2017-12-15 20:00 |
Сразу предупреждаю не посмотревших восьмую часть Звездных войн: в этом тексте множество спойлеров. Тех же, кто спойлеров не боится, приглашаю в далекую-предалекую галактику, где творится черт знает что.
Сразу предупреждаю не посмотревших восьмую часть «Звездных войн»: в этом тексте множество спойлеров. Тех же, кто спойлеров не боится, приглашаю в далекую-предалекую галактику, где творится черт знает что.
Ни одно художественное произведение не появляется в абсолютной пустоте. И книги, и фильмы выходят в определенной политической ситуации.
Первая трилогия «Звездных войн» вышла в разгар холодной войны. Аналогии между «империей зла» в лице СССР и Галактической империей были вполне явными, поэтому в нашей стране эта милая и добрая сказка в прокат не выходила и была заочно раскритикована в советских СМИ.
Восьмой эпизод выходит в разгар новой холодной войны, но провести какие-либо аналогии между Первым орденом, сменившим павшую под ударами повстанцев Галактическую империю, и Россией проблематично. Более того, возникает ощущение, что и орден, и повстанцы представляют исключительно сами себя, а остальной Галактике до их семейного междусобойчика дела нет.
Напомним, что в первой трилогии (эпизоды с четвертого по шестой) действовали злобная Галактическая империя, против которой отважно сражались достаточно многочисленные и хорошо оснащенные повстанцы, которых поддерживали руководители отдельных планет.
При помощи наследия ордена джедаев, умеющих управлять Силой рассеянной во вселенной нематериальной субстанцией, повстанцам удалось убить императора и его помощника Дарта Вейдера (по совместительству отца главных героев, Люка и Леи) и прийти к власти в Галактике.
В седьмом эпизоде выяснилось, что буквально сразу после разгрома империи появился Первый орден, который активно завоевывает планету за планетой и вчерашние победители не могут ему ничего противопоставить, кроме отдельных диверсионных акций.
Поэтому первый вопрос, который возникает в начале восьмого эпизода, глядя на эвакуацию жалких останков повстанцев, напоминающих бегство ИГИЛ из Алеппо: как же так получилось, что славные победители могущественной межпланетной империи на протяжении жизни одного поколения деградировали до умещающейся на одном корабле горстки отщепенцев?
Этот же вопрос снова встает ближе к концу фильма, когда якобы существующие где-то «союзники» отказываются прийти на помощь.
Получается, что свободолюбивая идеология повстанцев абсолютно не близка подавляющему большинству жителей Галактики, за исключением нескольких детей-конюхов.
Второй вопрос это злокозненность Первого ордена.
В первой трилогии все было понятно молодые и красивые повстанцы борются с мерзкими старикашками в лице императора Палпатина и Дарта Вейдера, которые почем зря взрывают мирные планеты. В предыдущем, седьмом, эпизоде Первый орден уничтожал целые звездные системы поэтому борьба против него также выглядела морально оправданной.
В нынешнем фильме Первый орден борется исключительно с повстанцами. После смерти горлума-переростка Сноука лидером ордена становится Кайло Рен (актеру, который его играет, 34 года, но выглядит он младше). Главному военачальнику, генералу Хаксу столько же.
Выходит, что конфликта поколений здесь нет. Антагонистам немного за 30. Протагонистам ровно по 25. А учитывая, что лидер повстанцев, бывшая принцесса, а ныне генерал Лея это мать главы ордена, ситуация из первой трилогии оказывается вывернутой наизнанку: «хорошими» повстанцами руководят представители поколения отцов, а «плохим» Первым орденом поколения детей.
Если причины политического провала Сопротивления так и остаются загадкой, то причины их военных поражений демонстрируются во всей красе.
В любой армии нашего мира (включая ИГИЛ и украинские карательные батальоны) невыполнение приказа командира в бою это серьезнейшее преступление. Карается вплоть до расстрела.
Один из ведущих персонажей, коммандер По, за невыполнение приказа, повлекшее гибель всех бомбардировщиков повстанцев, отделывается понижением в звании до капитана. Когда он же поднимает мятеж то вообще не подвергается никакому наказанию, кроме выстрела из парализатора. Затем главный герой, негр Финн, в бою не выполняет приказ уже самого По и тоже без малейших последствий.
Обычно авторы-фантасты для увеличения доверия, наоборот, тщательно выверяют достоверность своих произведений за пределами фантастических допущений.
Поверить в армию, где нет никаких наказаний за невыполнение приказа в бою, гораздо сложнее, чем в разумных рыб или гиперпространственные прыжки. По идее, в следующем фильме повстанцы должны одержать победу, но как им удастся это сделать при нынешнем уровне дисциплины абсолютно непонятно.
Впрочем, в ордене тоже не все хорошо с субординацией генерал Хакс не спешит выполнять приказы Кайло Рена, пока тот не применяет Силу.
Также неясно, с какой целью фильм в русском переводе был назван «Последние джедаи» во множественном числе, когда по-английски предлог the четко указывал, что речь идет об одном-единственном последнем джедае Люке Скайуокере, который разъяснил молодежи, что управлять Силой можно и не будучи джедаем, после чего умер, растворившись в воздухе.
Резюмируем. Любое произведение массовой культуры это отражение текущей ситуации, в том числе политической.
Зрителям новых «Звездных войн» явно и четко говорят: сопротивление бесполезно. Сила ночи, сила дня одинакова фигня. Вместо того, чтобы воевать, лучше продавать оружие обеим сторонам, что и делают действительно богатые люди Галактики, развлекающиеся на планете-казино.
Если сорок лет назад, когда вышли первые «Звездные войны», у Запада были четкие понятия, что есть белое, что черное, где добро, а где зло, почему повстанцы это хорошо, а империя плохо, то в 2017 году этого понимания нет и близко.
США вроде как лидер западного мира, но их президент ставленник Кремля. Евросоюз это вроде как очень хорошо, но почему-то Британия его покидает. Украина вроде как друг, но звать такого друга в приличное общество категорически нельзя. Россия вроде как враг, но почему-то западные избиратели раз за разом голосуют за кандидатов, объявленных пророссийскими.
Лидеры европейских стран вроде как регулярно говорят о бесполезности антироссийских санкций, но раз за разом их продлевают. США и НАТО сделали все для того, чтобы доказать миру, что ядерное оружие единственная страховка от вторжения, и очень удивляются, почему Северная Корея разработала это самое оружие.
Бардак, царящий в головах идеологов западного общества, проецируется в бардак галактического масштаба, в который превратился некогда стройный и продуманный эпос «Звездных войн».
В результате лучшей сценой фильма является доение Люком гигантской самки ждуна, а Чубакка естественней смотрится в окружении зубастых псевдопингвинов, нежели в людской компании.
Спецэффектам любой бардак нипочем.
Теги:
кино, фильмы, культура
.Подробнее читайте на vz.ru ...