2018-8-7 14:20 |
Ровно десять лет назад, в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, в Южной Осетии началась война. Военные Грузии из «Града» обстреляли Южную Осетию, напали на республику и разрушили часть ее столицы Цхинвала. Россия, встав на защиту жителей Южной Осетии, многие из которых приняли российское гражданство, выбила из города грузинскую армию. Итогом так называемой «пятидневной войны» стал факт признания Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии. В тот период Дмитрий Медведев находился на посту президента России. Сегодня, будучи премьер-министром страны, он вспоминает подробности событий, которые, как не исключено, могут повториться.
Аморальный Саакашвили
В интервью В«КоммерсантуВ» премьер-министр России заявил, что к войне в Южной Осетии привело безответственное, аморальное и преступное поведение Михаила Саакашвили и его приспешников. В«Да, там в тот период была высокая степень напряженности. Она, собственно, возникла не в 2008 году, а в 1991-м. И эти напряженные отношения между отдельными составными частями на тот период Грузинской Советской Социалистической Республики ощущались даже до того периодаВ», - отметил Дмитрий Медведев. Отметив, что напряжение чувствовалось уже на В«бытовом уровнеВ».
Премьер подчеркивает, что главная проблема заключалась не только в том, какие решения принимали власти Тбилиси в 1990-е годы. Речь идет и о не принятых решениях, которые были необходимы Абхазии и Южной Осетии. В результате и возник конфликт, пришлось вводить миротворцев. Однако, как поясняет Дмитрий Медведев, до 2008 года удавалось В«балансировать все эти негативные процессы, выступления, проявления насилия даже, которое вспыхивало спорадическиВ».
А вот уде в 2008 году грузинское правительство, по словам российского премьера, во главе с президентом Грузии В«дало зеленый светВ» агрессии. В итоге произошли всем известные события. В«Это не было неизбежно. Это, безусловно, являлось субъективным выбором Саакашвили и его окруженияВ», - считает Медведев.
Надеялись на другого президента России
Медведев вспоминает, что вначале его президентства отношения с главой Грузии выглядели неплохо, и на одной из первых встреч Саакашвили наговорил В«массу приятных словВ», после чего заявил, что хочет восстановить отношения с Россией и дружить с Москвой. На что ему был дан ответ: В«Хотите развивать отношения — давайте будем развивать. Нам нужны нормальные, дружеские отношения с нашим соседом — Грузией, мы к этому готовыВ».
Тогда еще президент России Медведев был убежден, что можно было сблизить конфликтующие стороны и сохранить возможность существования самого государства в таких границах, будь то федерация, конфедерация, либо еще как-то. Более того, это могло стать выбором всех народов, которые населяли Грузию в те года. А это и сами грузины, и осетины, и абхазы. Казалось, что Саакашвили был сторонником этой идеи, однако потом, по словам Медведева, он пропал. Оценивая поведение главы Грузии, Дмитрий Медведев отметил следующее:
В«Я тогда не придал этому большого значения, но теперь склонен считать, что это уже была выработанная линия. Он, с одной стороны, рассчитывал, что новый руководитель Российской Федерации займет какую-то иную позицию во взаимоотношениях с его правительством и с ним лично. Иными словами, просто не будет вмешиваться в те процессы, которые будут там идти, не будет никак реагировать на действия, которые могут быть предприняты в отношении и наших миротворцев. И, самое главное, граждан Российской Федерации, которые жили и в Абхазии, и в Южной ОсетииВ».
Параллельно с этим Саакашвили уже активно консультировался со своими В«покровителями из СШАВ». Так, у него в гостях в то время побывала Кондолиза Райс (тогда она была госсекретарем США). А еще ранее он встречался Дэниелом Фридом, помощником госсекретаря США по Европе и Евразии, который курировал отношения со странами бывшего Советского Союза. Фрид известен своей крайней русофобской позицией.
Казнить и громить никого не собирались
Возвращаясь к конфликту, В«ЪВ» напоминает, что в тот период российские танки остановились в нескольких десятках километров от Тбилиси. Отвечая на вопрос, почему войска не пошли дальше, Дмитрий Медведев заявил, что главной целью было В«выбить грузинские войска из Цхинвала, навести там порядокВ», а также сделать все, чтобы предотвратить возможность дальнейшей эскалации насилия.
Премьер-министр РФ подчеркивает: В«Цель не состояла в том, чтобы разгромить Грузию или казнить Саакашвили. Я считаю, что я правильно поступил, когда принял решение о том, чтобы проявить сдержанность и не форсировать дальнейшие действияВ».
В итоге, как отмечает политик, это дало возможность В«успокоить ситуацию не только в Грузии, Осетии и Абхазии, но и выйти на достаточно спокойные отношения с Европейским союзом и другими странамиВ». Медведев напомнил, что, несмотря на довольно жесткую реакцию, Россия достаточно быстро смогла прийти к договоренности, а итогом работы комиссии Хайди Тальявини (швейцарский дипломат, глава международной комиссии по расследованию причин конфликта в Южной Осетии) была констатация того, что военный удар был нанесен грузинской стороной и они начали агрессию.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...