2018-5-7 16:21 |
Президент Владимир Путин остался доволен работой правительства за последние шесть лет. Он отметил в работе кабинета министров «твердость, последовательность, готовность брать на себя ответственность и реализовывать принятые решения на основе современных подходов». Однако «с точностью до запятой» многих показателей правительству достичь не удалось. От нового состава кабинета министров президент ждет выполнение ключевой задачи – повышения доходов граждан.
В
Алексей Панин, директор московского офиса UrusAdvisory: Если рассматривать правительство как административный институт, то главная задача, с которой оно точно не справилось – абстрагироваться от политики и конфликтов среди групп элиты. А после этого правительство фактически проиграло в этой конкурентной борьбе, что было особенно заметно во время событий вокруг приватизации В«БашнефтиВ» и В«РоснефтиВ».
Если говорить о стратегическом векторе, его как раз закладывала Администрация президента и сам глава государства, прежде всего, майскими указами. Правительство в большей степени отвечало за реализацию этого самого стратегического вектора. На этом направлении многое не удалось – пусть и в значительной степени из-за сложной внешней обстановки.
Сохранение должности премьер-министра за Дмитрием Медведевым не скажется сильно ни на роли правительства в ближайшие 6 лет, ни на ожиданиях инвесторов, ни на ожиданиях граждан. Учитывая слегка снизившееся влияния правительства за последние 5-6 лет, развернуть этот тренд может только новое лицо, имеющее большой собственный политический капитал и мандат доверия от первого лица.
Необходимость пенсионной реформы или введения каких-то новых налогов во многом связана с динамикой сырьевых рынков, а она пока положительная. Так что, возможно, обойдется и без этой меры.
Для позитивных перемен в отношениях России и Запада, нужны новые лица с обеих сторон, и Алексей Кудрин в любой роли – одна из наиболее гарантированных ставок. Однако везде, кроме кабинета премьер-министра, он будет только одним из многих полюсов силы, так что его усилия могут легко блокироваться сторонниками эскалации международных отношений.
В
Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: На мой взгляд, достаточно сложно оценить работу нынешнего правительства, так как действовали антироссийские санкции, которые существенно мешали развитию нашей экономики. Условно, ему можно поставить, как минимум, твердую тройку. Это означает, что его работа была вполне удовлетворительной. Итак, нынешнее российское правительство приступило к работе в мае 2012 года. До этого, в 2010-2011 годах рост ВВП составил 4,5% и 4,3%. В 2012 году, еще до всяких санкций, он замедлился до 3,7%, в 2013 – до 1,8%. Это, разумеется, явный негатив. Позднее, в 2014 году были введены санкции и, в общем, экономический рост в нашей стране фактически прекратился. Однако необходимо подчеркнуть, что значимой заслугой правительства стало сохранение стабильности на рынке труда и крайне низкая безработица, а также мощное снижение инфляции, практически до цивилизованного уровня.
Я полагаю, что основной проблемой российской экономики являются крайне низкие темпы роста. Мы отстаем как от почти всех других развивающихся стран, так и от развитых и даже от государств, участвующих вместе с нами в ЕАЭС. При сохранении действующей экономической модели, это обязательно приведет к потере качества государственного управления и другим крайне негативным последствиям.
Возможно, что, в связи с этим, каким-то членам правительства придется уйти. Пока сложно сказать, как отреагируют российские финансовые рынки. Все будет зависеть от заявлений и программ соответствующих чиновников, а также от того, насколько радикально может быть изменена модель российской экономики.
Я считаю, что наш президент очень точно поставил задачу правительству, сказав, что необходимо В«уверенное повышение реальных доходов гражданВ». Этого можно добиться двумя разными способами. Первый – это экономический рост, когда богатеют все. Как мы видим, у правительства пока не получается его обеспечить. Ничего страшного, есть второй способ – выравнивание доходов. Еще год назад Аналитический центр при правительстве Российской Федерации отмечал, что доходы 10% самых богатых россиян почти в 16 раз выше, чем доходы 10% самых бедных. В России коэффициент Джини равен примерно 42, а в странах В«европейского социализмаВ» – Исландии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии он составляет порядка 27 или на треть меньше. Не вдаваясь в сложные расчеты, можно предположить, что увеличение налогового бремени на богатых до скандинавского уровня может увеличить благосостояние россиян примерно на треть уже в существующих экономических реалиях. Нынешнее правительство в курсе таких возможностей и даже обсуждало введение прогрессивной шкалы НДФЛ. Как мы знаем, она так и не была утверждена. Возможно, что новое правительство вернется к данному вопросу.
В
Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического департамента В«АльпариВ»: Правительство с вызовами справилось, если экономика успешно вышла из кризиса, ВВП и промышленное производство выросли на 1,5% и 1,1%, соответственно, инфляция упала ниже 4% в год. В«Стратегический векторВ» правительству никто не поручал, оно работало без стратегии, скорее, принимались чрезвычайные меры по выходу из кризиса. Кадровые перестановки сами по себе экономических проблем не решат, здесь нужно, чтобы у правительства была вменяемая стратегия.
Пока не ясен вопрос с премьер-министром, но с высокой вероятностью Дмитрий Медведев будет снова рекомендован президентом и утвержден Госдумой. Экономический курс правительства останется, по всей видимости, прежнем, интригой останется только, кто возглавит экономический блок и какие министры сохранят свои посты. В 1 квартале 2018 года реальные доходы населения начали расти, что касается В«уверенного повышенияВ», для этого нужно более существенное укрепление рубля, но пока не ясно, поддержат ли такой курс экспортеры. Пенсионная реформа, скорее всего, будет, но сроки ее не определены – ведь вопрос о повышении пенсионного возраста достаточно болезненный.
В
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Стратегический вектор правительство не задало, а поддержало. Это вектор, заданный в начале 2000-х Кудриным и Грефом, вектор на продолжение либерального экономического курса, но с поправкой на то, что государство будет играть некоторую роль в экономике, а значит, придется развивать производство, нести ответственность за социальную сферу и так далее. А это само по себе существенно изменило стратегию. Но финансы так и остались важнее производства и в этом преемственность с 90-ми годами.
Рынки и инвесторы ждут, на наш взгляд, предсказуемости, а это легко будет достигнуто, так как правительство по сути останется прежним.
Переназначение Медведева означает, что все останется по-прежнему. Правительство, конечно, подчинено президенту и выполняет его стратегические установки. Но значение правительства очень велико, так как кабинет занимается оперативным каждодневным управлением, президент же не может контролировать каждый частный вопрос, в результате правительство получает довольно большую степень свободы.
С задачей роста уровня жизни правительство явно не справилось, но и катастрофического падения удалось избежать. Успех это или неудача? Тактически явный успех, стратегически очевидная неудача. Нельзя развивать рыночную экономику без роста уровня жизни населения. Без покупателя рынок бессмысленен.
Что касается пенсионной реформы, то в принципе она не является неизбежной, но при той экономической логике, которая есть у нашего правительства, в которой пенсионная система воспринимается как обременение для экономики, реформа пенсионной системы (сокращение затрат на нее) практически неизбежна. К сожалению, правительство слишком сосредоточилось на бюджете и не замечает, что пенсии это не только обременения бюджета, но и средства, которые будут вложены в экономику через покупку товаров.
С приходом Кудрина, конечно, кое-что изменится, Администрация президента займет более активную позицию в формировании экономического курса. Но ожидать существенных, коренных изменений я бы не стал. Медведев и Кудрин придерживаются одной экономической стратегии, их разногласия в тактике. Для них обоих экономика это не производство, это финансы. А пока мы смотрим на экономику с этой точки зрения, у нас все время будут получаться задворки США и по чьему проекту будет забор на этих задворках по кудринскому или по медведевскому – это не так уж важно. Улучшение отношений с Западом тоже вряд ли произойдет. Запад не приемлет Путина. Это главное. И Кудрин этого не переломит.
В
Алексей Коренев, аналитик ГК В«ФИНАМВ»: Правительство частично справилось с поставленными задачами. По крайней мере, удалось удержать приемлемые темпы прироста экономики, хотя они и оказались ниже тех, что, к примеру, ожидались еще в начале 2017 года, снизить темпы инфляции до рекордных в современной истории России уровней, получилось удерживать безработицу на относительно стабильном уровне. В некоторых отраслях, в первую очередь таких, как сельское хозяйство, удалось добиться заметных сдвигов в плане импортозамещения. Однако, стоит отметить, что кардинальные реформы структуры экономики страны не ведутся. Технологического прорыва в экономике не произошло и не происходит. Страна наращивает отставание от передовых экономик мира, особенно в высокотехнологических и наукоемких отраслях. Реформы в социальных сферах, равно как и улучшение ситуации на рынке труда, идут крайне медленно. Что касается ожиданий инвесторов, то отечественные в большей степени находятся под негативными ожиданиями от усиления санкций, нежели под воздействием желания изыскивать какие-то новые пути инвестирования внутри страны. Заметного возвращения иностранных же инвестиций мы в ближайшее время, скорей всего, не увидим. Какие перестановки? По большому счету – радикальные. Однако, скорей всего, именно их мы и не увидим. Будут заменены отдельные персоналии. В целом же экономический и социальный курс правительства, скорей всего, сохранит прежний вектор.
Поэтому ожидаем сохранения в целом тех тенденций и трендов, которые наблюдались и ранее. Мы считаем, что это скорее негативная новость, нежели позитивная, означающая, что коренных изменений в подходах к управлению государством и проведении реформ не будет.
Алексей Кудрин придерживается более либеральных взглядов, чем значительная часть нынешних министров в правительстве России. При этом по некоторым направлениям, например – в части проведения пенсионной реформы, он имеет довольно стройную и детально просчитанную программу. Так что его присутствие в правительстве, при наличии у него соответствующих полномочий, способных дать определенную свободу действия, следовало бы рассматривать как позитивный шаг.
В
Максим Харитонов, основатель Haritonov.Capital, экономист, инвестор: Стоит согласиться с вновь избранным президентом, что с точностью до запятой приоритетные задачи, стоявшие перед правительством, все же выполнены не были – влияло два важных фактора: длительный период – все-таки шесть лет и четыре года это слишком большая разница, а также санкции, волна которых не раз добавляла стресса экономическим локомотивам. Соответственно, в определенной степени действовавший кабмин не мог брать на себя полную ответственность, так как ситуации, в которых приходилось принимать зачастую решения были неуправляемыми. Но в целом даже в таких условиях работу можно оценить более высоким баллом, чем итоги кабмина образца 2012 года. Приоритетная часть некоторых майских указов того года все-таки в той или иной степени была поставлена на стабильные рельсы выполнения, высоких результатов удалось добиться в социальной сфере – так, например, численность населения увеличилась на 2,7% до 146,9 млн человек, также сократилась смертность трудоспособного населения на 15,8%, младенческая смертность, что крайне важно, также сократилась на 34,9%. При этом уровень безработицы остался почти без изменений – сейчас это 5%, а в мае 2012 года – 5,8%. Высокие результаты, несмотря на весь негатив, который собрала вокруг себя пенсионная реформа, достигнуты в пенсионных выплатах – среднемесячные назначенные пенсии выросли на 47% с 9 тыс. 41 руб. в 2012 году до 13 тыс. 304 руб. в прошлом году. Уровень преступности снизился незначительно – в районе 0,5% в сторону минуса. Запомнился этот период и громкими расследованиями в отношении влиятельных представителей бизнес структур и чиновников.
Теперь более конкретно о майских указах – наибольших результатов удалось достичь в пункте как мы уже сказали в социальной сфере, и в обеспечении граждан доступным жильем и повышением качества услуг ЖКХ, также, учитывая традиционно В«космические суммыВ» выделяемые правительством на оборонку – успехи были достигнуты в развитии вооруженных сил, существенно изменилась общественная позиции по отношению к службе в армии.
Однако если смотреть на общую картину – выполнение оценить на В«хорошоВ» будет сложно, скорее В«удовлетворительноВ». Учитывая тот факт, что еще очень много не сделано и что перед страной стоят серьезные задачи для прорывного развития направления высоких технологий, можно ожидать, что основной правительственный состав претерпит мало изменений, очевидно, что Медведев останется на своем посту и предпочтет не разгонять команду тем более, что работа над майскими указами продолжается и основным аргументом будет то, что люди уже не могут оставить работу на середине.
Переназначение Медведева на посту премьера означает, что экономика будет развиваться по заданному курсу. Поскольку Путин дал основной вектор на рост доходов населения, то первые шаги будут в сторону решения этого вопроса. Другое дело, как это будет сделано, если фактически известные методы уже испробованы. Учитывая слабую динамику в экономическом развитии и новые санкции, обесценившие капитализацию крупнейших российских налогоплательщиков, – можно прогнозировать, что эти попытки приведут к слабым результатам.
Что касается возможного назначения Кудрина в Администрацию президента, то мы рассматриваем это как позитивный шаг в сторону реального развития высоких технологий в стране. У главы ЦСР не раз проскальзывали очень реалистичные идеи по развороту экономики от сырьевой зависимости. Учитывая его высокий вес на Западе и прорывные взгляды, а также относительную оппозиционность к действующей власти, такое решение может в действительности дать России хорошие результаты в будущем.
Также можно сказать пару слов о том, как отреагируют рынки на новые решения главы государства – в случае если будут громкие назначения и смены глав министерств, а также обнародование новых программ и концепций – рынки оживятся и инвесторы посмотрят в сторону российских бумаг, в случае если все пройдет без ярких событий, то мы увидим стагнацию на фондовом рынке.
В
Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК В«СОЛИД МенеджментВ»: Пусть и неидеально, но правительство справилось с поставленными задачами по развитию государства и сохранению его целостности в существующих условиях. Курс на планомерное развитие и бесшоковые сценарии был выдержан и, пусть и не так быстро, как хотелось бы, но он приводит к дальнейшему росту благосостояния России и ее граждан. Конечно, статистика от регионов завышена и искажает общую картину в правительстве, но не показывает отдельной картинки о жизни общества. Можно отметить, что в регионах люди живут в тех же условиях, что и раньше, при этом они не замечают, что вокруг произошло много изменений к лучшему (к примеру, дороги также разбиты, но их чинят чаще). Конечно, есть отдельные моменты, когда местная власть что-то делает только под страхом приезда начальства из Москвы или проверки, но уследить за страной, у которой земли больше, чем поверхность Плутона, сложно только сверху. Различные сервисы, типа госуслуги.ру и профильных сайтов ведомств, предоставляют теперь возможность получить многие услуги через интернет (охват превысил 90% населения), а желание пожаловаться наверх теперь осуществимо в любой момент путем подачи заявления онлайн (для тех, кто без него, есть вариант с Почтой России и письмом с уведомлением).
Инвесторы, как в стране, так и за рубежом, ожидают, конечно, дальнейшего роста благосостояния страны. Рост доходности российских компаний благотворно сказывается на инвестиционном климате гораздо сильнее, чем возможные санкции и ограничения. В то же время, политическая стабильность дает основания полагать, что серьезных потрясений не будет, поэтому прогнозы по доходам будут близки к реальным, что остается самым важным для зарубежных крупных фондов, более чем доходность по инструментам.
Российская экономика уже отошла от принудительного разрыва части связей со своими основными партнерами – Украиной и ЕС, а нагрузка на социальный блок из-за заботы о полутора миллионах беженцев из Донбасса и Украины постепенно приходит в норму по обеспечению, но создание новых связей и создание собственной базы продвигается с трудом. Несмотря на переход в руки государства около 70% экономики страны, управление всей технологической цепочкой производств осложняется из-за гибели целых отраслей с 90-х годов и замещения их продукции на зарубежную. Правительство Медведева с этой задачей частично справилось, по принципу – В«отмерь семь раз и один раз отрежьВ», но не хватает управленческих кадров на местах, а местечковые элиты не готовы помогать (не специально, а по причине слабости).
Повышение реальных доходов населения должно быть структурным и системным, т.е. от развития образования не по Болонской системе и здравоохранения по двум направлениям (старшее поколение составляет уже около 50 млн человек и затраты по нему остаются основными, поэтому имеет смысл разделить лечебные учреждения для взрослых на трудоспособных и старшее поколение, чтобы полную помощь получали все), доходы от налогов и экспорта должны идти на имеющиеся статьи в тех же пропорциях, а подход к малому и среднему бизнесу должен придерживаться принципа – В«не помогать, но и не мешатьВ».
Для использования трудовых резервов старшего поколения пенсионная система должна стать поддержкой страхового типа, разделена на социальную помощь и непосредственно выплаты по возмещению утерянного заработка. Повышение пенсионного возраста даст государству передышку около 3 лет по наполнению бюджета ПФР, после чего объемы выплат догонят и перегонят всю экономию, поэтому правительству придется работать с имеющимися сейчас инструментами, повышая их эффективность. Новые программы помогут облегчить ответственность перед гражданами, но не заменят систему в ближайшие 50 лет.
Возвращение Кудрина в правительство – несколько снизит градус напряженности в либеральной среде, но внешняя политика Запада по отношению к России сводится только к конфронтации, хотя экономически торговля только растет. К сожалению, как и в XX веке, Запад начинает строить В«железный занавесВ» на границах, прибегая к той же риторике и приемам (начиная с Черчилля и Трумэна), невзирая на их реальную эффективность и смысл, но теперь ситуация изменилась и попытки постоянно проваливаются. Приход Кудрина здесь изменить ничего не сможет, а реформы идут и без него. Ничего принципиально нового он сейчас предложить не может, а Минэкономразвития и Росстат подают те же данные из экономических показателей страны, поэтому появление на новом посту может консолидировать часть правительства, но реального прорыва в экономике обеспечить не удастся.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...