2018-6-27 09:30 |
Генпрокурор Южной Каролины судится с правительством и министром энергетики США из-за завода по переработке плутония. Завод почти построен, но федеральные власти попытались заморозить стройку. Тем самым они нарушили соглашение с Россией: наши страны договорились уничтожить здесь оружейный плутоний.
Но теперь Штаты собираются "разбавить" плутоний и захоронить его под землёй. Южная Каролина с таким раскладом не согласна. Если завод закроют, тысяча местных лишится работы, а поток федеральных денег иссякнет. Суд отменил решение Минэнерго США и пока разрешил стройку. Так интересы штата совпали с интересами России. Более того, если суд окончательно встанет на сторону Южной Каролины, США ничего не останется, как соблюдать соглашения с Россией по плутонию.
Как Америка "сокращала" плутоний
В 2000-м Россия подписала с США Соглашение об утилизации избыточного оружейного плутония. Каждая сторона обязалась "обеднить" по 34 тонны собственного плутония, предназначенного для создания ядерных боеголовок. Этого хватит на 17 тысяч ракет. По проекту требовалось превратить боевой ядерный элемент в так называемое MOX-топливо, которое используют на мирных атомных электростанциях. Подробности смотрите в инфографике.
Выполнить договор собирались к 2025 году, но США сотрудничать не захотели.
Россия завод построила и последовательно выполняла свою часть Соглашения до 2016-го, пока президент Владимир Путин не заморозил ядерное сотрудничество из-за "недружественных действий" США. Путин тогда объяснил, что Россия вышла из договора из-за санкций в отношении нашей страны и размещения войск НАТО в Восточной Европе.
— Мы договорились с американцами об уничтожении оружейного плутония. Мы подписали соответствующее соглашение и договорились, что этот материал будут уничтожать определённым способом, а именно — промышленным, для этого нужно было построить специальные предприятия. Мы свои обязательства выполнили, мы это предприятие построили. Наши американские партнёры — нет, — говорил президент в 2016-м на медиафоруме ОНФ.
Россия построила собственный завод по переработке плутония в Железногорске в Красноярском крае на базе одного из старейших предприятий Росатома — горно-химического комбината. Атомщики называют комбинат "Скалой" — за то, что он расположен прямо в горе на берегу Енисея. Здесь при Советах производили оружейный плутоний для "ядерного щита".
Финансовый вопрос
Аналог "Скалы" в Америке называется "Саванна-Ривер", поскольку стоит на одноимённой реке в штате Южная Каролина. Там тоже с середины прошлого века производили оружейный плутоний. Когда железный занавес рухнул, Штаты притормозили разработки ядерных боеголовок — и надобность в масштабном комплексе отпала.
Сейчас "Саванна-Ривер" превратили в ядерный могильник. Все тамошние реакторы остановлены, а в огромных корпусах завода хранят оставшееся ядерное топливо да начинку боеголовок. Частная компания MOX Services по заказу правительства занимается дезактивацией и переработкой радиоактивных отходов.
В 2007-м здесь начали строить завод для переработки плутония в MOX-топливо. Упрощённо — оксид плутония смешивают с оксидом урана. Эту смесь можно использовать в реакторах атомных станций. Так энергетики убивают сразу двух зайцев: экономят на уране и безболезненно избавляются от оружейного плутония. Южная Каролина получила дополнительные дотации из бюджета, её жители — рабочие места. Более того, из-за необходимости хранить тонны опасных отходов на своей земле штат получает из бюджета компенсацию в один миллион долларов в день (так решил суд).
В 2016-м, когда Россия расторгла договор, Штаты посчитали деньги и поняли, что содержать завод накладно. Он уже обошёлся им примерно в 30 раз дороже, чем РФ. Наша страна за $ 250 млн целиком построила аналогичное предприятие, а США за восемь лет влили в проект $ 7,7 млрд, но объект готов только на 70%. Теперь они хотят пойти более дешёвым путем — разбавить плутоний специальной смесью и поместить его в единственное в стране подземное хранилище в штате Нью-Мехико. Для американцев сплошная выгода: стоимость проекта будет вдвое меньше да ещё можно вновь наделить свой плутоний боевыми свойствами.
На то есть два контраргумента. Во-первых, это нарушает условия договора с Россией. Во-вторых, хранилище в Нью-Мехико создаёт впечатление не слишком долговечного. Предполагается, что там можно держать отходы десятки тысяч лет, однако за последние три года там произошло одно обрушение породы.
Но, похоже, экономия правительству США важнее, чем безопасность ядерных отходов. Иначе почему министр энергетики Рик Перри так ратует за более дешёвую программу утилизации, которую можно перевести как "разбавить и закопать"? 10 мая Перри сочинил письмо Конгрессу, где рассказал, что достройка завода и переработка плутония в MOX-топливо обойдётся в $49,9 млрд. Если же просто поместить плутоний в бочки и оставить в подземном хранилище посреди пустыни, затраты окажутся куда меньше — $19,9 млрд.
Так что в мае программу производства MOX-топлива в штате Южная Каролина оперативно свернули, стройку заморозили. Более тысячи людей рискуют остаться без работы. Это беспокоит губернатора штата, который опасается массовых протестов.
Южная Каролина против!
Поэтому 2 мая губернатор Южной Каролины Генри Макмастер написал довольно гневное письмо министру энергетики Рику Перри, где называет идеи Перри "своенравными" и "блажными". Помимо закрытия рабочих мест, его штат может превратиться, по его выражению, в "помойку для ядерных отходов". Губернатор обещал "предпринять всё возможное", чтобы отменить решение властей.
Губернатор обещал — губернатор сделал. Уже через пару дней генпрокурор штата Алан Уилсон подал в местный суд иск, ответчиками по которому значатся министр энергетики и глава Национального управления ядерной безопасности (НУЯБ/NNSA). Лайф ознакомился с выдержками. В жалобе штат в основном давит на необходимость соблюдать экологические нормы, но и договору с Россией уделена значительная доля. Прокурор ссылается на пункты уже расторгнутого соглашения с Россией, напоминая Министерству энергетики о старых обязательствах и необходимости их соблюдать.
Интересны формулировки, которые штат использовал в этой части:
— Позиция Минэнерго может послужить причиной международных насмешек, протестов общественности и показывает, как легко меняется отношение [государства] к вопросам размещения излишков плутония, — пишет в заявлении прокурор Алан Уилсон.
Судья внимательно изучила обстоятельства дела и 7 июня выпустила так называемый временный судебный запрет… в пользу штата.
— Пока решение по иску не принято, суд останавливает действие приказа Министерства энергетики о закрытии завода по переработке плутония, — сообщает в своём постановлении судья округа Эйкен в Южной Каролине Мишель Чайлдс.
Министерство энергетики и НУЯБ вынуждены были подчиниться. Они временно заморозили свой приказ о завершении строительства. Они направили официальное письмо на завод MOX Services, где разрешили предприятию работать в рамках имеющегося финансирования на 2018 год. Лайф полностью приводит текст письма.
Таким образом, если в будущем суд решит, что позиция Минэнерго США по вопросам переработки плутония незаконна, у России появляется шанс на соблюдение требований соглашения по утилизации плутония. .
Подробнее читайте на life.ru ...