2016-5-17 17:01 |
Россия не станет поддерживать программу МВФ для Киева без погашения долга перед Россией в 3 млрд долларов, заявил министр финансов Антон Силуанов. Нацбанк Украины выражает уверенность в получении очередного транша от фонда в ближайшие месяцы.
Эксперты расходятся во мнениях относительно того, согласится ли руководство МВФ с доводами Москвы. Москва намерена настаивать на включении условий погашения долга перед Россией на 3 млрд долларов в программу помощи Международного валютного фонда (МВФ) Украине об этом во вторник заявил глава Минфина Антон Силуанов.
«Мы как суверенный кредитор сейчас, при подготовке новой уточненной программы МВФ предоставления кредитов Украине, будем отстаивать интересы включения в эту программу обязательства Украины перед Россией, пояснил министр. Если этого не будет сделано, как мы можем поддержать такую программу фонда?»
Напомним, четырехлетняя программа финансовой помощи МВФ Украине предусматривает, в частности, выделение стране 17,5 млрд долларов. В марте 2015 года был перечислен первый транш кредита МВФ, на 5 млрд долларов, в августе второй транш, на 1,7 млрд долларов. Теперь Киев ожидает выделения третьего транша, однако перечисление средств МВФ откладывалось из-за политического кризиса на Украине, который мешал утверждению необходимых реформ. 10 мая миссия МВФ прибыла на Украину и приступила к работе, которая должна быть завершена 18 мая.
«В ближайшие месяцы»?
Практически одновременно с заявлением главы российского Минфина замглавы Национального банка Украины (НБУ) Дмитрий Сологуб сообщил о том, что страна может получить транш от МВФ в ближайшие месяцы.
На прошлой неделе эксперты международного рейтингового агентства Moody's Investors Service в своем отчете заявили, что Украина может получить транш от МВФ до конца июня. При этом в том же отчете эксперты агентства прогнозируют: соотношение долга Украины к ее ВВП останется выше 80%, а вопрос выплаты Украиной долга в 3 млрд долларов России, вероятно, повлечет за собой долгие судебные разбирательства стран в международном суде.
Напомним, украинская сторона настаивала, чтобы Россия приняла те же условия, что и коммерческие кредиторы (которые согласились на реструктуризацию долгов). Киев мотивировал это стремлением якобы поставить кредиторов в равные условия.
Однако тот же МВФ в декабре 2015 года официально подтвердил, что долг Украины перед Россией является суверенным, а не коммерческим, иначе говоря, имеет принципиально иной статус. При этом Украина долго отрицала это.
По правилам МВФ признание долга суверенным означает, что он не может быть реструктурирован на тех же условиях, что и долг перед частными кредиторами условия реструктуризации суверенного долга должны быть по умолчанию лучше. Киев заявил, что принимает во внимание позицию фонда, однако все равно не сможет выплатить долг, не нарушая первичные условия займа.
4 мая президент Украины Петр Порошенко подписал принятый Верховной радой закон, который делает бессрочным временный мораторий на выплату евробондов по кредиту, предоставленному Украине Россией в декабре 2013 года (украинские политики и СМИ именуют этот трехмиллиардный заем «бондами Виктора Януковича» и связывают исключительно со свергнутым президентом).
«МВФ хочет понять, что будет с этими тремя миллиардами»
Международный валютный фонд, «скорее всего, согласится» с требованием Москвы включить условия погашения украинского долга в программу помощи МВФ, предполагает гендиректор Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
В беседе с газетой ВЗГЛЯД Охрименко отметил, что даже в руководстве самого МВФ заявляли о желании понимать, что будет с этим долгом, как его реструктурировать. МВФ важно знать, как эта проблема будет решена, будет ли речь идти о реструктуризации или каком-то списании, чтобы понять, как эти три миллиарда считать с точки зрения долга. «МВФ не ставит каких-либо жестких условий, что должно быть так и так, но он хочет понять, что же с этими тремя миллиардами будет. Они хотят видеть общую картину. Сумма ведь довольно большая. И без понимания для МВФ выработать общую программу очень сложно», резюмировал эксперт.
«Понятно, что Международный валютный фонд платить не будет. Но это может быть включено в программу как одно из требований МВФ к Украине, чтобы Украина хотя бы села за стол переговоров, выработала бы какую-то общую модель и тем самым реструктурировала бы этот долг», пояснил собеседник.
Директор аналитического департамента группы компаний «Альпари» Александр Разуваев, в отличие от украинского коллеги, полагает, что МВФ проигнорирует доводы российской стороны. По его мнению, в руководстве фонда, скорее всего, заявят, что кредит Януковича был политически мотивированным, отметил эксперт в комментарии газете ВЗГЛЯД.
Было бы хорошо, если бы МВФ включил требование России в программу. «Однако, учитывая, что у нас конфликт не с Киевом, а США они основной акционер МВФ, я не думаю, что нам что-то светит», заключил эксперт.
«Никаких приемлемых предложений»
Что же касается диалога между финансовыми ведомствами России и Украины, то с новым кабинетом министров Украины пока не складывается, констатирует глава Минфина России Силуанов.
«(Диалог складывается) пока никак. У нас не было диалога на уровне министров финансов. К сожалению, его и нет. Несмотря на то, что мы как кредиторы сами предлагали условия реструктуризации трехмиллиардного долга Украины. Украина на них никак не отреагировала. Со стороны Украины мы не получали никаких приемлемых предложений. Были технические переговоры, на которых были предложены условия реструктуризации хуже, чем для коммерческих кредиторов. Абсурд какой-то», сказал министр в интервью телеканалу «Россия 24».
Гройсман склонен искать компромиссы
Директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, оценивая поведение руководства нового кабмина Украины, полагает: есть шансы, что премьер Владимир Гройсман будет искать какой-то вариант договоренностей с Москвой.
Эксперт заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД, что у нового главы кабмина «нет таких установок, которые были у его предшественника Арсения Яценюка, дескать, чем хуже у нас с Россией, тем сильнее мои политические позиции». «Кроме того, по характеру он склонен и заинтересован искать какие-то компромиссы, подчеркнул политолог. Поэтому ему выгодно найти вариант реструктуризации долга, который был бы принят Российской Федерацией».
Погребинский добавил, что трудно при этом сказать, насколько получится реализовать эти шансы. «Он же не сам принимает решения. Там есть политическая составляющая, связанная с позицией президента, Госдепа, который тоже, видимо, участвует в выработке позиции по этому вопросу», резюмировал эксперт.
Вопрос, где не нужно быть адекватным
Иного мнения придерживается политолог, директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), заведующий кафедрой прикладной политологии Константин Симонов. «С одной стороны, есть какие-то более позитивные сигналы со стороны нового правительства. По крайней мере, некоторые вещи оно делает менее идиотично», отметил собеседник.
Собеседник добавил, что «ситуация в экономике аховая, Европа помогать отказывается. Это будет постепенно отрезвлять, и по каким-то направлениям диалог с новым кабмином будет более разумным».
«Однако есть ряд вопросов, где им адекватными быть не нужно, и вопрос долга как раз из этой оперы», отметил собеседник. Симонов полагает, что здесь не стоит преувеличивать прагматичность нового кабинета, поскольку платить Украина ничего не хочет и поэтому «может по-прежнему вести себя неадекватно». «Она чувствует поддержку и других кредиторов, которые тоже не против «кинуть» Россию», отметил политолог.
Теги:
Украина, МВФ, Минфин, Россия и Украина, госдолг, Антон Силуанов, Украина и Россия, Владимир Гройсман
Закладки:
.
Подробнее читайте на vz.ru ...