2018-9-19 18:13 |
Ситуация вокруг выборов в Приморье развивается стремительно и, в общем, весьма неожиданным образом. Очень многие уже махнули на всё происходящее рукой, решив, что партия власти окончательно продавила своего кандидата и отказываться от достигнутого результата не намерена.
Как оказалось, делать окончательные выводы было преждевременно.
Эта крайне неприятная история, возродившая в памяти многочисленные скандалы с фальсификацией местных выборов, могла нанести колоссальный ущерб авторитету российской власти, поскольку ставила под сомнение сам факт наличия в России одного из важнейших демократических институтов. Сейчас развивается множество коллизий, которые уже, однако, никак не повлияют на развязку. Ни заявления Андрея Тарасенко, которому Избирком Приморского края присудил победу, о том, что он отказывается слагать с себя полномочия губернатора и не знает, стоит ли ему участвовать в третьем туре, ни демарш кандидата от КПРФ Андрея Ищенко, выступившего против отмены итогов выборов, не меняют сущностного смысла событий. Кремль обозначил свою позицию, и она обусловлена не партийными предпочтениями, которые у него, понятное дело, имеются, необходимостью сохранения базовых институтов государства.
Высокий стандарт избирательной кампании был задан прошедшими в марте этого года выборами президента России. Никаких серьёзных и обоснованных возражений их итоги у вменяемой части оппозиции не вызвали — было абсолютно очевидно, что сколько-нибудь серьёзных нарушений, влияющих на итоговый результат, не было. Использовали все возможные средства для максимальной чистоты выборов: свободный допуск наблюдателей для контроля как хода голосования, так и финального подсчёта голосов, онлайн-трансляция с избирательных участков.
В Приморье же все достижения президентской кампании были фактически обнулены. По словам председателя ЦИК Эллы Памфиловой, использовались вбросы, переписывались протоколы, имел место подкуп избирателей, а достоверность волеизъявления на 13 участках в Приморском крае невозможно определить из-за ограничения доступа на участки. Отмечается, что документация и данные протоколов на этих участках оставались в помещении ТИК без должного контроля со стороны членов комиссии.
— Эти факты в совокупности с иными косвенными признаками позволяют с высокой долей вероятности делать выводы, что проводились манипуляции с целью напрямую повлиять на результаты выборов, — заявила Памфилова.
С "вбросами" — имели ли они место быть — и обоснованностью жалоб будет разбираться специальная комиссия, которая уже вылетела из Москвы во Владивосток.
Из слов Памфиловой понятно, что просто пересчитать голоса, как того требует Андрей Ищенко, невозможно из-за того, что масштаб фальсификаций полностью смазал картину волеизъявления, и задним числом уже нельзя произвести сколько-нибудь точные замеры. Значит, третьего тура не избежать.
Вмешательство Москвы возвращает выборы к уже достигнутым в марте параметрам. И это имеет колоссальное значение, поскольку в Приморье мог сформироваться механизм, который пошёл бы "гулять" по регионам, напряжённо ожидавшим, чем разрешится конфликт. Регионы, где должны выбирать губернаторов, готовились по итогам коллизии использовать схему, отработанную на приморском полигоне. Им дано очень ясное указание, что никакого продавливания якобы поддерживаемых властью кандидатов не будет, а будет так, как решит избиратель. Если партия власти потеряла свои позиции, то это проблема регионального отделения — Москва не намерена оказывать поддержку политикам, проигравшим борьбу за голоса людей.
Политические интересы и предпочтения не играют ровным счётом никакой роли, когда речь идёт об институтах и законе, в данном случае — праве граждан определять путём выборов своё будущее.
И отдельное слово о роли гражданского общества, о рождении которого в России именно в связи с отменой итогов выборов уже говорят некоторые мои коллеги. Я полагаю, что элементы гражданского общества существуют в стране уже довольно давно. Именно поэтому и удалось привлечь такое внимание к скандальной ситуации в Приморье. То есть если бы люди полагали, что фальсификации — это хотя и возмутительная, но сложившаяся традиция, против которой не попрёшь, то едва ли возмущение было бы столь массовым и единодушным. Граждане с некоторых пор стали считать, что слова о честных выборах — это не дежурная фигура речи, а наличная реальность, которую они, имея своим партнёром государство, обязаны отстаивать. Так что честные выборы — они уже есть, просто нуждаются в защитниках, которые не преминули появиться на сцене. С чем мы все себя и можем поздравить. .
Подробнее читайте на life.ru ...