2018-6-28 14:40 |
Расширение полномочий Организации по запрету химического оружия (ОЗХО) произошло под давлением Запада и угрожает существованию этой организации в нынешнем виде. Так в России отреагировали на принятие британской резолюции, которая позволит ОЗХО не только расследовать предположительные химатаки, но и устанавливать виновных.
Чем чревато подобное решение и почему оно так обеспокоило Москву?
Москва сомневается, что Конвенция о запрещении химоружия (КЗХО) и ОЗХО сохранятся в нынешнем виде после состоявшегося накануне голосования о наделении организации атрибутивными функциями. Замглавы МИДа Сергей Рябков назвал голосование «очень серьезным ударом» по самой конвенции и по ОЗХО.
«Вопреки всем аргументам, которые выдвигала российская сторона и наши единомышленники, вопреки очевидной логике, что столь серьезное решение нельзя принимать, просто голосуя тем или иным составом, все-таки Великобритания, США и примкнувшие к ним страны продавили, в том числе путем грубого нажима, данное решение, но последствия будут тяжелыми», сказал Рябков.
Постпред России в ОЗХО Александр Шульгин убежден, что расширение полномочий организации произошло в том числе путем «открытого шантажа» ближайших союзников Москвы, западные партнеры играли «явно не по правилам». «Дипломаты группы поддержки Великобритании буквально табунами ходили по МИД различных государств, прессинговали, давили», посетовал Шульгин. Кроме того, по его словам, еще за день до скандальной конференции зал заседаний заполонили представители карликовых государств, в том числе островов Кука, Соломоновых островов, Тувалу, Фиджи и других, которые единодушно выступили «адвокатами британского проекта».
О том, что принципы работы ОЗХО могут измениться, Александр Шульгин уже предупреждал ранее. В интервью газете ВЗГЛЯД он говорил, что «на сотрудников ее техсекретариата в последнее время оказывается серьезное давление». «Сложно сохранять независимый, нейтральный статус. Но нельзя играть на стороне кого-то», подчеркивал постпред.
Скандальная британская резолюция, которая наделяет ОЗХО обвинительными функциями, была принята накануне на конференции в Гааге, которая проходит с 26-го по 28 июня. Проект решения поддержали 82 делегации, против выступили 24. Организация теперь сможет не только инспектировать места, связанные с химическим оружием, и проводить расследования предположительных химатак, но и устанавливать виновных в этих атаках. Новые полномочия ОЗХО вступят в силу не раньше ноября, когда страны-участницы Конвенции о запрещении химоружия соберутся на очередную сессию.
Британия предложила расширить функционал ОЗХО, после того как в марте в городе Солсбери были отравлены экс-сотрудник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия. Без приведения доказательств Лондон обвинил в покушении Москву, заявив, что для отравления якобы использовалось нервно-паралитическое вещество типа «Новичок».
Россия отвергает все эти обвинения, апеллируя, в отличие от британцев, к фактам. Еще одним фактором стало голословное обвинение Запада в адрес правительства Сирии, а заодно и отчасти в адрес России в связи с якобы осуществленной химической атакой в сирийском городе Дума.
Как заявил глава британского МИДа Борис Джонсон, своей нынешней резолюцией Лондон решил поддержать все страны «в борьбе с угрозой химического терроризма». Также министр назвал необходимым установить виновных в «нападениях с применением химоружия в Сирии». Итоги голосования он назвал «результатом обширного сотрудничества». Среди сторонников принятия резолюции оказалась и Германия. Как заявил министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас: «Мы послали важный сигнал: того, кто применяет химическое оружие, нужно идентифицировать и привлечь к ответственности».
Замминистра иностранных дел России Александр Грушко еще до голосования назвал попытки «наделить ОЗХО атрибутивными функциями» прямой дорогой «к кризису и конфликту в этой гаагской организации» и «подрыву прерогатив Совета Безопасности ООН».
Постпред Александр Шульгин подчеркнул, что ОЗХО является «сугубо технической организацией» и не может называть ответственных за химические атаки. Он убежден, что вопрос об ответственности за применение химоружия должен решаться только в рамках Совбеза ООН, а инициаторы расширения мандата ОЗХО захотели обойти вето России в Совбезе.
Бывший член комиссии по биологическому оружию ООН химик Игорь Никулин также уверен, что это попытка избежать российского и китайского вето в СБ ООН.
«Они хотят сами назначать виновных, чтобы в одном лице был суд, прокурор, обвинитель и даже палач. Запад и страны Европы постепенно теряют свои лидерские позиции в экономике и даже в военной сфере. Они пытаются на последнем издыхании разрушить всю систему международных отношений, которая сложилась за последние 70 лет»,
заявил Никулин газете ВЗГЛЯД. По его мнению, западники хотят управлять международными организациями как акционерными обществами, но «такой подход может разрушить всю существующую систему сдержек и противовесов».
«Западные страны обратились к площадкам ОЗХО и таким образом провели решение о наделении ОЗХО функциями наказания виновных», заявил газете ВЗГЛЯД эксперт по химоружию, бывший инспектор ООН по Ираку Антон Уткин. «Это было сделано для того, чтобы иметь международное осуждение действий в Сирии, получать якобы объективные причины, по которым западные государства обязаны бороться с «этим ужасным» режимом Асада. Задачей всех этих действий является свержение режима Башара Асада, вытеснение России из Сирии и с Ближнего Востока в целом», подчеркнул он.
Еще до голосования Россия выражала свое несогласие с проектом. Замминистра промышленности и торговли России Георгий Каламанов говорил о готовности Москвы подискутировать с британцами об их инициативе. Венесуэла, Иран, Белоруссия, Казахстан и Бурунди предлагали свои поправки по вычеркиванию из британского проекта «атрибутивного механизма», однако они были отклонены.
Тому, что России не удалось предотвратить подобное развитие событий и помешать принятию британской резолюции, есть простое объяснение. Как пояснил Игорь Никулин, в 1990-е и начале «нулевых» Россия потеряла многие позиции на международной арене. В те времена людей, которые хоть как-то симпатизировали России, просто сметали с занимаемых ими должностей. Так произошло с экс-генсеком ООН Бутросом Бутрос-Гали, с бывшим директором ОЗХО Жозе Бустани.
«В 2002 году Бустани поставил вопрос, чтобы провести инспекции британского «Портон Дауна» и американских объектов, и его сразу же убрали в нарушение устава ООН и ОЗХО. Они не смогли набрать большинство голосов, а просто заставали его уйти открытым шантажом и угрозами в адрес его и его семьи», напомнил Никулин.
Сейчас у России осталось мало друзей в международных организациях, так как раньше эти отношения были слишком коммерционализированы. «Количество голосов в пользу нашей позиции постепенно растет. В первом голосовании по Сирии в нашу пользу было всего шесть голосов, второй раз уже 14, а по нынешней резолюции 24. Однако это все еще не слишком значимо. В мире растет разочарование односторонними действиями США и других западных стран, но пока не сложилась устойчивая коалиция, которая могла бы противостоять этой политике», считает Никулин.
В то же время против нынешней британской резолюции высказались не только Россия, Сирия и Иран, но и такие крупные игроки, как Индия и Китай, что внушает позитив, отметил Антон Уткин. Тем не менее пока в ОЗХО доминирует позиция западных государств. Например, в сирийской миссии руководителями двух групп остаются британцы, которые ранее отработали максимальный семилетний срок. Но их все равно наняли по временным контрактам. «Это просто нонсенс. Тем не менее британская сторона имеет возможность проводить такого рода доминирующие назначения», уверен собеседник.
Стоит отметить, что российский МИД предпринимает ответные выпады в адрес западников. Так, накануне на заседании Совета ООН по правам человека представитель российской делегации Егор Шульгин выступил с критикой стран Европы по правочеловеческой тематике в связи с отсутствием «результатов расследования громкого скандала телфордской сети педофилов в Великобритании» и безнаказанностью чиновников, ответственных за принудительную депортацию мигрантов из бывших британских колоний. А постпред России при ООН Василий Небензя раскритиковал доклад генсека организации Антониу Гутерриша о ядерной сделке с Ираном, в котором не упоминалось, что США нарушили соглашение с Ираном и резолюцию ООН 2231 в поддержку иранской ядерной сделки. Однако трансформировать это в конкретные резолюции против Запада пока так и не удается, прежде всего из-за его доминирования в международных организациях.
Теги:
внешняя политика США, химическое оружие, международное право, ОЗХО
.Подробнее читайте на vz.ru ...