2018-6-20 09:00 |
В опубликованных Комитетом по делам вооружённых сил Палаты общин британского парламента материалах, касающихся промежуточных оценок Программы модернизации вооружённых сил Великобритании, обозначены, в частности, возникшие за последние годы оборонные вызовы на государственном уровне.
Существенная часть доклада профильного парламентского комитета посвящена России. Так, во-первых, отмечается, что Россия является "возрождающейся угрозой государственного масштаба". При этом, по мнению британских парламентариев, Россия становится всё более "авторитарной, агрессивной и националистической". В докладе цитируется Обзор состояния национальной безопасности (NSCR), опубликованный после инцидента в Солсбери, в котором описывается "хорошо задокументированный паттерн российской государственной агрессии".
При этом подчёркивается, что с подачи послов Латвии, Литвы и Эстонии Комитет по делам вооружённых сил провёл слушания на тему российской агрессии в Прибалтике (включая кибератаки, растущее военное присутствие на границах и попытки влиять на русскоязычные меньшинства) и разработал соответствующие поправки в национальную оборонную стратегию Великобритании, а также в так называемый План передового присутствия НАТО на Востоке. Вместе с тем сейчас предлагается дополнить Программу модернизации вооружённых сил Великобритании, увеличив финансирование, направляемое на разработку нового противолодочного оружия, — поскольку Россия обладает "способностью проекции силы в регионе Северной Атлантики, а Великобритания лежит на пути транзита российских подводных лодок в Атлантике".
Во-вторых, отмечается "существенный прогресс", которого достигла Россия в разработке артиллерийских систем, особенно 152- и 203-миллиметровых гаубиц, что приводит к тому, что британская армия и её партнёры по НАТО могут проиграть в прямом противостоянии. По мнению британских парламентариев, британской армии не хватает передвижного, смонтированного на бронированном автотранспорте противотанкового оружия, отмечается недостаток качественного прицельного оборудования у ствольной артиллерии — всё это может привести к тому, что Россия получит преимущество. В итоге правительству предложено увеличить финансирование специальной программы разработки реактивной артиллерии (MDP)
В-третьих, довольно примечательно выглядят пассажи про состояние систем ПВО в вооружённых силах. Во всей британской армии имеется всего два полка противовоздушной обороны, а также один резервный, чего категорически недостаточно для противостояния такому противнику, как Россия, который к тому же обладает полным комплектом вооружения, необходимого для создания зоны ограниченного доступа (A2AD). Это определяется как одна из ключевых проблем всех вооружённых сил страны — особенно если учитывать признания, озвученные в докладе, что до 80% всего суммарного огневого поражения на поле боя силами НАТО наносится с применением средств авиации.
И в-четвёртых, говорят, что у российской армии, несмотря на прогресс в сфере развития электронных средств управления войсками, всё же не так это развито, как у западных стран. При этом "русские способны действовать в условиях глушения сигналов GPS и электронного подавления" — то, что британская армия и другие армии НАТО утеряли. В докладе содержится фактически открытый призыв учиться на примере русских в вопросе автономного управления войсками в условиях сильного радиоэлектронного противодействия.
Примечательно, что пионером в выстраивании антироссийской стратегии и риторики выступает именно Прибалтика и местные элиты, которые кооперируются со своими британскими коллегами. Так, в частности, один из руководителей британских ВВС и бывший постпред Великобритании при НАТО маршал авиации Великобритании Кристофер Харпер выступил с рапортом о противовоздушной обороне, в котором подчеркнул, что в случае кризиса в странах Балтии авиации НАТО будет трудно прийти на помощь. Харпер также заявил о важности сотрудничества с Финляндией и Швецией в целях защиты воздушного пространства Балтии от потенциальной российской угрозы.
— У Военно-воздушных сил России сейчас над Балтийским морем практически не ограниченная свобода деятельности, поэтому вместо миссии охраны воздушного пространства НАТО нужно постоянное решение.
Использование сил НАТО и Великобритании как одного из ключевых членов Альянса в противостоянии с Россией прогнозируется и в недавнем докладе оборонного колледжа НАТО, в котором блоку предлагается взять под охрану "пути транспортировки и хранения газа в третьих странах, которые могут быть подвержены "гибридным угрозам из России". Что, по сути, является предложением взять под контроль газовую инфраструктуру, к примеру, на Украине или в других странах, что прямо указывает и на регион Прибалтики и Восточной Европы.
Следует отметить, что британские военные ранее уже высказывали опасения относительно того, что российские субмарины якобы могут прервать мировые интернет-коммуникации. Об этом говорил, к примеру, главный маршал авиации Великобритании Стюарт Пич, который заявил о том, что подлодки ВМФ России могут намеренно повредить подводные кабели.
Следует отметить, что, по сообщению европейской прессы, НАТО намерено также увеличить контингент группировки быстрого реагирования, размещённой по преимуществу в Восточной Европе, — представители 23 государств ЕС подписали декларацию о намерениях принимать участие в "постоянном структурном сотрудничестве по вопросам безопасности и обороны", при этом финальное решение по составу группировки будет принято в декабре этого года. Так, в частности, предполагается, что оперативная группировка будет укомплектована 30 тысячами военнослужащих, в неё также войдёт несколько сотен боевых самолётов и кораблей. Стоит отметить, что на данный момент международные группы быстрого реагирования, размещённые в Эстонии, Латвии, Литве и Польше, находятся под контролем ФРГ, Великобритании, США и Канады. .
Подробнее читайте на life.ru ...