсоры мероприятия крупнейшие отечественные компании, которые как бы В«вкладывалисьВ» в новый срок Путина. В общей сложности бюджет фестиваля, по данным РБК, составил 4,5 млрд руб.
Решительного заявления Путина ожидали в администрации президента, где в основном сконцентрирована партия В«транзитаВ» власти в период с 2018 по 2021 год (им противостоит партия В«преемникаВ» из крупного бизнеса, желающего выйти из-под санкций; сам Путин пока в равной степени поддерживает оба сценария). Но президент отказался от громких заявлений. Тем не менее, событиеВ стало продолжением необъявленной предвыборной кампании, в частности ее важной частью – общением с молодежью.
Без образа будущего
Две проблемы сложились в одну большую: президент никак не сформулирует образ будущего для России и у него не ладятся отношения с молодежью, которая его не поддерживает. В администрации президента ищут способы изменить образ национального лидера среди молодежной аудитории. Всемирный фестиваль, в котором приняли участие 20 тыс. человек из 180 стран (как отмечает газета В«ВедомостиВ», 10 тыс. – квота самой России), как раз и стал площадкой, где Путин поговорил о В«светлом будущемВ» с молодыми и перспективными.
Правда, мероприятие за время, что его готовили, обросло таким количеством концепций, что ни одну из них не доработали до приемлемого вида. Фестиваль собрал левых и антиглобалистов, коммунистов и маргинальных активистов. Парадокс получился на уровне самой организации: собрание молодых леваков и социалистов оплачивал крупный российский капитал.
Но участники фестиваля должны замалчивать этот факт, поскольку они за чужой счет присутствуют на чужой территории – в сочинской олимпийской деревне. Видимо, чтобы отвлечь наследников молодежного Коминтерна от вопиющего идеологического несоответствия, их внимание заострили на соседстве с молодыми представителями Израиля и Южной Кореи, которых коммунисты не признают.
Собственно, поэтому образ будущего на сочинском фестивалеВ возникнуть и не мог: в общих чертах левая молодежь требует равных стартовых возможностей, доступного бесплатного образования, равнодоступности государственных ресурсов и прочих социальных благ, включая работающие социальные лифты, тогда как Путин предложил дополнительный налог на здравоохранение и образование. С другой стороны, о чем президенту было говорить с левыми: о том, что он циничный капиталист, часть В«глобального злаВ» и точно такой же империалист, как и его вашингтонские В«партнерыВ»?
Вряд ли участники фестиваля интересовались, но определения В«левыйВ» или В«правыйВ» давно дискредитировали себя в российских реалиях, дефиниции В«поехалиВ» и все смешалось в едином стремлении к прагматизму и удержанию власти. По большому счету, идеологическая отнесенность для российской политики ничего не значит. Власти готовы эксплуатировать любую поддержку на глобальном уровне, тем более, когда есть впечатляющая картинка: президент встречается с молодым поколением почти из всех стран, признанных ООН. Событие поистине планетарного масштаба.
Изгибы лояльности
В свою очередь, поиски В«молодежной повесткиВ» породили не только странный и не совсем уместный слет международной молодежи в Сочи. Появилось так же множество идей и проектов, которые кремлевские чиновники сразу нашли способ монетизировать. Эмиссары администрации президента стали выходить на модных участников рэперских баттловВ и блогеров, предлагая круглые суммы за строчки и упоминания о достоинствах российского власти и ее бессменного лидераВ (конечно, с учетом В«административной комиссииВ» – 30% на руки эмиссарам). Подкупать молодежь и закладывать в ее головы через лидеров мнения В«правильныеВ» мысли оказывается гораздо дешевле, нежели создать отвечающую задачам развития государства социальную систему.
Тем более приятно, когда отказавшийся от сотрудничества популярный исполнитель едет в Лос-Анджелес, США, и там, в лоне В«врагаВ», совершенно бесплатно заявляет своему американскому оппоненту антиимпериалистические и антиглобалистские претензии, совпадая с российским антизападничеством и консерватизмом. То, что нужно пропаганде, если вырезать слова о том, что исполнителю не нравится российская власть и он осуждает конфликт с Украиной. Успехи такой В«мягкой силыВ» отбивают желание заниматься системными преобразованиями.
И правда, зачем сложности, если российская власть делает все правильно, привлекает на свою сторону прогрессивную молодежь со всего мира, а она, по всей видимости, видит Путина своим лидером.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...