2016-9-14 12:26 |
Правительство России включило в список продовольственного эмбарго, которое действует с лета 2014 года в отношении ряда стран, соль. С ноября 2016 года на российском рынке останется только соль российского, белорусского и казахского производства. С чем связан новый запрет и к чему он приведет?
С 1 ноября 2016 года Россия полностью переходит на свою соль – продукт незаменимый, используемый в каждом доме и тем более привлекательный. Правительство, следуя собственной логике, которая никак не разъясняется гражданам, включило соль в список продуктов, попадающих под действие продовольственного эмбарго. Поскольку эмбарго напрямую связано с экономическими санкциями Запада и действует с августа 2014 года, власти, безусловно, хотели бы, чтобы новая редакция списка В«запрещенкиВ» рассматривалась в качестве еще одного способа сделать больно В«нашим партнерамВ». Однако истинная цель административных мер – устранение конкурентов на внутреннем рынке и создание новой рентной отрасли.
Три года назад тройка крупнейших поставщиков соли на российском рынке выглядела так: треть от объема поставок приходилось на отечественную компанию В«РуссольВ», порядка 30% на белорусскую В«МозырьсольВ» и четверть – на украинскую В«АртемсольВ». И хотя запрет на импорт соли любого вида – техническую, пищевую, морскую и даже для промывания носа – распространяется теперь на два десятка стран с США во главе, не трудно заметить, что конкурентами российским поставщикам большинство из них вовсе не были. А вот Украина, в отличие от Австралии, Албании или Канады, была и не давала загрузить по полной мощности российских производителей. Лоббисты старательно обхаживали Белый дом и министерства.
Первую соляную войну против Украины Москва развязала в январе 2015 года. Роспотребнадзор неожиданно обнаружил в продукте украинской госкомпании В«АртемсольВ» несоответствия В«требованиям, предъявляемым к содержанию примесей, йода и органолептическим показателямВ». В результате в течение полутора лет – до мая 2016 года украинская соль в Россию не завозилась. Открывшейся возможностью моментально воспользовались В«РуссольВ» и второй крупный игрок В«Тыретский солерудникВ». Компании, вместе добывающие 95% соли в России, быстро поделили долю оставленного за бортом конкурента.
Благодаря санкциям В«РуссольВ» увеличила добычу на озере Баскунчак в Астраханской области, а В«Тыретский солерудникВ» нарастил производство на 80% и выручку до 1 млрд руб., также добившись права разрабатывать Воробьевское месторождение каменной соли в Калужской области (основная добыча у компании в Иркутской области). По итогам 2015 года доля российской продукции на рынке составляла 66% – в 1,5 раза больше, чем годом ранее. На страны Евразийского экономического союза – Белоруссию и Казахстан пришлось 22 и 8% соответственно. Перспективным бизнесом заинтересовался сын генерального прокурора России Юрия Чайки Артем. По крайней мере, в июле 2016 года его полный тезка выкупил 90% В«Тыретского солерудникаВ».
Но что-то пошло не так: с июня этого года Роспотребнадзор пересмотрел свое решение и разрешил В«АртемсолиВ» ввозить в Россию до 170 тыс. тонн соли в год. За три летних месяца Украина вернула себе 3% российского рынка и, конечно, начала мешать развиваться отечественным производителям. Об этом глава Оренбургской области Юрий Берг написал в письме президенту Владимиру Путину с призывом запретить импорт украинской соли. В письме губернатора торчали уши отраслевых лоббистов, ведь именно в Оренбурге расположен головной офис В«РуссолиВ».
Оно и понятно – компании инвестировали средства в расширение производства на расчищенном от иностранного присутствия рынке, что, собственно, и называется в России В«импортозамещениемВ», и внезапно оказались лицом к лицу с реальностью возвращения прежнего конкурента. Так, например, В«Тыретский солерудникВ», принадлежащая Артему Чайке, на Воробьевском месторождении может добывать 150 тыс. тонн в год, что равняется квоте, выданной В«АртемсолиВ». К тому же, оптовые цены за 2015 год, когда доля российских поставщиков росла как на дрожжах, упали на 13%. То, что солью занялся, предположительно, сын генерального прокурора, определенно увеличило шансы на успех сторонников закрытого, поделенного между своими рынка. Поэтому дальнейшее развитие событий было в каком-то смысле предопределено.
Но интересны детали: запрет на этот раз введен не Роспотребнадзором под предлогом случайного несоответствия, а правительством, причем с помощью инструмента, идеально подходящего для административного перекраивания рынка – санкционного списка. Ситуация с солью дает отчетливое представление для чего было введено продовольственное эмбарго: чтобы под оглушительную патриотическую риторику поделить доходные рынки. В таком случае они становятся рентными кормушками определенных влиятельных кланов. Так внутриэкономическая борьба подается под видом внешнеполитического ответа Западу и врагам России, в том числе Украины. И, что самое главное, получает поддержку населения.
Впрочем, создание рентных отраслей административным путем заканчивается одним – население будет платить больше. А так как от соли потребители никогда не откажутся, платить за нее от сына прокурора все равно придется. Вот такое импортозамещение, которое на самом деле история не про конкуренцию, а про создание монополий под чиновников и их родственников. Показательно, что успокоить общественность попытался глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, заявив, что В«проблем у нас не будетВ». В«Мы вообще такая соляная державаВ», – заключил чиновник.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...