2017-2-3 14:59 |
Газета New York Times, оценив первые шаги администрации Трампа во внешней политике, сделала вывод вопреки прежним обещаниям, новый президент опирается на столпы, установленные Обамой. В подтверждение этого тезиса издание приводит первое выступление нового постпреда США в ООН Никки Хейли, речь в котором шла о Крыме, Украине и санкциях против России.
Дональд Трамп, обещавший порвать с той внешнеполитической линией, которая сложилась при Бараке Обаме, на самом деле перенимает ключевые векторы стратегии своего предшественника. Такой тезис содержится в материале под заголовком «Трамп обнимает столпы внешней политики Обамы», опубликованном накануне газетой New York Times. В подтверждение этого тезиса издание приводит заявление нового, назначенного администрацией Трампа, постпреда США при ООН Никки Хейли.
Хейли в своем первом выступлении на заседании Совбеза ООН заявила: США не будут отменять санкции против России, пока она не прекратит «дестабилизировать» Украину и не выведет войска из Крыма, который должен быть передан Киеву. Как отмечает NYT, уже это выступление Хейли во многом напоминало стиль ее предшественницы Саманты Пауэр выдвиженки администрации Обамы. На то, что Хейли говорила так, будто текст ей написала Пауэр, обратил внимание и российский парламентарий, член Совета Федерации Алексей Пушков.
Российский постпред Виталий Чуркин (которому в недавнем прошлом не раз приходилось отвечать на нападки Пауэр) напомнил новой представительнице США в ООН «замечательные исторические слова» из американской конституции: «Мы, народ». Народ Крыма «вполне определенно выразил свою волю на референдуме», подчеркнул дипломат. Чуркин добавил: «Тогда ваша совесть, может быть, будет чуть более чиста и вы сможете рассуждать на другие темы».
Впрочем, надо отметить, что российский представитель демонстрировал оптимизм. После заседания СБ ООН Чуркин заметил, что первая речь Никки Хейли показала «ощутимую смену тона» в сравнении с риторикой прежней администрации США. «Надеюсь, этот путь приведет к чему-то более конструктивному, чем то, что было до сих пор», цитирует Чуркина ТАСС.
По старому пути?
Как отмечается в уже упомянутой публикации New York Times, восстановление отношений с Россией было центральным элементом внешней политики Трампа во время избирательной кампании. Однако, настаивает издание, складывается впечатление, что пока что продолжается та линия поведения, которая сложилась при Обаме.
Так, в пятницу новый глава Пентагона Джеймс Мэттис пригрозил Северной Корее но в практически аналогичных выражениях к Пхеньяну обращался и его предшественник из команды Обамы, Эштон Картер. Мэттис, будучи в Токио, подтвердил обязательства разместить противоракетную систему THAAD в Южной Корее и заверил Японию в сохранении союзнических отношений.
New York Times напоминает о том, что администрация Трампа готовит новые экономические санкции против Ирана, подобные тем, которые администрация Обамы применила около года назад. При этом Трамп не спешит выполнять свое обещание разорвать «ядерную сделку» с Тегераном, отмечает издание.
Как сообщает The Washington Post, администрация Трампа обратилась к Израилю с призывом воздержаться от строительства новых поселений на Западном берегу реки Иордан, так как это «может не быть полезным» для самого Израиля. Новый пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер пояснил, что речь идет как о строительстве новых поселений, так и о расширении уже существующих.
Ранее с аналогичными призывами воздержаться от строительства поселений к Израилю не раз обращались Барак Обама и Джон Керри. От Трампа же ожидали радикального пересмотра отношений с еврейским государством в сторону их улучшения. Как отметили израильские СМИ, в недавнем интервью телеканалу Fox News Трамп не подтвердил ранее данное им обещание перевести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим. Новый президент уклонился и от ответа на вопрос о судьбе «прощального подарка» Обамы Палестинской автономии транша в 221 млн долларов (ранее СМИ сообщали о том, что Трамп распорядился заморозить этот перевод).
«Новые администрации часто отказываются радикально менять внешнюю политику своих предшественников, как они обещали, поскольку управление государством сильно отличается от предвыборной кампании», резюмирует автор публикации The New York Times. Справедлив ли этот вывод в отношении администраций Обамы и Трампа?
Позиция просматривается
Политолог, декан факультета мировой политики и экономики ВШЭ Сергей Караганов решительно не согласился с заявлением New York Times о том, что ключевые аспекты внешней политики Обамы при Трампе не изменятся.
Некоторые аспекты политики Обамы Трамп действительно перенимает, а некоторые нет, заметил эксперт в комментарии газете ВЗГЛЯД. «Что касается Крыма, США не признают присоединение (к России), это совершенно очевидно», подчеркнул эксперт. Он пояснил, что такова сейчас общая позиция, и Трамп «не хочет дополнительно злить публику, тем более что он находится под серьезной атакой».
Что касается отношений с Израилем, «хотя Трамп отступил от своей однозначной политики поддержки всего и вся, тем не менее очевидно, что он занимает гораздо более жесткую произраильскую позицию, чем Обама», подчеркнул эксперт.
Крайне жестко президент США настроен и в отношении Ирана, и не только по поводу ядерной программы, но и по поводу поддержки Ираном различных групп, которые США считают террористическими, напомнил собеседник. В дальнейшем «здесь могут быть разногласия между Россией и США, поскольку у нас другая позиция и другие интересы», добавил он.
Администрация Трампа вряд ли ограничится простым продолжением санкций против Ирана, уверен Караганов. «Там хотели добавить санкции и, возможно, угрожать военными действиями, если Иран будет испытывать новые ракетные вооружения или поддерживать группировки, которые ему близки, на Ближнем Востоке, но это пока только угрозы», отметил собеседник. В любом случае общая тенденция этой администрации просматривается «это гораздо более жесткая позиция в отношении Ирана, в принципе, и в отношении исламских радикальных сил».
По контрасту с «хулиганкой»
По мнению Караганова, заявление Никки Хейли «было выдержано в куда лучших тонах, чем обычно», было более сдержанным по сравнению с выступлениями прошлых представителей США в ООН и это не мог не отметить Виталий Чуркин. Караганов также обратил внимание на то, что Хейли не делала акцент на ситуации в Донбассе и на уже ставших традицией обвинениях России в «агрессии».
На то, что «выступление Никки Хейли было сдержанным», указал и политолог-американист Дмитрий Дробницкий. «Сравнивать ее поведение с поведением хулиганки Пауэр бессмысленно», подчеркнул эксперт в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
«Я бы посоветовал после 2016 года скептически относиться ко всему, что написано в NY Times. Это не та газета, которая зарекомендовала себя в качестве солидного средства массовой информации за XX век. Это совершенно другое издание», добавил собеседник, напомнив, что газета «служила глобалистской элите, которая проиграла на выборах 2016 года».
Сергей Караганов, в свою очередь, отмечает: мнение журналистов New York Times «не является мнением, которое стоит обсуждать. Это политическое маневрирование». Он пояснил, что с одной стороны это могут быть попытки повлиять на администрацию, а с другой стороны это подготавливает их некоторое отступление от жесткой антитрамповской позиции, которая может угрожать интересам этой газеты.
Дмитрий Дробницкий отметил, что Хейли выступала меньше четырех минут, при этом в течение первой минуты всех приветствовала, в то время как Виталий Чуркин около девяти минут, а украинская сторона около 15 минут. «Один тайминг говорит, что это не тот вопрос, который она хотела бы обсуждать в Совбезе ООН», подчеркнул эксперт. Хейли назвала неприятным тот факт, что работу в Совбезе приходится начинать с критики России, указал Дробницкий.
По мнению собеседника, МИД «упускает важную вещь». Он напомнил, что около тысячи сотрудников Госдепа открыто взбунтовались против политики, которую, как они ожидают, будет проводить Трамп. «А еще огромное количество людей просто занимаются скрытым саботажем и об этом пишет американская пресса», подчеркнул собеседник. Он напомнил, что в Вашингтоне, округе Колумбия отдали 80 с лишним процентом голосов за Хиллари Клинтон. «Это все люди, живущие и работающие в Вашингтоне. Надо понимать, с кем общаешься», указал Дмитрий Дробницкий.
Не дать распоясавшимся бюрократам отменить надежды на сближение
«Потребуется определенное время, чтобы люди, которые пришли в результате выборов, взяли полностью под контроль аппарат Госдепартамента», подчеркнул Дробницкий. Сейчас у Никки Хейли могут оказаться на столе документы, подготовленные теми же самыми сотрудниками Госдепа, «которые открыто фрондируют по отношению к новой администрации Белого дома, и ничего удивительного в этом нет», подчеркнул политолог.
В связи с чем работники нашего МИДа должны использовать «креативные каналы общения. Большое упущение, что еще даже до утверждения Рекса Тиллерсона никто из российского МИДа не вышел на контакт с Никки Хейли. Я понимаю, что так комфортно работать МИДу, он так привык, общаясь по стандартным каналам, дескать, помощники подготовят, отметил эксперт. Надо понять, что эти помощники это люди, которые открыто выступают против сближения Москвы и Вашингтона».
Поэтому «стандартные методы работы надо уже отбрасывать и работать более интенсивно, более креативно, если мы хотим каких-то прорывов в этом направлении». Дробницкий отметил, что Рекс Тиллерсон, преодолев сопротивление Сената, только-только занял свой пост госсекретаря. И теперь встречаться с Рексом Тиллерсоном нужно раньше, чем на полях какого-либо саммита или форума. «Любая потеря в этом вопросе не поможет ни одной из сторон, ни Кремлю, ни Белому дому. И если обе стороны позволят распоясавшимся вашингтонским бюрократам отменить все надежды на сближение, только две стороны и могут себя за это винить», подчеркнул эксперт.
При этом ответ Виталия Чуркина, который цитировали СМИ, собеседник назвал «удачным. Потому что это попытка поговорить на языке своего визави. Другое дело, что нужно было позвонить по телефону Никки Хейли задолго до и сказать то же самое, чтобы у нее появилась другая картинка». Он напомнил, что у Хейли нет никакого опыта работы в Госдепе, и это была принципиальная позиция Трампа в ее назначении. «То есть она в этом смысле не зашоренная. А действуя через помощников, мы попадаем в область зашоренных и озлобленных проигрышем Хиллари Клинтон бюрократов», резюмировал эксперт.
Теги:
США, ООН, Барак Обама, Совбез ООН, внешняя политика США, Виталий Чуркин, Крым, США и Россия, Дональд Трамп
.Подробнее читайте на vz.ru ...