2019-3-1 17:20 |
Сегодня все мы наслышаны о подвигах российских военнослужащих в Сирии. О них активно рассказывают как телевидение и другие СМИ, так и руководство страны. Сегодня все мы наслышаны о подвигах российских военнослужащих в Сирии.
О них активно рассказывают как телевидение и другие СМИ, так и руководство страны.
Все мы знаем и о летчике Романе Филипове, принявшем после крушения самолета бой с террористами и подорвавшем себя вместе с ними гранатой, и о «Русском Рэмбо» авианаводчике Александре Прохоренко, который, оказавшись в окружении боевиков ИГИЛ, вызвал огонь авиации на себя, когда у него заканчивались боеприпасы, и об артиллеристе Марате Ахметшине, в одиночку отражавшем атаку примерно 200 игиловцев и их бронетехники, и о многих других.
И тот факт, что в нашей стране сейчас знают и активно рассказывают уже не только о подвигах времен Великой Отечественной войны, но и о современных российских героях, это замечательное явление. В России долгое время о героизме своих солдат говорили скупо, редко и с неохотой.
Виной тому и переходный период после распада СССР, и наплевательское отношение к армии и ее имиджу, сложившееся в 1990-е годы, и критика как афганской, так и чеченских кампаний. Кстати, критика военных операций США, воистину очень спорных, как-то никогда не мешала им рассказывать о каждом, даже мало-мальски выдающемся поступке своих современных военных. И вот в последние годы ситуация коренным образом изменилась наконец и в нашей стране.
Конечно, основным толчком для такой перемены послужила операция российских войск в Сирии. Однако начался этот процесс куда раньше. . . После подвига шестой роты псковских десантников в далеком 2000 году.
Ровно 19 лет назад, в ночь с 29 февраля на 1 марта, шестая рота 104-го полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ приняла бой в Аргунском ущелье, на высоте 776. Тогда 90 российским десантникам противостояло отборное подразделение из 1,52,5 тыс. (по разным данным) террористов, укомплектованное в том числе наемниками из арабских стран и возглавляемое такими полевыми командирами, как Шамиль Басаев, Хаттаб, Руслан Гелаев, Идрис и др.
Бой продлился почти сутки. Боевики как до начала атаки, так и во время нее неоднократно предлагали десантникам сдаться и пропустить их, суля не только сохранение жизней, но и деньги. Однако шестая рота не отступила, а когда силы уже были на исходе, один из командиров вызвал огонь артиллерии на себя (по разным данным, это был или подполковник Марк Евтюхин комбат, взявший командование ротой на себя после ранения ее командира, или, уже после гибели Евтюхина, капитан Виктор Романов приданный роте арткорректировщик), как это впоследствии делали и российские герои в Сирии. Ценой своих жизней лишь шестеро человек из всей роты выжили десантникам удалось не допустить прорыва боевиков, которые потеряли около 500 человек убитыми и чуть ли не тысячу ранеными.
Указом президента РФ от 12 марта 2000 года 22 десантникам (21 посмертно) было присвоено звание Героя России, а остальные 68 (63 посмертно) награждены орденами Мужества. Также было принято решение о создании памятника героям в Псковской области.
Однако затем о шестой роте как руководство страны, так и медиа вспоминали довольно редко и неохотно, из-за чего ее подвиг нередко называли «забытым», да и в самом деле о нем поначалу знали немногие. Причина этому вопрос, на который до сих пор нет однозначного ответа: как так вышло, что десантники оказались одни против превосходящих сил противника, а федеральные войска смогли подойти на их позиции лишь ко 2 марта. Кроме сложной оперативной обстановки многие винят в этом военное командование, допустившее серьезные ошибки. Собственно, сам Владимир Путин еще в 2000 году, принося извинения родственникам погибших, говорил о «грубых просчетах, которые приходится оплачивать жизнями русских солдат».
Тем не менее, никакие просчеты командования никак не умаляют самого подвига шестой роты, остановившей боевиков, прорывавшихся в Дагестан, чтобы затем рассеяться на территории России и совершать теракты. И в том числе благодаря усилиям активистов он все-таки не был забыт и постепенно популяризировался и доносился до общества.
Появлялись памятные плиты в городах, где остались семьи героев, их именами называли улицы (в том числе в 2008 году в Грозном по инициативе Рамзана Кадырова), появлялись такие фильмы, как «Честь имею» в 2004 году, «Грозовые ворота» и «Прорыв» в 2006-м и «Русская жертва» в 2008-м. А совсем недавно, в прошлом году, Владимир Путин подписал указ о проведении в 2020 году памятных мероприятий в честь 20-летия подвига псковских десантников, а также поставил их в пример молодежи во время своей ежегодной большой пресс-конференции.
Не должен быть этот подвиг забыт и сегодня. Тем более что это был один из первых примеров героизма российских военных уже в XXI веке, и именно из него в определенной степени выросли и новые подвиги, например в той же в Сирии. И даже тот факт, что некоторые из героев точно так же вызывали огонь на себя, вполне может свидетельствовать, что они вдохновлялись примером шестой роты.
Теги:
героизм
,
90-е
,
война в Чечне
.
Подробнее читайте на vz.ru ...