2018-2-28 07:30 |
Обострение противостояния России и Запада практически по всем ключевым внешнеполитическим направлениям вынуждает представителей западных наднациональных структур искать другие пути воздействия на Москву.
Очевидная неэффективность санкций в качестве инструмента ухудшения экономического положения в России приводит к тому, что страны-партнёры внутри евроатлантического лагеря начинают искать пути, с помощью которых можно было бы повлиять на Россию и её политическое руководство. Ключевое значение в этих попытках отводится Германии как основному партнёру России в Европе. Аналитики Североатлантического альянса в одном из последних докладов оборонного колледжа НАТО именно Германию называют как такого "агента изменений", который жизненно необходим Западу для понимания происходящих внутри России процессов.
Несмотря на констатацию довольно очевидного факта наличия у России и Германии глубинных исторических связей, натовские аналитики указывают на тот факт, что в настоящий момент у Берлина нет в наличии необходимых ресурсов и понимания России для разработки новых подходов Запада. Примечательно, что в докладе оборонного колледжа НАТО особо подчёркивается, что германские политические и экономические круги неохотно принимают роль России в качестве агрессора и государства, посягающего на интересы Германии, и международного игрока в целом, "посягающего на западные институты". Вместе с тем "германское лидерство", как обозначено в докладе, привело к тому, что Европа "говорила одним голосом" в период после крымских событий 2014 года, что стало большим продвижением вперёд в вопросе европейской безопасности, — особенно после того, как Соединённые Штаты фактически отдали на откуп именно ЕС политико-дипломатические аспекты украинской проблематики.
Тем не менее у натовских экспертов есть к Берлину ряд серьёзных претензий — и в первую очередь они касаются проблематики "Северного потока — 2". Германии ставится в вину отсутствие политической воли у руководства страны для того, чтобы остановить строительство этого стратегического газопровода. Его значение прямо оценивается в докладе в контексте "геополитического оружия" Москвы и средства давления на Украину. Берлину также пеняют и на то, что Германия по некоторым вопросам оказывала более сильное воздействие на Украину, нежели на Россию, и эта ситуация может усугубиться в будущем, на фоне формирования так называемой широкой коалиции в бундестаге между ХДС/ХСС и социал-демократами и уменьшения парламентской фракции поддерживающих Меркель партий. Также в копилку будущего уменьшения давления Германии на Россию по целому ряду вопросов, что тоже беспокоит аналитиков НАТО, входит и нарастающий вал проблем, с которыми столкнётся Берлин на других внешнеполитических направлениях. Реформа еврозоны, проблема беженцев и крайне чувствительный для Германии вопрос взаимоотношений с Турцией.
Следует отметить, что в системе координат, предлагаемых исследовательской структурой НАТО за "правильным" поведением Германии, взявшей на себя основную ношу давления на соседей в вопросе принятия антироссийских санкций, тут же следует "период нерешительности", что, в частности, выражается в речи министра иностранных дел Германии Габриэля, отметившего, что Россия фактически заполняет на континенте пустующее место США, которые устраняются от европейских дел. Не нравится адептам евроатлантических ценностей и то, что Берлин, по их мнению, не воспринимает с должной степенью серьёзности угрозу самой системе норм и правил, созданных Западом и транслируемых на весь остальной мир в качестве единственно возможного проекта мироустройства. Такое поведение Германии прямо называется "политической близорукостью", а отсутствие антироссийский истерии во внутриполитических дебатах в стране также вызывает у экспертов НАТО недоумение. Россия (и Советский Союз прежде) ранее на протяжении десятилетий применяла именно против Германии смесь "мягкой и грубой силы", так почему же сейчас в медийном поле Германии нет столь же широкой антироссийской кампании, как в США, вопрошают они.
Подобного рода "просчёты" объясняются исходя из нескольких факторов. Во-первых, указывается, что в Германии нет разветвлённого стратегического сообщества, включая "мозговые центры" и исследовательские корпорации, которые могли бы адекватно (то есть в терминах противостояния) оценивать "российскую угрозу". Во-вторых, отмечается нехватка эффективной научно-академической экспертизы в отношении России. В третьих, отмечается, что в части германского политического истеблишмента, деловых и медиакругах в отношении Москвы господствуют "упрощённые клише", которые, по мнению аналитиков НАТО, заключаются, в частности, в утверждениях о том, что "безопасность в Европе невозможна без России", или о том, что "ни один конфликт в Европе, затрагивающий Германию, не может быть решён без России". При этом подход России к решению региональных конфликтов описывается как прямо противоположный германскому и шире — западному подходу. Москва стремится замораживать конфликты, а не решать их окончательно, а взаимоотношения с соседями оценивать в виде "игры с нулевой суммой".
Следует отметить, что проблема ослабления или даже снятия санкционного режима против России в той или иной мере обсуждается в руководстве Германии с периодическим выходом в публичное поле.
Так, в частности, как заявил в ходе Мюнхенской конференции по безопасности глава немецкого МИД Зигмар Габриэль, Европейский союз, вероятно, начнёт пошаговую отмену санкций с России после ввода миротворцев ООН в Донбасс. По словам министра иностранных дел Германии, Правительство ФРГ хочет улучшить отношения Европейского союза с Россией вопреки различию в точках зрения. Ранее сообщалось, что Европейский союз планирует ещё как минимум на полгода продлить действие антироссийских санкций, которые должны закончиться 15 марта.
В итоге в Германии предлагается развернуть широкую дискуссию о границах и формах давления на Россию, которая, безусловно, представляется в виде некоей агрессивной внешней силы, стремящейся подорвать единое европейское культурное, политическое и экономическое пространство. Причём передовой край этого противостояния предлагается провести на Украине. Очевидно, что подобного рода доклады, тем более исходящие из официальных аналитических структур НАТО, отражают растущие опасения руководства Североатлантического альянса в отношении антироссийского санкционного режима. Фактически после почти четырёх лет активной медийной накачки и "продавливания" ограничительных мер даже вопреки экономическим интересам ряда европейских стран никаких существенных результатов Запад в отношении России не достиг. При этом становящийся всё более реалистичным запуск "Северного потока — 2" существенно подорвёт статус Украины как страны — транзитера российского газа и в разы снизит возможности Киева в рамках так называемого газового шантажа. Очевидно, что многие политики в европейских столицах это понимают и именно на предотвращение их "поворота на Восток" и направлены все эти слабо замаскированные окрики из НАТО и Брюсселя. .
Подробнее читайте на life.ru ...