2018-9-10 17:30 |
Накануне вечером оппозиционные партии и соцсети буквально захлёбывались от радости — наконец-то, ну наконец-то монополии "Единой России" в деле формирования законодательных органов власти на региональном уровне приходит конец.
Сей глубокомысленный вывод делался на основании результатов КПРФ в трёх-четырёх регионах, где коммунисты смогли на несколько процентов опередить единороссов по партийным спискам. Однако проблема такого подхода (то ли по глупости и незнанию, то ли намеренно) заключается в том, что не учитывается смешанная система формирования региональных парламентов, где половину депутатских кресел получают одномандатники, избираемые по округам.
Соревнуются там, соответственно, не столько партийные бренды, сколько конкретные люди, и побеждают, как правило, также единороссы — просто в силу гораздо большего по размеру и более квалифицированного кадрового пула профессиональных политиков и управленцев. Когда вечерний послевыборный угар рассеялся и ЦИК смог просуммировать все результаты, выяснилось удивительное — "Единая Россия" смогла в целом по стране набрать порядка 50% по спискам, а если считать с одномандатниками — то и вовсе под 60%.
Этот результат, кстати, вполне коррелирует с тем, что партия получила на последних выборах в Государственную думу, вот только с несколькими существенными поправками. Самое важное, пожалуй, состоит в том, что выборы наглядно показали наличие политической конкуренции в регионах и готовность "Единой России" работать и побеждать в конкурентном поле. Следует отметить, что разрыв в результатах даже там, где на первом месте оказались коммунисты, не очень велик. Вполне можно было бы врубить административный рубильник, "подсушить" явку, мобилизовать бюджетников, наконец, натянуть несколько процентов, это вполне реально было. Но внутриполитический блок осознанно не пошёл на это, заняв принципиальную позицию по сохранению завоеваний президентской кампании. Что-то там "прикручивать" и "фальсифицировать" было строго-настрого запрещено. И ничего, ЕР показала, что вполне повзрослела и может достигать результата в конкурентной борьбе.
Весь мировой опыт демонстрирует тот факт, что на местных и региональных выборах и явка, и процент за правящие партии всегда ниже, чем на выборах общефедеральных. А во-вторых, "Единая Россия", несмотря на крайне неоднозначную и неодобряемую (судя по опросам социологов) в обществе реформу пенсионной системы, смогла сохранить политическое лидерство по всей стране. Это удивительный результат, если учитывать ещё и практически полное отсутствие на прошедших выборах серьёзных нарушений. Даже ориентированные на поиск таковых специализированные НКО с иностранным финансированием (типа "Голоса") не смогли найти что-то резонансное. Более высокий процент КПРФ (а кое-где и ЛДПР) по партспискам в отдельно взятых регионах лишь подтверждает чистоту прошедших выборов.
К примеру, после пенсионной реформы во Франции, которая стартовала в 2010 году при президенте Саркози, и он сам, и его партия "Союз за народное движение" получили мощный рейтинговый удар, от которого не могут оправиться до сих пор: как подчёркивают эксперты, во многом непопулярные социально-экономические реформы привели к поражению правых на президентских и парламентских выборах в 2012 году. Аналогичная история наблюдалась во многих странах Европы — начиная от непопулярных реформ Тэтчер в Великобритании в 1980-х и заканчивая падением правительств в странах Южной Европы на фоне протестов против мер бюджетной экономии, как это было, например, в Греции, а также отчасти в Италии и Испании. Однако, приняв на себя политическую ответственность за реализацию изменений в пенсионном законодательстве (что было поддержано в итоге президентом Путиным), "Единая Россия" продемонстрировала поразительную политическую живучесть.
Ещё одной крайне важной составляющей успеха стала ставка на молодых, как их принято называть, "технократов", а по сути, на доказавших свою эффективность молодых управленцев, за которыми не тянется застарелый шлейф внутриэлитных договорённостей в регионе. В итоге кандидаты-единороссы смогли победить в таких сложных и традиционно "красных" регионах, как Иваново, Магадан или Псков, где всегда был силён оппозиционный фактор. Проблемы возникли лишь в Иркутске, однако там и система региональной власти была выстроена под губернатора-коммуниста, что, кстати, доказывает парадигму воспроизводимости политических паттернов в России: дорвавшись до рычагов управления тем или иным регионом, оппозиция начинает действовать аналогично партии власти, а порой даже ещё и хуже, откровенно задействуя административный ресурс.
Секрет этой живучести "Единой России" состоит также и в том, что пришедшее недавно к рулю партии новое политическое руководство единороссов не стало паниковать и продолжило системную работу по ведению электоральных кампаний. Ставка на системность не подвела: вместо заигрывания с популистскими лозунгами, "Единая Россия" сделала приоритетом апелляцию к конкретным проблемам региона, района, округа или города, что, кстати, и обеспечило такой высокий уровень поддержки в одномандатных округах. По сути, результаты прошедшего ЕДГ-2018 показали, что у оппонентов партии власти есть какой-никакой партийный бренд, есть возможность паразитировать на социально-экономических затруднениях, однако у них нет кадрового актива, который можно было бы выставить лицом к лицу с живыми людьми. На округах КПРФ и ЛДПР в целом системно проигрывают единороссам.
Интересно отметить и очень грамотную работу федерального внутриполитического блока на направлении купирования политических последствий роста протестного движения в регионах. Вся эта беготня школьников Навального ни в какие политические достижения не вылились, что при стремительно сокращающейся базе сторонников и идейном кризисе потенциально ставит под сомнение вообще выживаемость его как проекта в будущем. С другой стороны, там где были высокие шансы на успешное выступление коммунистов, власть смогла перехватить повестку, либо канализировать протест в сторону "подкачки" ЛДПР. Можно как угодно относиться к этим методикам, однако они эффективны и технологи КПРФ ничего противопоставить им не смогли.
Успех "Единой России" показал также и то, что российский избиратель оказался куда мудрее и устойчивее, чем этого от него ожидали как медийные кликуши от оппозиции, так и иностранные "доброжелатели". Выборы приходят и уходят, повестка меняется так же, как меняются и условия в экономике, но работать потом надо, а не языком на оппозиционных митингах чесать. Народ это чувствует и голосует соответствующе. .
Подробнее читайте на life.ru ...