2016-7-14 19:35 |
В отличие от стран ЕС, США не накладывали персональных санкций на российских журналистов, считая это посягательством на свободу слова. Но после того, как во въезде в РФ отказали видному пропагандисту Джеффу Шеллу, американцы могут пойти на такой шаг, считают наблюдатели.
Другое дело, что инцидент с Шеллом к свободе слова отношения как раз таки не имеет. Главе американского Совета управляющих по вопросам вещания Джеффу Шеллу запретили въезд в Россию. Данный совет курирует такие пропагандистские ресурсы, финансируемые из американского бюджета, как «Голос Америки» и «Радио Свобода», а сам Шелл также является заведующим отделом кинопроизводства вещательной компании NBC Universal.
Шелла остановили в аэропорту на паспортном контроле, вручили бумагу о запрете на въезд (сперва на русском, потом на английском языке), а через три часа отправили в Амстердам. О причинах такого решения, по словам американского пропагандиста, ему не сообщили. Но позднее российский МИД выпустил заявление, в котором говорится, что запрет на въезд Шеллу это ответ на американские персональные санкции против российских граждан.
«Причина в том, что Шелл с недавних пор включен в «стоп-лист», который российская сторона, как неоднократно объявлялось, расширяет в ответ на введение Вашингтоном по надуманным причинам визовых санкций против российских граждан. Например, только под предлогом кризиса на Украине администрация Обамы закрыла доступ в США уже 70 представителям России, в том числе высокопоставленным, говорится на сайте российского внешнеполитического ведомства. Поэтому если в Вашингтоне и могут высказывать в этой ситуации недовольство по поводу чего-либо, то исключительно в связи с последствиями собственной агрессивной и недальновидной политики. Санкции всегда обоюдоостры».
Бывший посол США в России Майкл Макфол не смог пройти мимо этого случая и написал в своем аккаунте в «Фейсбуке»: «Если российское правительство запретило Джеффу въезд из-за его роли в Совете управляющих по вопросам вещания, то должно ли американское правительство поступить так же по отношению к RT и другим финансируемым государством российским медиа?»
Вообще предложения ограничить въезд в Штаты некоторым российским журналистам появляются регулярно, но первая поправка к американской Конституции запрещает какие-либо ограничения свободы слова. Поэтому, в отличие от Евросоюза, и тем более Украины, запретов на въезд российских журналистов в США пока что нет. Более того, официальный представитель Белого дома в ответ на подобное предложение напоминал как раз о первой поправке.
Другое дело, что призывов каким-либо образом ограничить вещание RT в Америке от этого меньше не становится, хотя и «Голос Америки», и «Радио Свобода» в РФ вещают без каких-либо ограничений.
Показательно, что независимые специалисты в медиасфере считают пропагандистскими не только данные ресурсы, финансирующиеся непосредственно из бюджета США, но и некоторые формально независимые американские СМИ. К примеру, бывший гендиректор издательского дома Axel Springer Russia Регина фон Флемминг в интервью DW заявила, что «везде одна и та же пропаганда и на Востоке, и на Западе». «Не вижу разницы. Если я смотрю CNN, у меня возникают такие же чувства, как и во время просмотра программ Дмитрия Киселева», добавила она.
Также фон Флеминг подчеркнула, что ее нельзя отнести к сторонникам российского президента, в частности она однозначно осуждает смену юрисдикции Крымом, тем не менее она понимает политику Владимира Путина. «Все началось с выступления Путина в 2007 году на Мюнхенской конференции по безопасности, где он критиковал расширение НАТО на восток и американскую систему ПРО в Европе. Он тогда предупредил: «Не стоит этого делать на нашем заднем дворе». Речь шла о Грузии и Украине. И я поражена наивностью Евросоюза, когда он решил пойти на сближение с Украиной страной, которая управляется олигархами, страной с клептократической системой. И еще я чувствую себя некомфортно из-за того, что НАТО в Европе становится все сильнее», призналась медиаменеджер из Германии.
Кстати, по мнению фон Флеминг, ситуация со свободой слова в ее стране хуже, чем в России. «За десять лет, в течение которых я руководила в России восемью изданиями, мне ни разу не позвонили из Кремля и не потребовали, чтоб я чего-то не публиковала. У меня были проблемы с олигархами, которые были недовольны публикациями об их бизнесе. А вот в Германии в 2012 году тогдашний президент Кристиан Вульф позвонил главному редактору газеты Bild и оставил ему сообщение на автоответчике. Правда, потом Вульф вынужден был уйти в отставку. Так что не идеализируйте западные принципы, не думайте, что тут не пытаются оказывать влияние на журналистов», рассказала она, отметив, что знает «многих немецких корреспондентов, которые хотят освещать какие-то события (в России прим ВЗГЛЯД), но издания, на которые они работают, настаивают на другом».
Таким образом, отказ впустить в Россию американского пропагандиста Шелла никак не связан со свободой слова это лишь дипломатические ответные меры на американские санкции. Западным СМИ никто не мешает работать в России при соблюдении законов слова Регины фон Флеминг это подтверждают.
Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов написал в «Твиттере»: «Нда. Теперь санкции по отношению к руководителям российских телекомпаний неизбежны, увы». Но возглавляемый Шеллом Совет управляющих по вопросам вещания это не телекомпания, а государственное агентство. Причем в России вообще нет его аналогов, это что-то вроде украинского министерства пропаганды. Задача совета «поставлять достоверные новости и информацию стратегически значимым аудиториям зарубежных стран» и «служить надежным источником новостей и наглядным примером свободной профессиональной прессы для странах, не имеющих независимых средств массовой информации».
Поэтому, кому США закроют въезд в ответ на негостеприимный прием Шелла, действительно сказать сложно. Казалось бы, не так уж это принципиально, лишат ли Маргариту Симоньян или Дмитрия Киселева возможности поехать в США после инцидента с Шеллом. Как отметил российский МИД, в черном списке США уже и так находятся 70 россиян.
Но в том случае, если в числе невъездных появятся журналисты, у американцев будет больше поводов говорить о том, что их собственнуе правительство нарушает первую поправку, несмотря на пафосные речи о незыблемости свободы слова. Конечно, Госдеп заявил, что «это не журналисты, это пропагандисты», но, как отметила Регина фон Флеминг, «везде одна и та же пропаганда». Однако решать, что считать честной журналистикой, а что пропагандой, может только читатель. Если, конечно, за журналиста не пытаются выдать чиновника пропагандистского ведомства, каковым является Джефф Шелл.
Теги:
СМИ, Россия и США, дипломатический скандал, цензура, пропаганда, Майкл Макфол
Закладки:
.
Подробнее читайте на vz.ru ...