2022-4-16 13:08 |
В Европе вспомнили о провальном энергетическом проекте. Все пока лишь на бумаге, но выглядит сомнительно.
Разумной замены российскому газу у Европы нет. Об этом заявил Владимир Путин на совещании по ситуации в нефтегазовом секторе. Собственно, и сами европейцы признают, что не смогут обойтись без энергоресурсов из России. Тем не менее, они не оставляют попыток раскопать какие-то альтернативы. Например, недавно достали из-под сукна очередной мегапроект, который не удалось реализовать еще десять лет назад.
Заголовок в газете Die Welt – "Поток из пустыни – вместо путинского газа". Немецким читателям красочно рассказывают об амбициозных планах усеять Сахару тысячами солнечных панелей, а добытую энергию пустить на электролиз, чтобы таким образом получить водородное топливо. Одним выстрелом – двух зайцев: тут вам и "зеленая" энергетика, и сокращение зависимости от российского газа. Проект называется Desertec 3.0, потому что это уже далеко не первая попытка европейских энергоконцернов обосноваться в Северной Африке.
Проект по строительству крупнейшей в мире системы солнечных электростанций в Сахаре. Воплотить эту задумку в жизнь были намерены около двадцати немецких компаний, в том числе Siemens, Bosch и E.ON. Еще в 2009 году они создали консорциум, который должен был заниматься привлечением инвестиций. Позже к проекту присоединились Испания и Италия. Интерес также проявляли инвесторы из Алжира, Марокко, Саудовской Аравии, Франции, Греции и даже Китая.
Общий запланированный объем инвестиций – около 400 миллиардов евро. Предполагалось, что Desertec обеспечит не менее 15% потребностей Европы в электроэнергии. Основой энергогенерирующего комплекса должны были стать солнечные электростанции. Они устроены следующим образом: на солнечную ферму устанавливается параболическое зеркало большой длины, а в фокусе параболы – трубка, по которой течет теплоноситель (обычно – масло).
Пройдя весь путь, теплоноситель разогревается до высоких температур и в теплообменных аппаратах отдает тепло воде, которая превращается в пар, поступающий затем на турбогенератор. Подобные электростанции иногда называют системами концентрирования солнечной энергии. В отличие от фотогальванических электростанций, или солнечных панелей, такие системы эффективны только в тех регионах, где солнечный свет в достаточных количествах присутствует круглый год.
Преобразовать фотонный ливень Сахары в электричество – лишь полдела. Для передачи электроэнергии на большие расстояния без потерь требовались высоковольтные линии электропередачи постоянного тока. По дну Средиземного моря нужно было протянуть шесть магистральных путей длиной 6 тысяч километров, а в самой Европе построить больше 5 тысяч километров новых линий. На это могло уйти 35 лет напряженной работы.
По словам экспертов, с момента объявления об этом проекте для его реализации не было сделано вообще ничего. Это связано с тем, что регион Сахары фактически находится в состоянии перманентной войны. В конце 2012 года из консорциума вышли крупные компании Siemens и Bosch, к маю 2013 года проект стали считать близким к провалу.
В теории все звучало прекрасно, но в реальности пришлось столкнуться с множеством технических трудностей, именно поэтому проект и стали покидать крупные игроки.
Дело в том, что солнечная плантация отличается от обычной угольной или газовой ТЭЦ лишь источником тепла для получения перегретого пара. В среднем на один мегаватт мощности в установках с параболическими концентраторами расходуется 17 тысяч кубометров воды в год. Desertec должен был поставлять в Европу порядка 30 гигаватт. Соответственно, для производства такой мощности потребовалось бы более полумиллиарда кубометров воды ежегодно. Это – колоссальный объем, его бы хватило на орошение 450 тысяч гектаров земли, с которых впоследствии можно было бы собрать 200 тысяч тонн урожая зерновых.
Куда более актуальный продукт для голодающих стран Африки, чем энергия, утекающая по кабелям в Европу. Но это – так, к слову.
Другой вопрос – где брать столько воды в пустыне? Допустим, из моря. Значит, для обеспечения технологического процесса на северном побережье Африки необходимо построить разветвленную сеть опреснительных заводов и насосных станций. С каждого кубометра опресненной морской воды образуется 38 килограммов соли. С пятисот миллионов кубов получится больше 19 миллионов тонн соли. Куда ее девать в таком количестве? Сбрасывать обратно в акваторию? Но ведь это может привести к непоправимым последствиям для экосистемы Средиземного моря.
И все это – лишь часть проблем проекта, а их гораздо больше. Эксперты говорят, что в самом начале идея была из области фантастики.
"Солнечные панели в пустыне, тем более в Сахаре, неэффективны. Любая песчаная буря просто сдерет слой кремния с этих панелей. Следующая проблема – это высокие температуры. К сожалению для любителей солнечной энергетики, при нагревании солнечной панели на 10 градусов КПД может падать до 50%, поэтому во многих таких электростанциях, расположенных в пустыне, где действительно много солнца, большая часть вырабатываемой энергии тратится как раз на охлаждение тех самых солнечных панелей" – , отмечает член президиума Совета по внешней и оборонной политике Александр Лосев.
Еще один немаловажный вопрос – где брать тысячи, если не миллионы, солнечных панелей? Сейчас 70% из них производятся в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Но вот незадача: Западу не нравится, как в этом китайском регионе соблюдаются права человека. Сам же Европарламент из-за этого наложил на КНР санкции в марте прошлого года.
Теперь санкциями пытаются напакостить России. Понятно, что реальных альтернатив в данный момент российскому газу нет, поэтому и приходится в очередной раз кормить европейских граждан фантастическими проектами.
Итак, Desertec 3.0 – на карте. Подчеркиваем: пока это лишь красивый план на бумаге. Солнечные фермы – в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии и Египте. Рядом – станции электролиза, на которых собираются получать водородное топливо. Его по трубопроводам, пока тоже только планируемым, будут гнать в Испанию и Италию, и дальше в Германию и Францию. Хабы тянутся из местечка Хасси-Рмель в Алжире, где, к слову, расположено гигантское газоконденсатное месторождение. Для подстраховки в плане наметили и строительство обычных газопроводов. На всякий случай – вдруг водородный Desertec тоже схлопнется.
Причем провалу проекту может поспособствовать не только экономика, но и климат. Альтернативные источники энергии ненадежны. Недавний пример – энергетический кризис в Европе осенью прошлого года. В Северном море встали ветряки – все! Электричества – нет. Или вспомним зимний блэкаут в Техасе в начале 21-го. Лопасти ветрогенераторов замерзли, солнечные панели замело снегом. Целый штат оказался на грани катастрофы.
Кто сказал, что Сахара застрахована от катаклизмов? Не факт, что планетарный климат будет меняться именно так, как прогнозируют апологеты "хоккейной клюшки Манна". Сейчас все больше доводов в пользу того, что изменения происходят циклически без особого участия человека. Холодная и теплая эпохи сменяют друг друга.
В качестве еще одного доказательства – уникальная находка норвежских ученых в районе Хестфонни. Там на месте растаявшего высокогорного ледника они обнаружили кожаную сандалию возрастом 1700 лет. Обратите внимание: эта эпоха отмечена на так называемой "клюшке Манна" – графике изменений температуры, лежащем в основе мейнстримной теории глобального потепления.
Норвежские археологи установили, что ледников здесь не было по меньшей мере с 3 по 13 век нашей эры, а сейчас они только начинают разрушаться. То есть климат раннего Средневековья в Скандинавии был гораздо теплее нынешнего.
Или та же Сахара – ведь когда-то это была область с избыточным увлажнением. И кто поручится, что через какое-то время погода одного из самых солнечных и засушливых регионов планеты вновь не станет облачной и дождливой?
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.
Подробнее читайте на vesti.ru ...