2016-11-30 11:30 |
Президент Владимир Путин на награждении лауреатов премии Российского географического общества пошутил о неопределенности государственных границ – они нигде не заканчиваются. Почему случайно оброненная шутка президента может равно вызывать как воодушевление, так и сожаление?
Говорящая шутка
Почти все важные темы российский президент время от времени обсуждает с детьми – надеждой будущей России. В 2015 году в Сочи он объяснил дотошному ученику образовательного центра В«СириусВ» почему рубль падает. И, надо сказать, попытка провалилась. В том же году в океанариуме на ВДНХ другой мальчик неожиданно спросил главу государства: В«Как там на Украине?В» и получил короткий и настороженный ответ. В«Никак подослалиВ», – писали об этом.
На сей раз общение произошло на церемонии награждения лауреатов премии Российского географического общества. Вместе с девятилетним Мирославом Оскирко Путин попробовал вспомнить, где заканчиваются границы России. Не дождавшись развернутого ответа (мальчик успел сказать про Берингов пролив и границу с США), президент пошутил: В«Границы России нигде не заканчиваются!В». Члены и гости Общества, которому на самом высоком уровне, точно на дворе эпоха великих географических открытий, уделяется особое внимание, залились звонким смехом.
В радостном восторге нынешней российской элиты прочитывалось понимание геополитики, которая стала основной темой Кремля в последние несколько лет, в духе колониализма XIX–XX веков. При этом очевидно анахроничное мышление президента и его свиты во многом и породило внешнеполитический кризис с Западом и развитой частью мира.
В своей шутке Путин затронул неопределенность и условность российских границ, которые вполне могут изменяться с течением времени – сегодня, к примеру, самопровозглашенная Донецкая народная республика еще де-факто часть Украины, а завтра она по результатам народного референдума уже окажется в составе России. Как полагал Фрейд, остроумие напрямую связано с бессознательным человека, отсюда, надо полагать, и симптоматический юмор первого лица. Лидеры демократических стран выступили как раз против приведения государственных границ в движение – так полмира придется переделить и, конечно, скатиться к новой мировой войне.
В«Их надо кормить!В»
Тогда как мир шагнул вперед, Россия, похоже, задержалась на стадии имперского сознания. Только вот особенность страны в том, что она всегда колонизовала саму себя, свое внутреннее пространство, высасывала ресурсы европейских губерний, чтобы присоединить земли за Уралом и в Сибири. Покоряла территории, разворачивая промыслы по добыче пушнины и прочего сырья, но не развивала их, продвигаясь дальше за горизонт вплоть до Северной Америки, где связь с главными европейскими портами России начала слабеть, пока не прервалась вовсе. Об этом подробно писал историк культуры Александр Эткинд.
Но нужна ли россиянам В«империяВ» в современном изводе? Пассивность населения в этом вопросе развязывает руки властям. С одной стороны, россиян пугает присоединение новых республик к стране: журналисты хакасского издания В«Новый фокусВ» недавно провели опрос среди москвичей – как они относятся к якобы планирующемуся вхождению Хакассии в состав Российской Федерации. Как выяснилось, многие жители столицы не знали о том, что Хакасия уже являются частью России. В«Их же надо кормитьВ», В«приезжих будет многоВ», В«им будут выделять деньги постоянно, как и КрымуВ» – были ответы. Это могло оскорбить жителей Хакасии, но в 2013 году уроженца Тувы с российским паспортом, не говорящего по-русски, как нелегального мигранта задержали петербургские полицейские. Дело дошло до суда.
Даже проекты экономической интеграции на постсоветском пространстве входят в противоречие с задачами развития России. Мэр Москвы Сергей Собянин на днях назвал одной из серьезных проблем города мигрантов из Евразийского экономического союза, в частности из Киргизии, жители которой теперь могут в упрощенном порядке пересекать границу и трудоустраиваться без патента. В итоге, пожаловался Собянин, они не платят налоги, официально не трудоустраиваются и компактно проживают в промзонах, что не добавляет безопасности Москве.
Свежие социологические данные ВЦИОМа подтверждают, что в России слишком тесно: 63% россиян уверены – в их городе или населенном пункте живет много иностранцев, 78% опрошенных граждан хотят, чтобы власти ограничили приток мигрантов в страну, а 71% полагает, что именно труд гастарбайтеров препятствует росту зарплат россиян (которые падают больше 20 месяцев подряд). И хотя власти сменили повестку и в качестве врагов номер один вывели Запад и Украину, отношения к мигрантам показывает, насколько россияне уже с прагматической точки зрения хотят бесконечного расширения государства – они воспринимают его скорее как угрозу собственному благополучию.
Великодержавие и народность
А с другой стороны, рейтинг президента поднялся почти до 90% благодаря приращению территории – присоединению Крыма в 2014 году. Не благодаря экономическим успехам и улучшения благосостояния населения, победы над бедностью и модернизации промышленности, создании пресловутых 25 млн новых рабочих мест – нет, благодаря методам позапрошлого века, когда популярность главы государства и сила этого государства измерялась способностью к пространственному расширению.
Тем не менее, с началом украинского кризиса в России мигрантов из В«братской страныВ» встречали чаще в штыки – они отнимали работу или претендовали на рабочие места. Что и говорить, если, по информации телеканала В«ДождьВ», даже на даче у арестованного министра экономики Алексея Улюкаева в Псковской области трудится чета из Запорожья, которая мигрировала в Россию в 2014 году. Кстати, на двоих граждане Украины получают – 17 тыс. руб. в месяц. Министр определенно знал на ком экономить и вряд ли он единственный случай в российской власти.
Все это вписывается в обширный сюжет В«республика против империиВ», но В«империюВ» сохраняют самыми разнообразными способами. Последний пример – предложение принять закон о российской нации, который не решает проблему, а формулирует: между проживающими на территории России народами нет общности, что особенно очевидно в мононациональных республиках Северного Кавказа и других регионах, например в Туве. Закон должен сплотить население России, но что оно собой представляет, если границы страны подвижны?
Как показал кризис на Украине, в российской элите распространено понятие В«русского мираВ», который Россия вынуждена защищать с оружием в руках. Под ним понимается русскоязычное население в бывших советских республиках. Война на Донбассе дала пример того, как будет проходить защита русского меньшинства на сопредельной территории и куда границы России могут В«поплытьВ». При этом власти не смущает, что В«русский мирВ» подозрительно похож на немецкий вариант В«фольксдойчеВ» времен Второй мировой войны – так называли этнических немцев, проживающих за пределами Третьего рейха, которых с территориями их проживания необходимо было вернуть под суверенитет немецкого государства.
Поэтому лучше бы российские власти знали, где кончаются границы России и развивали бы страну в их пределах. Однако неопределенность и туманность – союзники замыслов не только чекиста, но и тех, кто выкачивает из территории ресурсы и контролирует их перераспределение. Внутренняя колонизация в России никогда не прекращалась, а в машинном отделении этого В«ТитаникаВ» велено не роптать и бесконечно переживать собственное величие.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...