2024-9-24 10:48 |
В «Третьем месте» открылся проект «Скрытое» (18+). Экспозиция отсылает к одноимённому фильму австрийского режиссёра Михаэля Ханеке, вышедшему в 2005 году. О новой выставке и современном искусстве Metro поговорило с основателем культурного пространства.
Про смысл выставки
Выставка вскрывает тему, которую неудобно поднимать в обществе: cтрах неодобрения другими. И у каждого этот страх свой. У нас есть какие-то свои люди, кого мы боимся не удовлетворить: мама, папа, начальник, друзья, коллеги. И выставка затрагивает эту тему. Я не могу сказать, что она лечит нас, но она показывает, что мы все похожи.
Про кураторов
Вообще, в России сейчас дефицит кураторов современного искусства. Не так много профессионалов, умеющих держать долгую коммуникацию с художниками, смонтировать интересную для посетителя выставку современного искусства. Мы постоянно находимся в поиске специалистов под наши проекты. Нашли и пригласили Анну Журба. Эта выставка готовилась больше года.
Об отличии этой выставки от тех, что уже проводили
В "Третьем месте" закуплено огромное количество проекторов, лазеров, есть голографические вентиляторы. Просто рай для художника. Но для этой выставки сложное оборудование не требуется. Она отличается от предыдущих выставок года тем, что не является мультимедийной. "Скрытое" объединяет большое количество именно физических объектов и живописи. К тому же впервые в "Третьем месте" проходит групповая выставка уже состоявшихся опытных российских художников, которые известны во всём мире.
Про художников
Многие художники, представленные на выставке, очень давно живут за границей и поэтому не выставлялись в России. Их сейчас здесь нет, но работы присутствуют и связывают их с родной страной. Здесь я задумываюсь о том, что важнее: чтобы Пушкин ходил по улице или чтобы мы могли читать его произведения? И то, что они привнесли своё искусство в Россию, это даже больше, чем если бы они были здесь сами.
Про связь особняка с экспозицией
"Третье место" – непосредственный участник этой выставки, поскольку невероятно трудно в руинированном особняке XIX века инсталлировать современное искусство. Приходится придумывать различные формы и способы экспонирования. Здесь особняк диктует свои правила. К тому же мы связаны обязательствами с КГИОП, не можем сверлить новые дырки, не можем штробить стены. Мы с большим уважением относимся к сохранению этого культурного наследия, для нас это самое главное.
Про красоту и смысл
Один потратит на обои в квартиру 60 тыс., другой купит обои попроще и картину за 25 тыс. Зато он познакомится с художником, погрузится в его мир, сходит куда-то на вернисаж, заведёт новых друзей. То есть смыслы, которые он получит, окупят стократно покупку. В этом наша миссия – чтобы люди увидели ценность искусства, поняли, что картина в каком-то смысле дороже, чем обои.
Про голодных художников
Мне кажется, современные художники уже не голодные. Для них существует огромное количество возможностей: ярмарки, выставки, онлайн-платформы. Недавно мы спросили одного из участников: "Чего тебе не хватает как художнику?" Говорит: "Мне ничего не нужно, у меня всё хорошо, в этом году у меня вообще всё прекрасно. Меня везде ждут, все любят, деньги есть". Возможно, это связано с тем, что последние несколько лет мы растим рынки внутри страны. Сфера искусства растёт вместе с бизнесом. Если там есть деньги, то и у художников тоже.
Про необычные работы
На последней ярмарке у нас был представлен стенд подопечных психиатрической больницы имени Святого Николая Чудотворца. Это работы в стиле ар-брют. Термин в середине XX века ввёл в оборот художник Жан Дюбюффе. До него об этом говорил немецкий психиатр Ханс Принцхорн, выпустивший в 1922 году книгу "Искусство душевнобольных". В мире давно существуют ярмарки, посвящённые искусству аутсайдеров. Мы не остались в стороне. Практически все работы продали.
О связи старинного особняка и сферы IT
"Третье место" входит в группу IT-компаний и является частью IT-холдинга. Оно появилось, поскольку мы искали здание под гостиницу. Операционно пространство окупается, у нас платный вход, работают ресторанчики, но всё равно не хватает на поддержание особняка. Это на самом деле очень дорого – огромные площади, за которыми нужно следить, ухаживать, отапливать их. По сути, пространство живёт на деньги айтишников.
Про концепцию
"Третье место" создано согласно одноимённой книге и концепции социолога Рея Ольденбурга (Третье место (англ. the third place) – часть среды, не связанная с домом (первое место) или с работой (второе место). – Прим. ред.). Одним из признаков третьего места является отсутствие социальных статусов и ролей, важна только ценность того, что ты привносишь в разговор. Здесь хорошо и неформальной молодёжи, и людям в костюмах, и бабушкам, олицетворяющим петербургскую интеллигенцию, и туристам со всего мира. Здесь хорошо всем.
Как выглядит "Скрытое"
"Тост за великий русский народ" из серии "После". Автор Мика Плутицкая.
В
В
Кабинет Кристобаля Хозевича Хунты, таксидермиста, 2024. Инсталляция Кати Исаевой.
В
В
Серия 9 из проекта "Синий". Автор Иван Новиков.
В
В
Предстоящие. Инсталляция Олеси Лавриненко.
В
В
Подробнее читайте на metronews.ru ...