2023-12-22 07:00 |
Хотя сегодня перспективы немедленных переговоров кажутся туманными, важно рассмотреть содержание таких договоренностей уже сейчас, чтобы политики могли быть готовы, когда придет время, говорят Сэмюэл Чарап - старший политолог корпорации RAND, специализирующийся на внешней политике России и бывших советских республик, и Джереми Шапиро - директор по исследованиям Европейского совета по международным отношениям.
По их словам, хотя в настоящий момент перспективы мира между Россией и Украиной туманны и Украина отвернулась от предложения, сделанного в начале конфликта, о стремлении к нейтралитету и вместо этого потребовала ускоренного вступления в НАТО, что является давней красной линией для России, конфликт рано или поздно закончится. И закончится, вероятно, путем мирных переговоров.
Эксперты в своей статье обрисовали элементы реалистичного завершения конфликта, учитывая текущие обстоятельства, которые отражают интересы всех сторон, но не удовлетворяют полностью ни одну из них.
Они считают, что первый этап переговоров будет сосредоточен на сокращении, если не на прекращении насилия. Чтобы быть долговечным, он может включать некоторые или все из четырех следующих элементов:
Соглашение о прекращении военных действий
Разведение войск и отвод огневых и ракетных комплексов с линии соприкосновения
Контактная группа для мониторинга соблюдения требований и предоставления форума для обсуждения текущих проблем.
Сторонняя наблюдательная миссия
Для наблюдательной миссии настоящие миротворческие силы были бы идеальными, но это маловероятно, учитывая возможности сторон и недоверие к наиболее вероятным миротворцам.
«Мирный договор, который восстанавливает двусторонние отношения между Россией и Украиной, сейчас не обсуждается, но некоторые политические споры, которые привели к конфликту или были им созданы, вероятно, придется урегулировать, чтобы гарантировать, что даже прекращение огня будет соблюдаться в долгосрочной перспективе», - говорят эксперты
В частности, вопрос о геополитическом статусе Украины, очевидно, является основным. Попытки его разрешения могут привести к одному из трех результатов:
Бухарест Плюс: Украине всегда говорят, что она «станет» членом альянса, как обещали союзники в коммюнике саммита в Бухаресте 2008 года, но на самом деле она так и не присоединилась. Тем временем у нее будут двусторонние обязательства по оказанию помощи в области безопасности.
Западногерманская модель: Украина получает обязательства по оказанию помощи в сфере безопасности и после стабилизации режима прекращения огня становится членом НАТО по «западногерманской» модели (когда Федеративная Республика Германия (ФРГ) стала членом альянса, союзники распространили действие статьи 5 только на внутригерманскую границу и ясно дали понять, что они не придут на помощь Бонну, если он начнет войну с Восточной Германией, хотя они и признавали ФРГ единственным законным правительством). Для Украины эта модель повлечет за собой распространение статьи 5 только на линию соприкосновения и аналогичное послание о том, что союзники не будут поддерживать никакие наступательные действия, даже с целью вернуть себе суверенную территорию Украины.
Модель Западная Германия + Норвегия: Норвегия была передовым государством в Холодной войне, одним из двух союзников, имевших общую сухопутную границу с Советским Союзом. Чтобы избежать эскалации отношений со своим соседом-сверхдержавой, она приняла добровольные меры самоограничения, отказавшись от размещения ядерного оружия на своей территории, постоянного базирования иностранных сил и военных учений вблизи советской границы. Для Украины этот вариант повлечет за собой членство по западногерманской модели с аналогичными мерами самоограничения, а также двусторонними обязательствами по оказанию помощи в сфере безопасности.
Если Украина решит вернуться к неприсоединению, возможны две модели:
Модель Стамбульского коммюнике: Украина официально принимает нейтралитет и обязуется не размещать у себя иностранные силы или учения с участием иностранных сил. Киев получает гарантии безопасности от ряда стран (включая США, Германию и Польшу, а также Россию), которые повлекут за собой обязательство прийти на помощь Украине, если она подвергнется нападению в будущем, аналогично статье 5.
Модель Израиля: Украина берет на себя обязательство явного неприсоединения, но получает обязательства по оказанию помощи в области безопасности (а не гарантии безопасности). По сути, это «израильская модель» - Соединенные Штаты не имеют официальных договорных обязательств перед Израилем, но предоставляют обширную военную помощь.
Детали будущих механизмов безопасности Украины продолжают горячо обсуждаться и затрагивают критические вопросы суверенитета Украины. Но для целей этих усилий ключевым вопросом является то, способствует ли данный геополитический статус устойчивому окончанию конфликта, рассуждают авторы.
Интерес США и их союзников после окончания боевых действий состоит в том, чтобы гарантировать, что они не начнутся снова. Таким образом, цель состоит не только в обеспечении безопасности Украины, но и в том, чтобы сделать это таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность повторения противостояния.
Stimson
Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках».
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...