2018-9-5 11:24 |
Положение дел на данный момент Конгресс IBU в Порече должен был стать важнейшим событием для российского биатлона за последние годы, а после известий конца августа может и вовсе стать судьбоносным. В мае в Союзе биатлонистов России сменилась власть, на пост президента пришёл Владимир Драчёв, был изменён тренерский состав, одной из главных целей заявлена борьба с допингом.
Всё во имя возвращения СБР полных прав в Международном союзе — с декабря 2017 года Россия не имеет права голосовать и проводить соревнования и фактически понижена до статуса временного члена. Положение в самом СБР также далеко от идеального: этим летом из России уехали несколько биатлонистов-резервистов, разъехавшись по всему СНГ — от Белоруссии до Молдавии. Страсти, в том числе и в публичной плоскости, разгорелись из-за назначений в тренерском штабе, куда после непростой закулисной борьбы не попал Валерий Польховский. Начал "бомбить" заслуженный ветеран Александр Тихонов — ещё недавно был партнёром Драчёва, а теперь чемпион говорил, что "Драчёв больше для него как человек не существует". Словом, настроение внутри российского биатлона не назовёшь консолидирующим, но восстановление в правах в IBU могло бы стать отличным дебютом, этаким дном, от которого можно оттолкнуться. Теперь же и на внешнем фронте у нас проблемы, причём не совсем ясно, как представители России на конгрессе — Драчёв, Чепиков, Майгуров и Привалов — должны отвечать за нарушения времён пяти-семилетней давности. Палят по нам уже изо всех орудий, и тут не до выполнения стратегических планов и программ. Остаться бы в живых.
Как у нас спустя пять лет нашли допинг
Прямо перед конгрессом против России пошла атака. Это было ожидаемо, но из загашника вытащили, признаем, сильные карты: обвинения в допинге четырём российским биатлонистам, в том числе завершившим карьеры олимпийским чемпионам Евгению Устюгову и Светлане Слепцовой, а также менее известным Александру Печёнкину и Александру Чернышову. Датируются нарушения периодом до Олимпиады в Сочи.
Как говорится: "Совпадение? Не думаю". Один из подозреваемых биатлонистов, Александр Чернышов, рассказал Лайфу, что с ним связывались представители СБР и IBU, однако конкретика появится уже после конгресса. Проще говоря, информация о допинге была слита в СМИ прямо перед конгрессом, чтобы заставить многие федерации сомневаться в необходимости проголосовать за возвращение России в биатлонную семью.
Впрочем, вполне возможно, что это далеко не последний акт драмы и на самом конгрессе Россию постараются ударить ещё больнее.
В частности, на чемпионате мира по летнему биатлону в кулуарах обсуждалось, что в списках есть и Антон Шипулин, и другие действующие биатлонисты, не допущенные к Олимпиаде в Пхёнчхане. Как говорят собеседники Лайфа, знакомые с ситуацией в СБР, первая серия списка обусловлена наличием достаточных, по мнению WADA и IBU, доказательств:
— Обвиняющим Россию надоело проигрывать суды, поэтому сейчас они озвучили список из тех, в чьём допинге уверены. Насчёт паспорта крови Устюгова слухи ходили давно, а Печёнкин и Чернышов. . . Это не значит, что они виновны, но чего греха таить — у нас в определённый период многие на чемпионат России приезжали "уколотыми" и показывали результаты выше, чем за весь сезон, это можно отследить. Возможно, пробу забрали во внесоревновательный период, тогда тоже могли не успеть всё вывести (Запрещённые вещества из организма. — Прим. Лайфа).
В то же время нельзя не сказать, что новое руководство СБР всё-таки старается допинговую проблему решить. Так, нашумевшее неназначение в тренерский штаб сборной России известного Валерия Польховского — не только дело рук Александра Тихонова, о чём писали СМИ, но и, по информации Лайфа, установка из Минспорта не брать тренеров с "допинговой репутацией". То же относится и к Александру Касперовичу, чьими подопечными как раз и были в своё время Печёнкин и Чернышов. Выходец из Тюменской области Леонид Гурьев назначен тренером-консультантом — и, весьма возможно, также из-за проблем с допингом у некоторых представителей региона. В своё время была официально дисквалифицирована его подопечная Ирина Старых.
Россия снова вмешивается в выборы?
Ещё одно важнейшее событие на предстоящем конгрессе — выборы нового президента IBU. Два основных кандидата — представители Швеции Улле Далин и Латвии Байба Брока.
На данный момент, согласно официальному сайту Международного союза биатлонистов, в нём состоят 56 федераций, и каждая из них имеет по одному голосу, вне зависимости от вклада в мировой биатлон.
И тут России уже успели выкатить классические претензии во вмешательстве в выборы. В данном случае — в агрессивном лоббировании кандидатуры Броки. В этом, мол, участвует и Александр Тихонов, который поедет на конгресс от Грузии.
Не совсем понятно, как вообще без лоббизма выигрывать выборы в таких закрытых организациях, но ещё менее понятно, зачем России продвигать именно эту кандидатуру. Далин — фаворит и ожидаемый преемник Бессеберга, при этом он наверняка будет даже жёстче относиться к России, чем норвежец, с которым можно было договориться. Брока представляется на Западе как "пророссийский" кандидат. По словам источника, знакомого с ситуацией в СБР, Броку Россия поддерживать не собирается.
— Она долгое время была в латвийской партии "Национальный альянс", это довольно спорная в смысле отношения к русским организация. Трудно поверить, что она будет помогать России и тем более "покрывать русский допинг", как пишут на Западе. Самое логичное — присоединиться к будущим победителям, а им будет Далин.
С Далином, безусловно, будет сложно выстраивать диалог. Хотя сам он и говорит о России предельно корректно, не случайно, что главным антироссийским рупором в современном биатлоне является именно шведский спортсмен Себастьян Самуэльссон. На днях он призвал продлить санкции против России и не восстанавливать в правах РУСАДА.
В то же время опрошенные Лайфом западные журналисты оценивают шансы Броки куда выше. — За неё проголосует Восточная Европа и разные неизвестные федерации типа Индии. Плюс Центральная Европа ещё не определилась, например, Германия. Во многом индикатором будет голосование по восстановлению в правах России, — говорит один из корреспондентов, аккредитованных на конгрессе, попросивший об анонимности.
Что нам грозит?
Так или иначе, эта интрига будет разрешена уже в ближайшие дни. Для Союза биатлонистов России днём Х будет пятница, когда состоится голосование по его международному статусу. По нашей информации, самый вероятный сценарий — продление действующего статуса, что будет значить запрет на проведение международных соревнований, отсутствие права голоса и права занимать посты в комитетах IBU, усиленный допинг-контроль (то есть постоянное присутствие в пуле тестирования IBU). Но российские спортсмены будут соревноваться со своей национальной символикой. Есть и другие, менее реальные, опции: полное оправдание России или легкоатлетический сценарий с запретом флага. Но вероятность последнего — не более 5%. Наряду со списком четырёх обвиняемых в СМИ поступила информация об ещё 65 российских биатлонистах, которые также могут быть наказаны за допинг. Источник в WADA подтвердил Лайфу, что речь идёт о базе московской антидопинговой лаборатории, однако отметил, что на деле не все из них — представители биатлона.
Вероятно, оттуда будут доставать следующих жертв, чтобы продлить проблемы России. Но всё тот же источник с огорчением отметил, что "после визита Томаса Баха на финал чемпионата мира по футболу окончательно ясно, что МОК не хочет больше развивать эту тему". В самом же WADA тоже "серьёзный раскол, и даже Крэйг Риди не совсем понимает, что делать с российской темой".
Впрочем, и с учётом проблем наших оппонентов у нас всё гораздо хуже. Понятно, что никаких физических доказательств наличия допинга в крови или неправильных банок с мочой уже и в помине нет. Последние обвинения основываются в первую очередь на документах Родченкова и московской антидопинговой лаборатории. Однако в биатлоне у нас уже был прецедент дисквалификации только по ним — Екатерина Глазырина. Она была странным образом убрана из состава женской олимпийской эстафеты в Сочи за шесть часов до старта гонки. Наши в итоге завоевали серебро, а Глазырину спустя несколько лет нашли в переписке Родченкова — её, как оказалось, надо было "спасать". Тогда, в Сочи, она прокомментировала своё исключение из состава в соцсетях философским "всё решила погода". Оспаривать дисквалификацию в CAS Екатерина не стала. Хотелось бы, чтобы после предстоящего конгресса оспаривать больше ничего и не пришлось. .
Подробнее читайте на life.ru ...