2017-10-25 14:12 |
Инвестиционный форум «Россия зовет!», который ежегодно проводит группа ВТБ, всегда служил площадкой для обсуждения проблем и перспектив российской экономики. Однако в этом году члены правительства остались довольны собой и предпочли не обсуждать проблемы. Президент Владимир Путин тоже решил не отвечать на вопросы инвесторов, а только лишь перечислить успехи. Что за ними стоит и почему рост российской экономики нельзя назвать устойчивым?
Без вопросов
На этот раз президент Владимир Путин был краток: он выступал перед участниками форума В«Россия зовет!В» чуть больше семнадцати минут и сразу после откланялся. В прошлом году, зачитав свой доклад, глава государства больше часа отвечал на вопросы участников мероприятия. Тогда зарубежные инвесторы интересовались в основном геополитикой – конфликтом на Украине и войной в Сирии. Сегодня главный вопрос сводится к президентским выборам, которые пройдут в начале 2018 года. И Путин его избежал.
Зато финансово-экономический блок правительства, выступая В«на разогревеВ», учел особенность политического момента. Каждый отмечал свои заслуги в нынешнем положении дел, и никто не говорил о проблемах и задачах. Хозяин форума – глава ВТБ Андрей Костин – назвал министра экономики Максима Орешкина В«наиболее оптимистичнымВ» и молодым, предложив ему порассуждать о вызовах для экономики. Орешкин возразил: в начале года никто не верил его словам о 2%-тном росте экономики. Однако В«оптимистичныйВ» прогноз стал реальностью.
Со ссылкой на его ведомство президент докладывал инвесторам о росте ВВП на 1,8% за январь – сентябрь текущего года. Тем не менее, в поквартальных данных аналитики видят отсутствие устойчивой тенденции: если во втором квартале экономика выросла на 2,5%, то в третьем, более благоприятном, она замедлилась до 2,2%, а в последнем квартале возможно и вовсе ограничится 2%. Более того, Минэкономразвития подчинило себе Росстат и кардинально поменяло методологию расчетов. Поэтому абсолютного доверия к официальным цифрам у инвесторов нет.
Так, например, наибольший рост демонстрируют те секторы, которые получают государственную поддержку: сельское хозяйство, военно-промышленный комплекс, автопром и фармацевтика. Причем, успехи создают и проблемы: рекордные 128 млн тонн зерна и 81 млн тонн пшеницы не только ведут к снижению цен на мировом рынке, что бьет по экспорту, но и парадоксальным образом, из-за сосредоточенности правительстваВ на поставках за рубеж, создают ситуацию дефицита хлеба внутри страны, в частности во втором по величине городе – Санкт-Петербурге.
Большинство же секторов, зависящих от потребительского спроса, испытывают сложности по причине низкой платежеспособности населения и падающих доходов. Пока незначительно растет лишь показатель реальных доходов – соотношения заработка и цен в экономике. Его рост на 2,5% напрямую связан с низкой инфляцией, которая в годовом выражении опустилась в октябре до 2,7% при стратегической цели Центробанка в 4%. Очевидно, что финансовый регулятор порождает дефляционные риски, которые для развивающихся экономик крайне негативны. Но президент считает консерватизм и чрезмерную жесткую монетарную политики оправданными.
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на форуме ВТБ не присутствовала. В пятницу, 27 октября, совету директоров банка придется решать вопрос о процентной ставке, которая сейчас составляет 8,5%. Иностранные спекулянты в 2017 году начали активно использовать операции кэрри-трейд с российскими бумагами, играя на разнице ставок – близких к нулю в развитых экономиках и завышенной в России. По словам того же Орешкина, потенциал для вложений в российские бумаги остается высоким. Между тем, именно интерес спекулянтов к облигациям федерального займа (ОФЗ) в 2017 году уже привел к укреплению рубля на 10% от его экономически обоснованной стоимости, и это же обстоятельство ведет экономику к опасно низкой инфляции.
На этом фоне происходят банкротства банков, авиакомпаний и мелких предприятий, которые не имеют государственной поддержки, а в прежней экономической модели экономили на издержках за счет умерено высокой инфляции: поднимая цены, они замораживали расходы. Однако ЦБ загнал себя в цугцванг: поскольку рынок свободный, ограничить спекулянтов нельзя, а резкое снижение ставки разгонит инфляцию и приведет к финансовой нестабильности. По сути, оба варианта хуже – и сохранение высоких доходов для спекулянтов на финансовом рынке, и удержание слишком высокой ключевой ставки.
Приток сменяется оттоком
Рецессия, из которой Россия вышла в этом году, до сих пор определяет действия правительства: министр финансов Антон Силуанов тоже похвалил свое ведомство за умеренно-жесткую бюджетную политику, сохранение резервов и прогнозируемость курса рубля. Правда, такой подход не способствует оздоровлению экономики: в 2017 году, по данным ЦБ, из страны резко усилился отток капитала – за девять месяцев Россия потеряла 21 млрд долларов, что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом президент заявил о притоке за те же три квартала 23 млрд долларов в нефинансовый сектор. Скромная сумма, озвученная Путиным, – максимальный объем инвестиций за последние четыре года.
И преимущественная их доля приходится на нефтегазовый сектор. Министр энергетики Александр Новак сообщил, что иностранные компании обеспечили 37% от 1,3 трлн руб., которые были вложены в добычу в этом году. В том числе поэтому Россия собирается наращивать поставки сырья в Китай – с 31 млн тонн нефти уже в этом году экспорт увеличится до 40 млн, а в ближайшие годы – до 80 млн тонн. Министр энергетики так женапомнил о своих достижениях: он курировал сделку ОПЕК+, благодаря которой цены на нефть удалось поднять с 27 долларов за баррель зимой 2016 года до 55 долларов и выше.
Состав спикеров панельной дискуссии тоже позволял сделать вывод о В«нефтяныхВ» предпочтениях иностранных партнеров: среди них был министр финансов Катара Али Шариф Аль-Имади и президент китайской CEFC Чан Чауту, которая выкупила 14,2% акций В«РоснефтиВ». Президент London Stock Exchange Group Ксавье Роле выбивался из общего ряда. Но он прибыл с целью заверить сто крупнейших российских компаний в том, что после Brexit все будет по-прежнему и им не нужно искать другие площадки для торговли своими акциями. В целом же форум привлек 500 инвесторов из Азии, Африки, Ближнего Востока, Европы и США.
Поскольку зависимость от нефти российской экономики признали все участники форума, а президент подчеркнул, что бюджет пополняется на 39% из нефтяных доходов, получалось, что министр энергетики сделал больше остальных для роста ВВП на 1,8%. Из всех озвученных достижений, именно его работа косвенно привела к позитивной динамике. Глава ВТБ Костин попросил Новака поднять цены еще на 13 долларов к следующему форуму (то есть до 70 долларов за баррель). Тогда, возможно, экономический рост будет еще выше, хотя вряд ли сравняется с ростом глобальной экономики, которая вырастет по прогнозам на 3,7%. Однако Новак напомнил слова президента: 50-55 долларов за баррель – комфортная цена для России.
Добиваться же дальнейшего роста, по словам президента, необходимо через цифровизацию и внедрение новых технологий. Правда, о конкретных мерах он не сказал – отправилсяВ прямиком с форума на встречу с президентом Кипра, одной из крупных офшорных юрисдикций, правительство которой выступает против антироссийских санкций и признает, что сильно зависит от российских инвестиций.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...