2016-10-14 12:50 |
Опросы общественного мнения зафиксировали в октябре снижение доверия россиян к властям и их политике. Одновременно с этим иностранные инвесторы на форуме ВТБ «Россия зовет!» получили возможность еще раз узнать у правительства и президента о планах на ближайшее будущее. Как связано снижение доверия и отсутствие конкретных планов? О чем говорит высокий рейтинг президента и почему он является проблемой?
В«Россия, вперед!В»
Говорить о будущем у российских властей принято, как правило, в духе того, что нефть и газ будут еще долгие десятилетия нужны Европе и Азии. Одновременно с упованием на долгий век углеводородов, чтобы занять экспертное сообщество кипучей деятельностью иВ снять обеспокоенность, Кремль и Белый дом регулярно поручают расписывать стратегии 2010, 2020, 2030 и так далее. Понятно, что проектировки будущего остаются обличенными в слова и никогда не доходят до дела. Также есть известная политическая формула существования страны: В«Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет РоссииВ». И она тоже совершенно определенно говорит про перспективы Российского государства.
Но будущее обладает не очень приятной характеристикой, если весь замысел сводится к тому, чтобы стоять на месте – оно неотвратимо. Поэтому структурные перемены – относительно низкие цены на нефть, скорое исчерпание резервов и слабый, почти нулевой экономический рост – российские власти называют В«новой реальностьюВ» и уже второй год пытаются дать на нее адекватный ответ, подстроиться и адаптироваться, найти дно. Однако реформ и преобразований, в конечном счете, разговора о ближайшем будущем экономики избегают как черт ладана. Так, отсутствие перспективы становится самодовлеющим фактором, проблемой.
Вспомним, что президент Путин обещал в начале 2000-х. Построение рыночной экономики (на тот момент Международный валютный фонд еще не признал Россию таковой) и удвоение ВВП в течение десяти лет (сравняемся с Португалией по объему экономики, говорил молодой президент), а также либеральные реформы и сближение с Западом, вплоть до обсуждения такой экзотической по нынешним меркам темы, как вступление в военно-политический союз с НАТО.
Что обещал вслед за ним преемник Дмитрий Медведев? Модернизацию и построение инновационной экономики, В«Россия, вперед!В» – призывал третий президент в программной статье, надеявшийся избавиться от сырьевой зависимости и производить в российских условиях чудо нанотехнологий. Но он ограничился одним сроком, так ничего и не реализовав, кроме нескольких В«нашумевшихВ» проектов типа В«СколковоВ».
Что обещал перед третьим сроком Путин в 2012 году? Создать 25 млн новых высокотехнологичных рабочих мест, повысить за счет технологий производительность труда и избавиться тем самым от ловушки среднего дохода, увеличить зарплаты бюджетникам, что прописано в В«майских указахВ» и уравнять их со средним заработком в частном секторе (при этом скандально известное предложение премьера МедведеваВ предвыборным летом 2016 года сводилось к тому, что если учителяВ хотят зарабатывать, пусть идут в частный сектор).
Претворение планов на практике, безусловно, никогда не было идеальным – зачастую планы оставались планами и красивыми лозунгами; собственно, ничего из перечисленного достигнуто не было. Но проглядывалась цель, ставились задачи, работа шла. Теперь же В«новая реальностьВ», похоже, сводится к тому, чтобы сознательно не строить планов. Что же президент Путин предложит на следующих президентских выборах? Болезненные реформы, включая увеличение пенсионного возраста, повышение основных налогов и в качестве подсластителя горькой пилюли макроэкономическую стабильность (рекордно низкая инфляция, несущественныйВ отток капитала и достаточный объем международных резервов). Вот то, что обсуждается сегодня на уровне правительства, Кремля и приближенных к власти экспертов. Но с этим на выборы не пойдешь.
В«Россия зоветВ»?
Даже на инвестиционном форуме В«Россия зовет!В» в ответ на негативные прогнозы экономического развития от представителей правительства так и не прозвучало идей по стимулированию экономики, хотя их ждали иностранные инвесторы, специально приехавшие на мероприятие. Вместо этого Путин рассказал им, что страна держится и рассчитывает исключительно на себя, на внутренний ресурс, который с кризисом имеет свойство скудеть. И уже не кажется удивительным, что форум не генерировалВ никаких новостей, кроме очередных комментариев относительно бюджетной консолидации (к ней сводится вся экономическая политика) и последних геополитических неожиданностей (охлаждение отношений с Западом, отмена визита президента в Париж).
При этом власти теряют не только доверие иностранных партнеров, но и собственного населения. К примеру, чего добились очередными запрограммированными выборами в Госдуму? Доверие к ней упало с 40 до 22%, показал опрос В«иностранного агентаВ» Левада-центр. Чего добивается президент, не решаясь сменить правительство? В«ВертикальногоВ» падения его рейтинга – с 45 до 26%. Относительно высок рейтинг лишь у самого президента (74%) и у церкви (43%), но они во многом результат недоверия к прочим институтам власти и государству в целом. Считать сложившуюся ситуацию нормальной равносильно утверждению, что с раком жить комфортно.
То же самое, кстати, и с иностранной аудиторией – 550 инвесторов из других стран готовы два часа тянуть время на форуме В«Россия зовет!В» и ждать, пока не появится Путин собственной персоной, который единственный может сказать что-то, на что можно будет ориентироваться – остальные лишь в силу способностей обслуживают его политический курс и могут резко поменять точку зрения.
Однако нужно ли сейчас властям заводить разговор о будущем, если даже опрос государственного аналитического центра ВЦИОМ показывает, что большинство россиян не ожидают никаких улучшений через год и оценивают экономическое состояние как среднее (опросы Левада-центра в сентябре давали другую цифру – 80% опрошенных называли происходящее в экономике кризисом). При этом оценки политического курса разнятся: треть считает, что страна идет в правильном направлении, треть сомневается, порядка 20% считают, что Россия идет совсем не туда.
Россия ждет
Очевидно, пессимистично-апатичные настроения власть и будет использовать наВ следующих президентских выборах: Путин в самом широком смысле представит идею, что безопасность, суверенитет важнее развития, а он президент В«стабильностиВ». Для экономики это, конечно же, ничего хорошего не обещает, достаточно посмотреть свежий проект федерального бюджета на 2017-2019 годы. Статьи-В«развитияВ» – здравоохранение и образование занимают от общих расходов 2017 года всего 2,3 и 3,5% соответственно. Причем, траты на здравоохранение урезали на 33%. Компенсировать это снижение предполагается за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), но пока не получается. Тем временем расходы россиян на медикаменты сократились за год на 8%, а на медицинские услуги – на 15%. Легко спрогнозировать увеличение смертности и снижение средней продолжительности жизни.
Между тем на национальную оборону и безопасность страна потратит 17,6 и 12,2% бюджета в 2017 году. В совокупности 29,8% плюс засекреченные расходы, которые составят 18% от всего бюджета. Итого на эти статьи уйдет 47,8% всех государственных расходов. Понятно, что расходы на оборону и безопасность – это за редким исключением (отдельные секторы ВПК) чистый вычет из ВВП. Поскольку военные и охранники ничего не производят. Но на созданную в 2016 году преторианскую армию президента – Росгвардию, также известную как Нацгвардия, в 2017-2019 годах потратят 630 млрд руб.
Наконец, на социальную политику (большая часть трат – трансферт в Пенсионный фонд) и национальную экономику государство потратит 31,4 и 14,2%. На фоне обороны и безопасности объем статейВ выглядят скромно. Все более очевидно, что подобная политика, исключающая негосударственные инвестиции (недавняя иллюстрация этого – поглощение В«РоснефтьюВ» В«БашнефтиВ») и сваливающаяся в воинственную риторику, постепенно лишает власти главного ресурса – доверия.
Недоверие к властям и экономике выражается в том, на что часто жалуются чиновники: снижении потребительского спроса, сберегательная стратегия, отсутствие внутренних инвестиций, не говоря уже об иностранных капиталовложениях. И это тоже вопрос о будущем – в него не верят, от него стараются защититься. Именно поэтому министр экономики Алексей Улюкаев вздыхал по поводу В«отсутствия прозрачности для инвесторовВ» ближайшей перспективы. Чтобы она стало проглядываться, необходимо начать с выстраивания доверия, причем не столько с внешними партнерами, хотя сегодня это очень важно, сколько с собственными гражданами. И пока в России ощущается дефицит доверительных отношений, рейтинг Путина, к которому традиционно обращены все просьбы и мольбы, будет на высоте.
Но, что хорошо лично для президента, для государства – трагедия.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...