2023-8-15 13:33 |
Корреспондент Metro поговорил с Милой Комраковой, сценаристом и режиссером необычного и набирающего популярность жанра танцевального кино, обладательницей более 100 наград самых престижных кинофестивалей.
Мила Комракова родилась в Санкт-Петербурге и все свои фильмы снимает в родном и любимом городе. Она создала уже одиннадцать танцевальных кинолент, полных глубокой философии. Сняты они в разнообразнейших жанрах – от ироничного нуара до военной драмы, но в каждом фильме обязательно есть неожиданный финал, который позволяет зрителям самим додумать сюжет. Для своих работ Мила экспериментирует со многими танцевальными жанрами: в ее фильмах танцуют и танго, и современный балет, и даже хип-хоп.
Работы Милы удостаивались наград на таких фестивалях, как Dallas Dance Film Festival (Даллас, США), Film for Peace (Торонто, Канада), ReelHeART International Film (Торонто, Канада) и Screenplay Festival (Сан-Диего, США). В мае этого года ее короткометражный фильм "Стена" получил сразу несколько призов на малом кинофестивале Global Short Film Awards​ в Каннах. Картину признали лучшим танцевальным фильмом года, а Милу – лучшим режиссером.
"Стена" представляет собой удивительное смешение танго и стрит-арта. Сюжет очень простой – шесть разных пар танцуют страстное танго и одновременно разрисовывают из баллончиков мрачную серую стену, у каждой пары – свой цвет. Историей создания причудливой игры красок и танца Мила охотно поделилась.
Мила, Вы снимаете фильмы в очень оригинальном жанре. Расскажите, пожалуйста, какие, на Ваш взгляд, перспективы у российского короткометражного танцевального кино?
Пока я жива, у нашего танцевального кино перспективы отличные! (Смеется.) Это, конечно, шутка, но знаете, сейчас в этом жанре создается все больше произведений – фильмов, мультфильмов, да и сами танцы занимают в кино все больше пространства. Я думаю, что российский кинематограф не останется в стороне, будет все чаще обращаться к этому жанру и поддерживать общемировые тенденции. Сейчас танцы людям интересны. А еще интернет способствует популярности именно короткометражных фильмов: все мы очень торопимся, нам некогда смотреть что-то длинное, а вот короткометражный фильм мы можем посмотреть мимоходом.
Как к Вам пришла идея объединить танго и стрит-арт в фильме "Стена"?
Все возникает само по себе. Я ощущаю внутри, что родился какой-то замысел, и воплощаю его. И танго, и стрит-арт – сложные направления, но при этом именно танго очень мощное в социальном плане: оно располагает партнеров к взаимодействию. Стрит-арт тоже обладает высокой силой воздействия на людей, и именно он может преодолеть серость общественного пространства. Я подумала, что если соединить эти направления, то вместе они смогут сотворить чудо, что и произошло в нашем фильме. Совместные действия людей помогли преобразовать страшную серую действительность, которую олицетворяет эта стена.
В фильме каждой танцевальной паре принадлежит свой цвет. Как Вы определяли характер каждого цвета?
Это не просто из головы взято – да, этот танцор любит желтый, значит, будет в нем сниматься. Я хотела радугу – символ свободы, надежды, любви. У нас было шесть пар, и мы выбрали шесть цветов. Пара, которой первой пришла в голову идея рисовать на стене, должна была быть самой яркой и творческой – желтой, солнечной. А завершающая пара – такая роскошная, могла быть только вызывающе красной. Пара пьяных у нас ассоциировалась с бутылочно-зеленым цветом. Еще придумали байкеров – они самобытные и эффектные, должны сильно отличаться от всех остальных, и мы отдали им фиолетовый. Пара со строгим мужчиной стала синей, а влюбленным достался жаркий оранжевый цвет.
Кадр из фильма "Стена".
предоставлено героиней материала
Фото:
Как Вы считаете, цвета могут повлиять на восприятие фильма зрителями?
В наших фильмах движение едино с цветом, который помогает воспринимать персонажей. Цвет может очень точно выразить определенную информацию или вызвать у зрителей нужную эмоцию. Это может быть резко и интенсивно, а может быть нежно и незаметно. У нас, например, в фильме "На остановке" пока персонажи еще не узнали друг друга, сторона девушки была розоватой, а мужчины – синеватой. Когда их уже объединяет чувство любви, мы переходим к единому яркому сиянию – два цвета тоже соединились в один. Есть у нас и очень популярный психоделический фильм "Побег", там только черные и белые цвета, именно они создают такую жуткую атмосферу сумасшедшего дома. Так что цвет для видео играет, наверное, решающую роль.
Кадр из фильма "Побег".
предоставлено героиней материала
Фото:
Какой цвет наиболее близок лично Вам?
Если вы имеете в виду "в жизни", то я люблю все цвета – белый, черный, синий, зеленый, желтый… Каждый из них – это какой-то период моей жизни, момент моего настроения. Они для меня все очень значимы и важны. Может, немного реже использую оранжевый.
Как делалась графика к фильму?
Это было долго и очень сложно. Сначала мы искали художника, который придумал то, какой в финале будет картина на стене, она должна была быть отражением сути фильма. И Константин Лазар сделал нам интересные танцевальные символы. Когда определились, что будет в конце, стали подводить к этому хореографию и другие детали. Конечно, в реальности невозможно танцевать и рисовать – это абстрактная метафора. И когда наши танцоры изображали, что расписывают стену, они на самом деле использовали баллончики, в основном, с дезодорантами. Потом нам пришлось уже на постпродакшене долго и мучительно все раскрашивать, дорисовывать струи краски, ведь у актеров не всегда получалось нажать на этот баллончик. Но мы справились, получилось очень натурально. Создать волшебный ответ стены на действия танцоров было непросто, но, благодаря тому, что это была электронная стена, она смогла выглядеть так сказочно.
Как танцоры оценили для себя участие в таком оригинальном проекте?
Каждый настоящий артист всегда воспользуется возможностью расширить свой творческий потенциал, попробовать что-то новое. А я снимаю только настоящих артистов. Как сказала Любовь Андреева, ведущая солистка театра балета Эйфмана, снявшаяся у меня в фильме "Кошки. Зачем они нужны?", было интересно попробовать что-то совершенно необычное, трюки на грани цирковых. И множество известных танцоров просят пригласить их для участия в моих фильмах. Они понимают, что это бесценный опыт расширения своего творческого амплуа. Хотя танцевать на камеру для большинства артистов непривычно. Они обычно ориентируются на зрителей. Им сложно представить, что зритель может оказаться где угодно. Но мы камерой помогаем каждое движение артиста сделать еще прекраснее.
Кадр из фильма "Кошки. Зачем они нужны?".
предоставлено героиней материала
Фото:
Расскажите, пожалуйста, почему Вы уделяете такое большое внимание представлению фильмов на кинофестивалях?
Когда я только начала снимать танцевальное кино, мне хотелось понять для себя, стоящее оно или нет. А потом, когда наград стало очень много, пришло понимание, что кинофестивали – это потрясающая школа обучения, это знакомство со всеми новаторскими движениями в нашем жанре, возможность познакомиться с лучшими фильмами и известнейшими авторами. Хочется представлять свою страну, продвигать наших танцоров на высоком уровне.
А какие самые интересные награды Вы получали за свои киноленты?
Самая необычная награда была мной получена на кинофестивале в Трансильвании за фильм "Вкус ночи" – это осиновый кол, с одной стороны он позолоченный, а с другой – "окровавленный". Есть интересные призы из Чили, статуэтка вроде "Оскара", но в сумасшедшем современном стиле. Имеется у нас и стеклянный фрукт, полученный на фестивале в Америке. И никто до сих пор не может определить, что это – яблоко, хурма или мандарин. Он такой, абстрактный. Хотя далеко не все фестивали дают какие-то призы, чаще всего это диплом или просто сертификат.
Кадр из фильма "Вкус ночи".
предоставлено героиней материала
Фото:
Все Ваши фильмы сняты в Санкт-Петербурге. Какие места в нашем городе больше всего Вас вдохновляют на создание Ваших работ?
Я вообще обожаю наш город и готова снимать здесь везде. У меня есть небольшой фильм "Потанцуем", это мое признание в любви Петербургу, снятое на его мостах и набережных. Каждая улица, каждая площадь вдохновляют меня создавать что-то новое. Сама живу на Петроградке, люблю гулять, смотреть на красоты. Но мне было бы интересно поснимать и в других городах, если пригласят – может, в Москве, а может, в другом регионе России. Мы ездим по фестивалям, много чего видим. Недавно были в Иркутке и Хабаровске – мы в восторге от этих городов и их жителей.
Мила Комракова на съемках фильма "Кошки. Зачем они нужны?".
предоставлено героиней материала
Фото:
У Вас есть какая-то смешная история, связанная со съемками фильма?
Всегда есть какие-то смешные истории. Со "Стеной" была смешная и одновременно неприятная ситуация. Фильм снимали три дня, артисты прекрасно знали, что нельзя менять свой внешний вид. Но один танцор оказался не в курсе и после второго съемочного дня коротко подстригся. Приходит на съемки – гримеры в шоке! Пришлось фломастерами дорисовывать ему волосы. Хорошо, что у нас по сюжету был сумрачный вечер.
Расскажите, пожалуйста, о своих идеях для новых танцевальных фильмов.
У меня с десяток неосуществленных сценариев. Сейчас хочу снять танцевальную комедию – людям нужны яркие эмоции, а смех сейчас необходим нам всем. Еще готовлю кое-что необычное с одним ювелирным домом. Но главный проект – это масштабный танцевальный фильм "Кукловод". Мечтаю найти спонсоров и создать его вместе с лучшими артистами балета. Очень хочется доказать еще раз всему миру, что наш балет прекрасен.
Подробнее читайте на metronews.ru ...